Медиация в гражданском и уголовном судопроизводствах - совершенно разные вещи - парламентарий
Источник материала: БелТА
17.12.2014 18:04
—
Новости Общества
17 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Медиация в гражданском и уголовном судопроизводствах - это совершенно разные вещи. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству Владимир Черевач, который является одним из разработчиков проекта закона о внедрении медиации в уголовное судопроизводство.
"Медиация в гражданском и уголовном судопроизводствах по сути совершенно различные вещи. Если в первом случае медиация выступает как форма разрешения хозяйственного или гражданско-правового спора, то во втором - как форма концепции восстановительного правосудия, связанная с освобождением от уголовной ответственности или уменьшением уголовного наказания", - сказал депутат.
Парламентарий пояснил, что концепция восстановительной юстиции появилась в последние десятилетия. "Это закономерное проявление современных тенденций развития уголовного процесса. Социально-экономические преобразования, ускорение темпа жизни людей, развитие новых технологий и прочие факторы оказывают влияние на те формы, которые государство избирает для борьбы с преступностью", - сказал он. Владимир Черевач добавил, что уровень преступности сейчас остается относительно высоким, несмотря на небольшие колебания, которые регистрируются в тот или иной отчетный период. "В теории права даже возник вопрос о "кризисе наказания" и необходимости разработки новых теорий и альтернативных практик реагирования на уголовные преступления", - также отметил депутат.
Однако, как считает Владимир Черевач, не только высокий уровень преступности влияет на изменение уголовного процесса, но и определенные проблемы, с которыми сталкивается практика. В частности, это проблема обеспечения прав личности в процессе, низкая эффективность обеспечения прав потерпевших и реального возмещения ущерба, причиненного преступлением и т.д. "Это и другое приводит к необходимости поиска новых решений, новых подходов к борьбе с преступностью, к изменению системы уголовного процесса, чтобы она работала эффективно. Восстановительная юстиция по своей сути предлагает новый подход к пониманию преступления, а также новый подход к правосудию. В ее основе лежат идеи примирения и альтернативных способов разрешения конфликтов, основанные на поиске консенсуса, в противовес традиционной конфронтации сторон", - пояснил заместитель председателя Постоянной комиссии.
Самая распространенная форма, которая вытекает из этой концепции, - медиация. Это добровольное достижение соглашения о разрешении уголовно-правового конфликта между потерпевшим и правонарушителем через примирение. Процедуру проводит специально подготовленный медиатор. Для всех моделей медиации характерно, во-первых, добровольность участия. "То есть медиация имеет место, если обе стороны уголовно-правового конфликта изъявляют желание участвовать в данной процедуре", - подчеркнул депутат. Также медиация носит неформальный характер: полностью отсутствует регламентация действий участников. Информация, полученная в процессе медиации, носит конфиденциальный характер. А основная цель медиации - выработка решения, удовлетворяющая всех участников конфликта.
"Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания. Важнейший результат медиации - восстановительные действия. Под ними подразумеваются извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред. "То есть это такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации", - добавил Владимир Черевач. Не менее важным результатом медиации может быть и примирительное соглашение.
"Таким образом, весь процесс медиации направлен на настоящее и будущее решение центрального вопроса: как можно урегулировать уголовно-правовой конфликт? Внимание же уголовного судопроизводства направлено в прошлое: совершил обвиняемый преступление или не совершил, виновен или не виновен в его совершении. На протяжении всего уголовного процесса стороны противопоставляются друг другу, неся определенную процессуальную функцию: обвинения или защиты, отстаивают свою правовую позицию по делу", - объяснил депутат.
Кроме того, в процессе медиации стороны самостоятельно принимают какие-либо решения по уголовно-правовому конфликту при помощи медиатора. "При этом медиатор только проводит процедуру примирения и не наделен правом принимать самостоятельно какое-либо решение по конфликту. Что касается традиционного уголовного процесса, то возникший уголовно-правовой конфликт разрешается судом, принимающим властные решения", - отметил парламентарий.
Что касается подготовки соответствующего законопроекта, то, как пояснил депутат, это делается для реализации госполитики в сфере уголовного законодательства. "Она предполагает допустимое в установленных пределах использование в правоприменительной практике института освобождения от уголовной ответственности, выраженной в ряде решений главы государства, и связанная с концепцией восстановительной юстиции", - пояснил Владимир Черевач. При этом он подчеркнул: "Не стоит считать, что результаты применения медиации в гражданском или хозяйственном судопроизводствах могут сказаться на целесообразности введения ее в уголовное судопроизводство, так как, имея одинаковую юридическую форму, правовые институты направлены на решение различных целей и задач".-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)