Внеплановая проверка районного "Евроопта". Репортаж TUT.BY с рейда санслужбы
21.12.2014 09:00
—
Новости Общества
Начитавшись ужасов про закрытый недавно минский "Евроопт", где специалисты обнаружили продукты без этикеток, рыбу, хранящуюся при плюсовой температуре, и прямо на полу складированные продукты, мы напросились на проверку регионального магазина этой сети. Гигиенисты часто говорят, что в глубинке дела обстоят неважно. Вместе с проверкой от Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья журналисты отправились в Несвиж.
От области с проверкой едет Ольга Ковех – врач-гигиенист отделения гигиены питания центра. Из гаража выезжает старая "буханка". Но удивлять нас будут, оказывается, по-другому: машина, на которой мы поедем – новенький китаец "Джили".
До Несвижа – два часа езды. Дорогой Ольга Ковех рассказывает, с чем связаны последние массовые проверки.
Областной центр гигиены проверил 88 сетевых магазинов, в 97% выявлены нарушения. Проблемы есть в магазинах "Рублевский", "Соседи", "Родная сторона", "Алми", "Корона", "Виталюр", "ГИППО", "Тропинка", "Златка", "MARTINN" и почти в каждом "Евроопте". Треть нарушений – продажа продуктов с истекшим сроком годности, порченной, без документов о качестве и безопасности. Продукты с 6-дневной просрочкой шли в кулинарию. Продавались в магазинах подгнившие овощи и фрукты, а холодильники и оборудование проверяющие посчитали нечистыми.
Сейчас магазины инспектируют перед праздниками. Грядет Рождество и Новый год – спрос на продукты увеличивается, и торговля нередко этим пользуется, поясняет Ольга Михайловна и показывает 59-е постановление Минздрава. В нем написано, что главные госсанврачи должны провести оперативные внеплановые проверки объектов торговли, общественного питания и придорожного сервиса. Проверки продлятся до 14 января.
В этом месяце рейды стали намного более устрашающими. Дело в том, что с 5 декабря действует Указ президента №567. По нему санитарно-эпидемиологическая служба может закрыть магазин на срок до 90 дней. "Если раньше мы приостанавливали работу объекта только до устранения нарушений (если исправились – открывали), то остановка на срок до 90 дней – это гораздо более серьезное наказание".
Сравните. Раньше объекту торговли давали штраф. Минимальный – 2 базовые величины, что составляет сегодня 300 тысяч рублей. Минимальный за продажу продуктов с истекшим сроком годности – от 30 базовых, или от 4,5 миллиона рублей. "Было у нас и 40, и 50 [базовых]. Это наказание существенное, если говорить о маленьких магазинах. А если про “Евроопт”, то, может, и не очень". В любом случае новая мера – закрытие – страшнее. "Если магазин не работает – значит, он несет убытки: нет прибыли, срок годности продуктов, которые уже завезены, истекает, люди не работают".
Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья уже закрыл ряд торговых объектов. Например, "Яство" в Борисове, два магазина "Слуцкторг", "Златка" в Молодечно, а также кафе "Горная лаванда сервис". Пока на срок до 10 дней, "чтобы прочувствовали".
Внеплановую проверку санслужба может провести только раз в месяц. Плановую – раз в год, при этом должна известить о ней объект торговли за 10 дней. Но еще можно проводить мониторинги, по итогам которых пишут рекомендации. При повторном мониторинге, если рекомендации не выполнены, выписывают штраф. “Но проверяй хоть каждый месяц, все равно есть нарушения. Они всегда обещают все устранить, плачутся. А иногда приходишь через месяц – все то же самое”, – рассказывает Ольга Ковех.
В районной санитарно-эпидемиологической службе говорят, что этот “Евроопт” местные гигиенисты за год проверили уже семь раз (одна плановая проверка, две внеплановые и четыре мониторинга).
Специалист рассказывает, что по телефону "горячей линии" по поводу этого объекта было всего два обращения. В первый раз пожаловались, что горчит оливковое масло (но масло первого отжима горчит в принципе), а во второй были недовольны тем, что после разморозки рыба была мягкая (собственно говоря, это тоже не нарушение). В других магазинах ситуация – не сравнить. Например, за месяц в магазинах КУП №3 и РАЙПО (“Белкоопсоюза” – прим. TUT.BY) изъяли 200 килограмм продукции.
