Легенды столичного общепита. Детское кафе "Икар", или как в Курасовщине "приземлился" самолет
08.01.2015 18:18
—
Новости Общества
Дефицитные глазированные сырки были отнюдь не главным, что привлекало в детское кафе "Икар" ребятню. Самое яркое впечатление оставляло то, что кафе находилось в самолете.
Пожалуй, о самом необычном минском кафе из прошлого и о множестве игр, связанных с самим самолетом, - в очередном материале серии "Легенды столичного общепита".
Минчанин, который назвался Сан Романыч, сегодня уже взрослый человек, делится детскими воспоминаниями о том, как "в одно солнечное ноябрьское утро совершенно неприметный кусочек столичной территории проснулся знаменитым". Речь идет о тогдашнем пустыре между длинным девятиэтажным домом по адресу Корженевского, 31 и отрезком той же улицы от площади Казинца до забора железнодорожной больницы.
– Выхожу я, как обычно, в школу, с крыльца бросаю взгляд на тот пустырь и… просто не верю своим глазам: стоит самый настоящий самолет! С этого дня и началась более чем десятилетняя эпоха курасовщинского самолета. Днем после уроков я отправился на разведку к этому пока еще загадочному объекту. Еще издалека обратил внимание на довольно приличную очередь у носовой части. Оказалось, что эта самая очередь состоит из желающих ознакомиться с содержимым салона и кабины чудо-машины – специально для этого в самолете присутствовал персонал с соответствующими полномочиями, – делится воспоминаниями бывший мальчуган. - Именно с тех самых времен, с того самого курасовщинского борта, я и "захворал" авиацией. Просто задело за живое.
– Интерьер самого же салона ничем особенным не отличался: на месте пассажирских кресел вдоль обоих бортов были расставлены столики на четыре посетителя каждый. В проходе между столиками перемещались официантки, принимая и раздавая заказы. Из содержимого меню смогу вспомнить, пожалуй, только мороженое в таких "мороженицах" из нержавейки на пластиковой подставке - два-три шарика с обязательной добавкой на выбор: тертый шоколад, фруктовый сироп и, возможно, какой-нибудь джем. И само собой разумеющееся – глазированные творожные сырки, визитная карточка меню детского кафе "Икар". В свободной продаже этих самых глазированных сырков не было и в помине, для наличия их в своем холодильнике надо было иметь как минимум хорошие связи в среде универсамовской администрации.
Еще один минчанин, Андрей Скуратович, помимо воспоминаний о тех же глазированных сырках, рассказывает об этакой музейной составляющей интерьера.
– Если пройтись по салону, можно было рассмотреть множество плакатов по авиатематике. Они висели чуть выше иллюминаторов, там была, например, картинка с самолетом Можайского, и других. Как человеку, увлеченному авиацией, мне такой интерьер очень нравился. Понятно, что именно из-за такой авианаправленности, кафе и называлось "Икар".
Андрей Скуратович также помнит очередь примерно в сорок минут, которую пришлось отстоять, чтобы попасть в желанный самолет в самый первый раз.
В интернете можно найти воспоминание о том, что официантки в этом детском кафе были одеты в форму стюардесс "Аэрофлота". Бывшие мальчишки, с которыми пообщался TUT.BY, с абсолютной уверенностью это подтвердить не могут. Но, например, Андрей Скуратович задумчиво произносит: "Кажется, да".
– Просто вот так восьми-десятилетним пацаном подойти к той же официантке (либо к кому-то служебным рангом постарше) и добиться от них разрешения "посидеть десять минут в кабине" с ходу чаще всего не "прокатывало". В ответ на наше нытье кафешный представитель выставлял свои условия: в обмен на десяти или пятнадцатиминутный допуск в кабину нам было предложено привести в товарный вид газон перед самолетом – убрать всякий мелкий мусор в траве, вроде оберток от конфет и так далее. Стоит ли говорить, что через 20 минут газон в радиусе метров десяти от носа самолета становился идеальным в плане чистоты? Но зато потом!... М-м-м!!! От такого обилия самых разнообразных приборов и приборчиков, кнопок и кнопочек, ручек и ручечек, индикаторов перед тобой, справа-слева от тебя, и еще и сверху – голова шла кругом. И надо сказать, приборное оборудование, что на обоих пилотских местах, что в штурманском застекленном носике тогда было в полном комплекте, - делится воспоминаниями Сан Романыч.
