"Лучше бы уравняли права традиционных СМИ с интернет-медиа, а не наоборот". Эксперты об изменениях в Закон о СМИ
17.12.2014 14:22
—
Новости Общества
Сразу в двух чтениях рассмотрели депутаты Палаты представителей поправки в Закон о СМИ. Информационные сайты приравняли к средствам массовой информации. Это касается всех положений закона, за исключением требования о государственной регистрации.
В частности, заявила министр информации Лилия Ананич, представляя документ в парламенте, законопроект предусматривает ограничение доступа к продукции СМИ, распространяемой посредством информационного ресурса, размещенного в интернете. Такое ограничение может вводиться по решению Мининформа в случае вынесения владельцу ресурса в течение года двух и более письменных предупреждений.
Текста законопроекта до сих пор в открытом доступе нет. Известно, что поправки в закон были одобрены пленумом официального Белорусского союза журналистов, в то время как для Белорусской ассоциации журналистов сегодняшнее рассмотрение стало сюрпризом. Текста законопроекта в БАЖ не видели. Профессиональное сообщество, за исключением БСЖ, к обсуждению поправок не привлекалось.
Эксперты TUT.BY комментируют изменения.
В связи с высокой популярностью в Беларуси зарубежных медиа и известными событиями вокруг соседей Беларуси встают во весь рост вопросы информационной безопасности. Депутатская забота о ней вполне понятна, и, как показывает опыт соседей Беларуси, сбрасывать ее со счетов было бы большой ошибкой.
К сожалению, текст новой редакции Закона о СМИ пока недоступен. Однако, судя по комментариям журналистов, слышавших речь министра информации, разработчики закона подошли к проблеме так, как будто не знали, что любой зарубежный сайт доступен любому белорусу наравне с белорусским. Издавать законы, регулирующие только Байнет – все равно, что пытаться удержать кусок воздуха в ванне.
Сегодня теоретически любому популярному в Беларуси зарубежному СМИ с контентом на русском или белорусском языках, любому российскому телеканалу, "Русскому радио", вещающим как в эфире, так и через интернет, любому популярному в Беларуси зарубежному медиа (например, порталам Mail.Ru или Яндекс) либо в социальных сетях возможно разместить в интернете информацию, противоречащую национальным интересам Республики Беларусь. Очень любопытно, каким образом Министерство информации воспользуется новой редакцией для регулирования распространения информации через интернет Русской службы BBC, CNN, Euronews, новостей на Mail.Ru и Яндексе, российских и украинских СМИ, а также белорусских СМИ, размещающихся за рубежом.
Судя по всему, наше государство решило отказаться от борьбы с теми, кто действительно может потенциально угрожать информационной безопасности, пойдя по привычному излюбленному пути: "Бей своих, чтобы чужие боялись". Между тем сильные отечественные медиа – залог информационной безопасности, и вместо того, чтобы ужесточать регулирование белорусских интернет-медиа в ущерб зарубежным, лучше бы уравняли права традиционных СМИ с интернет-медиа, а не наоборот.
Информационные ресурсы, работающие на территории Республики Беларусь, никогда не были вне правового поля. На них так же, как и на средства массовой информации, распространялись меры ответственности, предусмотренные гражданским, административным и уголовным законодательством, например, ответственность за распространение недостоверной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию, клевету или оскорбление. Кроме того, уважающие себя информационные интернет-сайты всегда стремились придерживаться и норм закона "О СМИ".
Однако тот факт, что информационные ресурсы законодательно приравняли к СМИ, несомненно, предоставляет государству дополнительные рычаги воздействия на владельцев интернет-сайтов и их редакции.
Доступ к информационному ресурсу, имеющему два или более предупреждения от Министерства информации в течение года, может быть ограничен. При этом перечень оснований, по которым может быть вынесено предупреждение, весьма обширен. Например, письменное предупреждение может быть вынесено в случае совершения действий, противоречащих требованиям Закона "О СМИ", распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам, производства или распространения продукции средства массовой информации без разрешения главного редактора СМИ, распространения сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц и др. К сожалению, следует отметить, что большинство из этих оснований носит весьма оценочный характер.
Также выпуск средства массовой информации может быть приостановлен на срок до трех месяцев решением Мининформа в случаях, если после предупреждения нарушения не устранены в установленные сроки, либо об этом устранении не сообщили в Мининформ с представлением подтверждающих документов.