В “Евроопте”, куда мы направляемся, есть проблема только со складом. Загрузка большая, сюда приезжают покупатели из Клецка, Копыля, Столбцов. Просили дать возможность расшириться, но с одной стороны подпирает автовокзал, с другой – частная земля.
Собеседники немного ошарашивают журналистов: к внеплановой проверке у работников магазина было "пару часов подготовиться". Но даже если сарафанное радио донесло, говорит Ольга Ковех, то антисанитарию за пару часов все равно не исправишь.
В магазине улыбкой проверяющих встречает директор Елена Шиманская. И даже на журналистов руководитель реагирует спокойно.
"Вы что, даже не волнуетесь?", – любопытствуем.
"Как это не волнуюсь?! У меня все внутри аж…" Директор рассказывает про уже полученные штрафы. В феврале "Евроопт" наказали на 1,3 миллиона рублей, в августе на 1,5 миллиона и в октябре – на 750 тысяч. В основном за перегрузку. "Но сейчас мы стараемся заказывать оптимально, чтобы лишнего не было – только для подсортировки", — объясняет Елена Шиманская.
"Ну что – примемся", — говорят проверяющие. А для запала рассказывают случай из жизни. Областная проверка приехала на рынок. Все начинают суетиться. Одна из продавщиц подбегают к руководителю проверки и шепчет: "Хватай ящик, неси быстрее, а то областная проверка приехала".
Личная одежда и специальная в гардеробной должна храниться отдельно. Здесь все в порядке.
На втором этаже находится склад алкогольной продукции. Он всегда на замке и под строгим контролем. Ольга Михайловна спрашивает, есть ли импортные вина и водка. "Нужно посмотреть документы о качестве и безопасности". Во время проверок больше внимания уделяют импортному. "За 18 лет работы в службе с белорусским алкоголем вопросов не было никогда, – говорит помощник врача-гигиениста Несвижского центра гигиены и эпидемиологии Алла Макаревич. – Наши предприятия знают, что без сопровождающих документов отправлять продукцию нельзя".
В магазине говорят, что кроме гигиенистов сроки годности спиртного в торговых объектах проверяет еще и милиция. Правда, зачем, мы так и не выяснили.
Областной специалист идет вдоль стеллажей торгового зала и выборочно смотрит на упаковках сроки годности. За ней тянется "хвост" из директора магазина, его заместителя и одного-двух сотрудников. То и дело гигиенист протягивает продукт и просит принести документ, подтверждающий качество и безопасность. Мы ждем документы на печенье и рыбные консервы российского производства, редиску из Израиля.
В отделе с овощами и фруктами покупательница Татьяна и ее бабушка выбирают мандарины. В этом магазине, уверяют они, фрукты часто бывают гнилыми. "Такие мягкие, что можно взять – и палец нечаянно внутрь входит", – возмущается пожилая дама, набирая в пакет мандарины. "А сегодня хорошие!"
"Нарушение целостности кожи фруктов – это нарушение. Пункт 179 Санитарных правил", – поясняют проверяющие.
"Мы перебираем, стараемся, чтобы в торговый зал попадал только качественный товар, – убеждает директор Елена Шиманская. – Но, сами понимаете, покупателям нужно "пожмякать". А гнилые фрукты никто и не возьмет, если есть выбор".
Две продавщицы быстро отбирают из коробки лимоны. В брак идут фрукты, на наш взгляд, вполне пригодные – лишь с чуть прижатым кончиком. "Куда их?", – спрашиваю работников. По сниженной цене можно продавать только бананы и яблоки, остальные отдают на переработку в Минск и Барановичи, отвечает директор. А потом, уточнив, поправляется: фрукты везут на утиль.
Ни одного продукта с истекшим сроком годности проверяющий не нашел. За каждым отделом здесь закреплен отдельный продавец, у которого заведена тетрадка с данными о сроках. Так процесс держат под контролем.
В комнатке для фасовки сыра и хлеба Ольга Ковех устраивает экзамен. "Для чего здесь две мойки? Почему ведро для мытья досок для хлеба хранится в моечной инвентаря? Вы хотите сказать, что работник каждый раз за ним аж туда ходит? "О боже, никто так никогда нас не мучил", — шепчутся за спиной работники "Евроопта".