Второй способ полюбоваться рабочими местами пилотов был экстремальным. С трапа, который был установлен возле хвостовой двери по левому борту, можно было со временем попасть к кабине.
– Дело в том, что правый поручень трапа вплотную примыкал к левой мотогондоле – и забраться таким образом наверх фюзеляжа не составляло никакого труда. Вскарабкиваешься через этот трап наверх – и осторожно топаешь вперед к кабине…. Добравшись до кабины, мы аккуратно укладывались на живот, ступней цеплялись (прямо как обезьяны!) за выступающую Г-образную антенну одной из УКВ-радиостанций. В таком замысловатом положении, через небольшое треугольное окошко в верхней части остекления кабины, созерцали ее внутренности. А под тобой – почти пять метров и голый асфальт. По крайней мере, на моей памяти подобных ЧП, слава Богу, зафиксировано не было.
Местные мальчишки облазили весь самолет еще и во время легендарной дворовой игры "в квача".
– И был у нас в запасе еще один экстремальный номер применительно к этому самолету. Сопла его двигателей были закрыты такими круглыми дисками-заглушками красного цвета. Но вот однажды эта самая заглушка правой мотогондолы загадочным образом исчезла со своего места. И вскоре мы нашли себе новое развлечение: через все тот же хвостовой трап забирались наверх, но направлялись уже в противоположную сторону, а именно: через пилон (узел крепления мотогондолы к фюзеляжу), изловчившись, залазили внутрь этой самой правой мотогондолы, в эту самую дюралевую "бочку". По документации из библиотеки сей трюк мы проделывали на высоте 3,8 м, конечно же, над голым асфальтом! Вот не знаю, смог ли бы я сегодня повторить этот же номер?
Слева от самолета был еще и детский городок с весьма интересными по тем временам сооружениями. Например, там была огромная "голова Черномора" на кургане. Дети могли попасть внутрь головы по деревянной лестнице, а потом скатиться оттуда с горки в виде высунутого языка. Внутри головы были стропила и балки, по которым с удовольствием лазили ребята постарше. Вторым крайне примечательным объектом возле самолета была мачта освещения, стилизованная под готовую к старту космическую ракету серебристого цвета.
– По замыслу создателей городка на самой вершине этой ракеты были предусмотрены круглые окна-"иллюминаторы", сквозь которые мощные прожекторы в темное время суток должны были освещать весь городок. И припоминается мне, что во время Новогодних ночей как раз-таки эти самые прожекторы пару раз и включались. Но вот однажды технологическая дверь в нижней части ракеты по обыкновенному советскому разгильдяйству оказалась просто открытой настежь – заходи, бери, что хочешь! А нас тогда долго упрашивать и не пришлось. И вот у нас появляется еще одна забава – по внутренней технологической лестнице забраться к тем самым прожекторным окнам и через них просто любоваться панорамой пустыря, всего городка, самолета и площади Казинца. А высота той ракеты, надо сказать, была очень даже приличной – где-то на уровне 3-4 этажа стандартной "панельки".
Особенно запомнился собеседнику развлекательный реквизит в виде "Бабы Яги", появившийся на один из новогодних праздников.
- Напротив ракеты-мачты была сооружена "избушка на курьих ножках", причем эта самая "курья ножка" было довольно высокой – метра с два с половиной-три. Между избушкой и ракетой было обустроено нечто вроде лебедки, к которой и прикреплялась фигура Бабы-Яги в ступе и с метлой. И вот включается двигатель лебедки – и в лучах прожектора летит… Баба-Яга! Как-то даже удалось разглядеть физиономию бабули… реально страшноватая получилась!
Впрочем, вернемся к теме самолета, который стоял совсем рядом.
После закрытия кафе некоторое время самолет стоял без дела, именно тогда туда проникли подростки и до винтика растащили оставшееся в кабине приборное оборудование.