Как разводить дезсредство для ножей и поверхностей, разбирались все. А сотрудник, который обычно нарезает здесь продукты, сориентироваться так и не смогла.
Заглядываем в комнатку для фасовки колбасы. Ольга Михайловна наступает на педаль мусорного ведра. Не работает. "Чем крышку открываем – руками?"
В магазине сейчас сыр, хлеб, колбасу никто не режет. "Порезали с утра", — объясняет директор. Товары не завозят. "Сегодня у нас нет доставки. Обычно же здесь все бегают". Но с улицы подъезжает микроавтобус. "Ваши документы на машину и медицинскую справку", — строго говорит грузчику с коробкой в руке Ольга Ковех. Тот столбенеет, но находится: "Я свечи привез…" В общем, с проверкой складских помещений закончили.
Дальше – работа с документами. С медсправками у работников все в порядке. Вопросы к рыбным консервам отпадают. Печенье проверяющие решают взять на пробы по микробиологии, наличие консервантов и красителей. "Были случаи, когда на упаковке кондитерских изделий не указывали имеющиеся в составе продуктов консерванты и красители", — объясняет Ольга Ковех. На анализы забирают целых шесть пачек, а по весу всего килограмм — именно столько нужно для исследования. А редиска по информации на упаковке у нас – из Израиля, по документам – из Нидерландов. Но в итоге с ней тоже разобрались: один из документов требовал продления.
По итогу, ничего страшного проверка не нашла.
Из мелких нарушений – продукты хранились в коридорах. В частности, коробки с майонезом и ящики с пивом стояли в проходе. И хоть температурный режим соответствовал условиям хранения, "сегодня – так, завтра может быть по-другому, проходное место все же", говорят проверяющие. "Нужно либо сокращать ассортимент, либо завозить малыми партиями, – рассуждает Ольга Ковель. – И нужно более тщательно убираться. Есть машина для мойки полов, а межплиточные швы в проходах подсобных помещений – грязные. Хотя, в общем, магазин неплохой".
— К чему готовиться? — улыбается Елена Шиманская.
— Возможно, к штрафу. (По КоАП, от 2 до 30 базовых. — прим. TUT.BY). Пойдете на прием к руководству областного центра гигиены.
К слову, этот "Евроопт" открылся в 2012 году. Директор Елена Шиманская, которая всю жизнь до этого работала в госторговле, немного нарекает: "К нам пристальное внимание. Один такой магазин в городе. Мы просто создали конкуренцию".
От области с проверкой едет Ольга Ковех – врач-гигиенист отделения гигиены питания центра. Из гаража выезжает старая "буханка". Но удивлять нас будут, оказывается, по-другому: машина, на которой мы поедем – новенький китаец "Джили".
До Несвижа – два часа езды. Дорогой Ольга Ковех рассказывает, с чем связаны последние массовые проверки.
Областной центр гигиены проверил 88 сетевых магазинов, в 97% выявлены нарушения. Проблемы есть в магазинах "Рублевский", "Соседи", "Родная сторона", "Алми", "Корона", "Виталюр", "ГИППО", "Тропинка", "Златка", "MARTINN" и почти в каждом "Евроопте". Треть нарушений – продажа продуктов с истекшим сроком годности, порченной, без документов о качестве и безопасности. Продукты с 6-дневной просрочкой шли в кулинарию. Продавались в магазинах подгнившие овощи и фрукты, а холодильники и оборудование проверяющие посчитали нечистыми.
Сейчас магазины инспектируют перед праздниками. Грядет Рождество и Новый год – спрос на продукты увеличивается, и торговля нередко этим пользуется, поясняет Ольга Михайловна и показывает 59-е постановление Минздрава. В нем написано, что главные госсанврачи должны провести оперативные внеплановые проверки объектов торговли, общественного питания и придорожного сервиса. Проверки продлятся до 14 января.
В этом месяце рейды стали намного более устрашающими. Дело в том, что с 5 декабря действует Указ президента №567. По нему санитарно-эпидемиологическая служба может закрыть магазин на срок до 90 дней. "Если раньше мы приостанавливали работу объекта только до устранения нарушений (если исправились – открывали), то остановка на срок до 90 дней – это гораздо более серьезное наказание".