– Я тоже был в те годы тинейджером, но чтобы ломать-крушить и рвать на части – это не ко мне, – говорит житель Курасовщины. – Пилотские кресла, кстати, тоже не стали исключением – одно из них я сам обнаружил неподалеку в одном из, скажем так, малолюдных мест. И в довесок ко всему позже в салоне устроили пожар, после чего вход в донельзя изуродованную кабину был наглухо запечатан листом железа…
В девяностых в бывшем кафе-самолете устроили пневматический тир "Юный снайпер". На тот момент разграбленные интерьеры представляли собой жалкое зрелище: "Цилиндрический корпус, обитый дюралем, в середине салона – дощатый стеллаж с дырявыми, искореженными жестянками…".
– И вот в одно утро в июне 1994 года смотрю – а самолетик-то наш какие-то рабочие уже обносят сигнальной полосатой красно-белой лентой, съехалась какая-то техника, подъемники – и тут я понял, что они все здесь затем, чтобы постепенно привести "приговор в исполнение". И дня, наверно, за три-четыре от самолета остались одни воспоминания. Я даже подобрал на месте этой "экзекуции" и оставил себе на память малюсенький кусочек дюралевой обшивки и выцарапал на нем дату "10.06.94". Храню, почти как реликвию.
Пожалуй, о самом необычном минском кафе из прошлого и о множестве игр, связанных с самим самолетом, - в очередном материале серии "Легенды столичного общепита".
Чьей идеей было поставить в Курасовщине настоящий Ту-134 и сделать в нем детское кафе – пока остается тайной. Однако наверняка можно сказать: детвора, выросшая в Курасовщине или заезжавшая в те края, этому человеку была страшно благодарна. И не столько за кафе, сколько за самолет.
Минчанин, который назвался Сан Романыч, сегодня уже взрослый человек, делится детскими воспоминаниями о том, как "в одно солнечное ноябрьское утро совершенно неприметный кусочек столичной территории проснулся знаменитым". Речь идет о тогдашнем пустыре между длинным девятиэтажным домом по адресу Корженевского, 31 и отрезком той же улицы от площади Казинца до забора железнодорожной больницы.
– Выхожу я, как обычно, в школу, с крыльца бросаю взгляд на тот пустырь и… просто не верю своим глазам: стоит самый настоящий самолет! С этого дня и началась более чем десятилетняя эпоха курасовщинского самолета. Днем после уроков я отправился на разведку к этому пока еще загадочному объекту. Еще издалека обратил внимание на довольно приличную очередь у носовой части. Оказалось, что эта самая очередь состоит из желающих ознакомиться с содержимым салона и кабины чудо-машины – специально для этого в самолете присутствовал персонал с соответствующими полномочиями, – делится воспоминаниями бывший мальчуган. - Именно с тех самых времен, с того самого курасовщинского борта, я и "захворал" авиацией. Просто задело за живое.
Пилот из Курасовщины
А некоторые мальчишки из Курасовщины, заходившие в необычное кафе, и вовсе связали свою жизнь с авиацией. Как Андрей Борисевич, который жил в том самом доме по адресу Корженевского, 31. Самолет "Ту-134" поставили под окнами дома, когда ему было четыре года.
- В 1982 году ночью к нам под окна поставили самолет с разобранными крыльями. Ходили слухи, что он сам прилетел. Это был списанный "Ту-134" с 407-го завода гражданской авиации, - вспоминал пилот Андрей Борисевич в материале журналиста TUT.BY Надежды Наймушиной.
25 лет на мечту. Белорус отказался от карьеры в ИТ-сфере ради самолетов>>>
Глазированные сырки и плакаты с советской авиатехникой
Это был борт № СССР-65630. Вскоре после его "приземления" в Курасовщине самолет оборудовали под детское кафе "Икар". Собеседник рассказывает, что был в этом удивительном месте раза три. Похоже, заведение пользовалось спросом, потому что он помнит постоянные очереди на трапе самолета.– Интерьер самого же салона ничем особенным не отличался: на месте пассажирских кресел вдоль обоих бортов были расставлены столики на четыре посетителя каждый. В проходе между столиками перемещались официантки, принимая и раздавая заказы. Из содержимого меню смогу вспомнить, пожалуй, только мороженое в таких "мороженицах" из нержавейки на пластиковой подставке - два-три шарика с обязательной добавкой на выбор: тертый шоколад, фруктовый сироп и, возможно, какой-нибудь джем. И само собой разумеющееся – глазированные творожные сырки, визитная карточка меню детского кафе "Икар". В свободной продаже этих самых глазированных сырков не было и в помине, для наличия их в своем холодильнике надо было иметь как минимум хорошие связи в среде универсамовской администрации.
Еще один минчанин, Андрей Скуратович, помимо воспоминаний о тех же глазированных сырках, рассказывает об этакой музейной составляющей интерьера.
– Если пройтись по салону, можно было рассмотреть множество плакатов по авиатематике. Они висели чуть выше иллюминаторов, там была, например, картинка с самолетом Можайского, и других. Как человеку, увлеченному авиацией, мне такой интерьер очень нравился. Понятно, что именно из-за такой авианаправленности, кафе и называлось "Икар".
Андрей Скуратович также помнит очередь примерно в сорок минут, которую пришлось отстоять, чтобы попасть в желанный самолет в самый первый раз.
В интернете можно найти воспоминание о том, что официантки в этом детском кафе были одеты в форму стюардесс "Аэрофлота". Бывшие мальчишки, с которыми пообщался TUT.BY, с абсолютной уверенностью это подтвердить не могут. Но, например, Андрей Скуратович задумчиво произносит: "Кажется, да".
Уборка территории кафе и экстрим: как посмотреть кабину пилотов
Андрей в Курасовщину только приезжал, а потому в кабину пилота он мог заглянуть, взобравшись по скользкому самолету (как это происходило, более подробно описал второй герой материала). Похоже, местным мальчишкам везло больше – они постоянно мозолили глаза "экипажу" кафе и кое-чего добивались:– Просто вот так восьми-десятилетним пацаном подойти к той же официантке (либо к кому-то служебным рангом постарше) и добиться от них разрешения "посидеть десять минут в кабине" с ходу чаще всего не "прокатывало". В ответ на наше нытье кафешный представитель выставлял свои условия: в обмен на десяти или пятнадцатиминутный допуск в кабину нам было предложено привести в товарный вид газон перед самолетом – убрать всякий мелкий мусор в траве, вроде оберток от конфет и так далее. Стоит ли говорить, что через 20 минут газон в радиусе метров десяти от носа самолета становился идеальным в плане чистоты? Но зато потом!... М-м-м!!! От такого обилия самых разнообразных приборов и приборчиков, кнопок и кнопочек, ручек и ручечек, индикаторов перед тобой, справа-слева от тебя, и еще и сверху – голова шла кругом. И надо сказать, приборное оборудование, что на обоих пилотских местах, что в штурманском застекленном носике тогда было в полном комплекте, - делится воспоминаниями Сан Романыч.
Второй способ полюбоваться рабочими местами пилотов был экстремальным. С трапа, который был установлен возле хвостовой двери по левому борту, можно было со временем попасть к кабине.
– Дело в том, что правый поручень трапа вплотную примыкал к левой мотогондоле – и забраться таким образом наверх фюзеляжа не составляло никакого труда. Вскарабкиваешься через этот трап наверх – и осторожно топаешь вперед к кабине…. Добравшись до кабины, мы аккуратно укладывались на живот, ступней цеплялись (прямо как обезьяны!) за выступающую Г-образную антенну одной из УКВ-радиостанций. В таком замысловатом положении, через небольшое треугольное окошко в верхней части остекления кабины, созерцали ее внутренности. А под тобой – почти пять метров и голый асфальт. По крайней мере, на моей памяти подобных ЧП, слава Богу, зафиксировано не было.
Местные мальчишки облазили весь самолет еще и во время легендарной дворовой игры "в квача".
– И был у нас в запасе еще один экстремальный номер применительно к этому самолету. Сопла его двигателей были закрыты такими круглыми дисками-заглушками красного цвета. Но вот однажды эта самая заглушка правой мотогондолы загадочным образом исчезла со своего места. И вскоре мы нашли себе новое развлечение: через все тот же хвостовой трап забирались наверх, но направлялись уже в противоположную сторону, а именно: через пилон (узел крепления мотогондолы к фюзеляжу), изловчившись, залазили внутрь этой самой правой мотогондолы, в эту самую дюралевую "бочку". По документации из библиотеки сей трюк мы проделывали на высоте 3,8 м, конечно же, над голым асфальтом! Вот не знаю, смог ли бы я сегодня повторить этот же номер?