Сравните. Раньше объекту торговли давали штраф. Минимальный – 2 базовые величины, что составляет сегодня 300 тысяч рублей. Минимальный за продажу продуктов с истекшим сроком годности – от 30 базовых, или от 4,5 миллиона рублей. "Было у нас и 40, и 50 [базовых]. Это наказание существенное, если говорить о маленьких магазинах. А если про “Евроопт”, то, может, и не очень". В любом случае новая мера – закрытие – страшнее. "Если магазин не работает – значит, он несет убытки: нет прибыли, срок годности продуктов, которые уже завезены, истекает, люди не работают".
Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья уже закрыл ряд торговых объектов. Например, "Яство" в Борисове, два магазина "Слуцкторг", "Златка" в Молодечно, а также кафе "Горная лаванда сервис". Пока на срок до 10 дней, "чтобы прочувствовали".
Внеплановую проверку санслужба может провести только раз в месяц. Плановую – раз в год, при этом должна известить о ней объект торговли за 10 дней. Но еще можно проводить мониторинги, по итогам которых пишут рекомендации. При повторном мониторинге, если рекомендации не выполнены, выписывают штраф. “Но проверяй хоть каждый месяц, все равно есть нарушения. Они всегда обещают все устранить, плачутся. А иногда приходишь через месяц – все то же самое”, – рассказывает Ольга Ковех.
В районной санитарно-эпидемиологической службе говорят, что этот “Евроопт” местные гигиенисты за год проверили уже семь раз (одна плановая проверка, две внеплановые и четыре мониторинга).
Специалист рассказывает, что по телефону "горячей линии" по поводу этого объекта было всего два обращения. В первый раз пожаловались, что горчит оливковое масло (но масло первого отжима горчит в принципе), а во второй были недовольны тем, что после разморозки рыба была мягкая (собственно говоря, это тоже не нарушение). В других магазинах ситуация – не сравнить. Например, за месяц в магазинах КУП №3 и РАЙПО (“Белкоопсоюза” – прим. TUT.BY) изъяли 200 килограмм продукции.
В “Евроопте”, куда мы направляемся, есть проблема только со складом. Загрузка большая, сюда приезжают покупатели из Клецка, Копыля, Столбцов. Просили дать возможность расшириться, но с одной стороны подпирает автовокзал, с другой – частная земля.
Собеседники немного ошарашивают журналистов: к внеплановой проверке у работников магазина было "пару часов подготовиться". Но даже если сарафанное радио донесло, говорит Ольга Ковех, то антисанитарию за пару часов все равно не исправишь.
В магазине улыбкой проверяющих встречает директор Елена Шиманская. И даже на журналистов руководитель реагирует спокойно.
"Вы что, даже не волнуетесь?", – любопытствуем.
"Как это не волнуюсь?! У меня все внутри аж…" Директор рассказывает про уже полученные штрафы. В феврале "Евроопт" наказали на 1,3 миллиона рублей, в августе на 1,5 миллиона и в октябре – на 750 тысяч. В основном за перегрузку. "Но сейчас мы стараемся заказывать оптимально, чтобы лишнего не было – только для подсортировки", — объясняет Елена Шиманская.
"Ну что – примемся", — говорят проверяющие. А для запала рассказывают случай из жизни. Областная проверка приехала на рынок. Все начинают суетиться. Одна из продавщиц подбегают к руководителю проверки и шепчет: "Хватай ящик, неси быстрее, а то областная проверка приехала".
Личная одежда и специальная в гардеробной должна храниться отдельно. Здесь все в порядке.
На втором этаже находится склад алкогольной продукции. Он всегда на замке и под строгим контролем. Ольга Михайловна спрашивает, есть ли импортные вина и водка. "Нужно посмотреть документы о качестве и безопасности". Во время проверок больше внимания уделяют импортному. "За 18 лет работы в службе с белорусским алкоголем вопросов не было никогда, – говорит помощник врача-гигиениста Несвижского центра гигиены и эпидемиологии Алла Макаревич. – Наши предприятия знают, что без сопровождающих документов отправлять продукцию нельзя".
В магазине говорят, что кроме гигиенистов сроки годности спиртного в торговых объектах проверяет еще и милиция. Правда, зачем, мы так и не выяснили.
Областной специалист идет вдоль стеллажей торгового зала и выборочно смотрит на упаковках сроки годности. За ней тянется "хвост" из директора магазина, его заместителя и одного-двух сотрудников. То и дело гигиенист протягивает продукт и просит принести документ, подтверждающий качество и безопасность. Мы ждем документы на печенье и рыбные консервы российского производства, редиску из Израиля.