Слева от самолета был еще и детский городок с весьма интересными по тем временам сооружениями. Например, там была огромная "голова Черномора" на кургане. Дети могли попасть внутрь головы по деревянной лестнице, а потом скатиться оттуда с горки в виде высунутого языка. Внутри головы были стропила и балки, по которым с удовольствием лазили ребята постарше. Вторым крайне примечательным объектом возле самолета была мачта освещения, стилизованная под готовую к старту космическую ракету серебристого цвета.
– По замыслу создателей городка на самой вершине этой ракеты были предусмотрены круглые окна-"иллюминаторы", сквозь которые мощные прожекторы в темное время суток должны были освещать весь городок. И припоминается мне, что во время Новогодних ночей как раз-таки эти самые прожекторы пару раз и включались. Но вот однажды технологическая дверь в нижней части ракеты по обыкновенному советскому разгильдяйству оказалась просто открытой настежь – заходи, бери, что хочешь! А нас тогда долго упрашивать и не пришлось. И вот у нас появляется еще одна забава – по внутренней технологической лестнице забраться к тем самым прожекторным окнам и через них просто любоваться панорамой пустыря, всего городка, самолета и площади Казинца. А высота той ракеты, надо сказать, была очень даже приличной – где-то на уровне 3-4 этажа стандартной "панельки".
Особенно запомнился собеседнику развлекательный реквизит в виде "Бабы Яги", появившийся на один из новогодних праздников.
- Напротив ракеты-мачты была сооружена "избушка на курьих ножках", причем эта самая "курья ножка" было довольно высокой – метра с два с половиной-три. Между избушкой и ракетой было обустроено нечто вроде лебедки, к которой и прикреплялась фигура Бабы-Яги в ступе и с метлой. И вот включается двигатель лебедки – и в лучах прожектора летит… Баба-Яга! Как-то даже удалось разглядеть физиономию бабули… реально страшноватая получилась!
Впрочем, вернемся к теме самолета, который стоял совсем рядом.
"Юный снайпер" и подростки 90-х в закрытом кафе
- Детское кафе "Икар" однажды все же было закрыто, точно не скажу, когда именно, но где-то уже в самом конце 80-х, либо даже в самом 1990 году. Причины закрытия точно известны мне не были, но в свое время дошли слухи, что якобы из-за противопожарной безопасности – типа если, не приведи, Господь, полыхнет интерьер, то с эвакуацией могут возникнуть большие проблемы.После закрытия кафе некоторое время самолет стоял без дела, именно тогда туда проникли подростки и до винтика растащили оставшееся в кабине приборное оборудование.
– Я тоже был в те годы тинейджером, но чтобы ломать-крушить и рвать на части – это не ко мне, – говорит житель Курасовщины. – Пилотские кресла, кстати, тоже не стали исключением – одно из них я сам обнаружил неподалеку в одном из, скажем так, малолюдных мест. И в довесок ко всему позже в салоне устроили пожар, после чего вход в донельзя изуродованную кабину был наглухо запечатан листом железа…
В девяностых в бывшем кафе-самолете устроили пневматический тир "Юный снайпер". На тот момент разграбленные интерьеры представляли собой жалкое зрелище: "Цилиндрический корпус, обитый дюралем, в середине салона – дощатый стеллаж с дырявыми, искореженными жестянками…".
– И вот в одно утро в июне 1994 года смотрю – а самолетик-то наш какие-то рабочие уже обносят сигнальной полосатой красно-белой лентой, съехалась какая-то техника, подъемники – и тут я понял, что они все здесь затем, чтобы постепенно привести "приговор в исполнение". И дня, наверно, за три-четыре от самолета остались одни воспоминания. Я даже подобрал на месте этой "экзекуции" и оставил себе на память малюсенький кусочек дюралевой обшивки и выцарапал на нем дату "10.06.94". Храню, почти как реликвию.
А каким запомнили это место вы? Если у вас есть воспоминания об этом или других столичных легендарных кафе (или фото с ними), пишите по адресу snezhana@tutby.com, или оставляйте комментарии-воспоминания на прямо форуме под статьей.