В отделе с овощами и фруктами покупательница Татьяна и ее бабушка выбирают мандарины. В этом магазине, уверяют они, фрукты часто бывают гнилыми. "Такие мягкие, что можно взять – и палец нечаянно внутрь входит", – возмущается пожилая дама, набирая в пакет мандарины. "А сегодня хорошие!"
"Нарушение целостности кожи фруктов – это нарушение. Пункт 179 Санитарных правил", – поясняют проверяющие.
"Мы перебираем, стараемся, чтобы в торговый зал попадал только качественный товар, – убеждает директор Елена Шиманская. – Но, сами понимаете, покупателям нужно "пожмякать". А гнилые фрукты никто и не возьмет, если есть выбор".
Две продавщицы быстро отбирают из коробки лимоны. В брак идут фрукты, на наш взгляд, вполне пригодные – лишь с чуть прижатым кончиком. "Куда их?", – спрашиваю работников. По сниженной цене можно продавать только бананы и яблоки, остальные отдают на переработку в Минск и Барановичи, отвечает директор. А потом, уточнив, поправляется: фрукты везут на утиль.
Ни одного продукта с истекшим сроком годности проверяющий не нашел. За каждым отделом здесь закреплен отдельный продавец, у которого заведена тетрадка с данными о сроках. Так процесс держат под контролем.
В комнатке для фасовки сыра и хлеба Ольга Ковех устраивает экзамен. "Для чего здесь две мойки? Почему ведро для мытья досок для хлеба хранится в моечной инвентаря? Вы хотите сказать, что работник каждый раз за ним аж туда ходит? "О боже, никто так никогда нас не мучил", — шепчутся за спиной работники "Евроопта".
Как разводить дезсредство для ножей и поверхностей, разбирались все. А сотрудник, который обычно нарезает здесь продукты, сориентироваться так и не смогла.
Заглядываем в комнатку для фасовки колбасы. Ольга Михайловна наступает на педаль мусорного ведра. Не работает. "Чем крышку открываем – руками?"
В магазине сейчас сыр, хлеб, колбасу никто не режет. "Порезали с утра", — объясняет директор. Товары не завозят. "Сегодня у нас нет доставки. Обычно же здесь все бегают". Но с улицы подъезжает микроавтобус. "Ваши документы на машину и медицинскую справку", — строго говорит грузчику с коробкой в руке Ольга Ковех. Тот столбенеет, но находится: "Я свечи привез…" В общем, с проверкой складских помещений закончили.
Дальше – работа с документами. С медсправками у работников все в порядке. Вопросы к рыбным консервам отпадают. Печенье проверяющие решают взять на пробы по микробиологии, наличие консервантов и красителей. "Были случаи, когда на упаковке кондитерских изделий не указывали имеющиеся в составе продуктов консерванты и красители", — объясняет Ольга Ковех. На анализы забирают целых шесть пачек, а по весу всего килограмм — именно столько нужно для исследования. А редиска по информации на упаковке у нас – из Израиля, по документам – из Нидерландов. Но в итоге с ней тоже разобрались: один из документов требовал продления.
По итогу, ничего страшного проверка не нашла.
Из мелких нарушений – продукты хранились в коридорах. В частности, коробки с майонезом и ящики с пивом стояли в проходе. И хоть температурный режим соответствовал условиям хранения, "сегодня – так, завтра может быть по-другому, проходное место все же", говорят проверяющие. "Нужно либо сокращать ассортимент, либо завозить малыми партиями, – рассуждает Ольга Ковель. – И нужно более тщательно убираться. Есть машина для мойки полов, а межплиточные швы в проходах подсобных помещений – грязные. Хотя, в общем, магазин неплохой".
— К чему готовиться? — улыбается Елена Шиманская.
— Возможно, к штрафу. (По КоАП, от 2 до 30 базовых. — прим. TUT.BY). Пойдете на прием к руководству областного центра гигиены.
К слову, этот "Евроопт" открылся в 2012 году. Директор Елена Шиманская, которая всю жизнь до этого работала в госторговле, немного нарекает: "К нам пристальное внимание. Один такой магазин в городе. Мы просто создали конкуренцию".