За нарушение Закона "О СМИ" предусмотрена и административная ответственность, в частности, ст.22.9. КоАП РБ предусматривает возможность наложения штрафов за нарушение установленного порядка опубликования средством массовой информации опровержения, незаконное изготовление или распространение продукции средств массовой информации, нарушение средством массовой информации законодательства о средствах массовой информации повторно в течение одного года после вынесения предупреждения, а также за получение денежных средств или другого имущества в целях финансирования средств массовой информации от иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь, а также от анонимных источников.
Помимо вопросов ответственности, на информационные ресурсы теперь будет распространяться требование о запрете получения финансирования от иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь, за исключением случаев участия указанных лиц в уставном фонде юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации и от анонимных источников.
Еще одним негативным последствием для сайтов могут быть также ограничения на распространение рекламы, предусмотренные для СМИ.
В частности, заявила министр информации Лилия Ананич, представляя документ в парламенте, законопроект предусматривает ограничение доступа к продукции СМИ, распространяемой посредством информационного ресурса, размещенного в интернете. Такое ограничение может вводиться по решению Мининформа в случае вынесения владельцу ресурса в течение года двух и более письменных предупреждений.
Текста законопроекта до сих пор в открытом доступе нет. Известно, что поправки в закон были одобрены пленумом официального Белорусского союза журналистов, в то время как для Белорусской ассоциации журналистов сегодняшнее рассмотрение стало сюрпризом. Текста законопроекта в БАЖ не видели. Профессиональное сообщество, за исключением БСЖ, к обсуждению поправок не привлекалось.
Эксперты TUT.BY комментируют изменения.
Юрий Зиссер: "Издавать законы, регулирующие только Байнет – все равно, что пытаться удержать кусок воздуха в ванне"
В связи с высокой популярностью в Беларуси зарубежных медиа и известными событиями вокруг соседей Беларуси встают во весь рост вопросы информационной безопасности. Депутатская забота о ней вполне понятна, и, как показывает опыт соседей Беларуси, сбрасывать ее со счетов было бы большой ошибкой.
К сожалению, текст новой редакции Закона о СМИ пока недоступен. Однако, судя по комментариям журналистов, слышавших речь министра информации, разработчики закона подошли к проблеме так, как будто не знали, что любой зарубежный сайт доступен любому белорусу наравне с белорусским. Издавать законы, регулирующие только Байнет – все равно, что пытаться удержать кусок воздуха в ванне.
Сегодня теоретически любому популярному в Беларуси зарубежному СМИ с контентом на русском или белорусском языках, любому российскому телеканалу, "Русскому радио", вещающим как в эфире, так и через интернет, любому популярному в Беларуси зарубежному медиа (например, порталам Mail.Ru или Яндекс) либо в социальных сетях возможно разместить в интернете информацию, противоречащую национальным интересам Республики Беларусь. Очень любопытно, каким образом Министерство информации воспользуется новой редакцией для регулирования распространения информации через интернет Русской службы BBC, CNN, Euronews, новостей на Mail.Ru и Яндексе, российских и украинских СМИ, а также белорусских СМИ, размещающихся за рубежом.
Судя по всему, наше государство решило отказаться от борьбы с теми, кто действительно может потенциально угрожать информационной безопасности, пойдя по привычному излюбленному пути: "Бей своих, чтобы чужие боялись". Между тем сильные отечественные медиа – залог информационной безопасности, и вместо того, чтобы ужесточать регулирование белорусских интернет-медиа в ущерб зарубежным, лучше бы уравняли права традиционных СМИ с интернет-медиа, а не наоборот.
Людмила Чекина: "Белорусские информационные ресурсы никогда не были вне правового поля"
Однако тот факт, что информационные ресурсы законодательно приравняли к СМИ, несомненно, предоставляет государству дополнительные рычаги воздействия на владельцев интернет-сайтов и их редакции.
Доступ к информационному ресурсу, имеющему два или более предупреждения от Министерства информации в течение года, может быть ограничен. При этом перечень оснований, по которым может быть вынесено предупреждение, весьма обширен. Например, письменное предупреждение может быть вынесено в случае совершения действий, противоречащих требованиям Закона "О СМИ", распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам, производства или распространения продукции средства массовой информации без разрешения главного редактора СМИ, распространения сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц и др. К сожалению, следует отметить, что большинство из этих оснований носит весьма оценочный характер.
Также выпуск средства массовой информации может быть приостановлен на срок до трех месяцев решением Мининформа в случаях, если после предупреждения нарушения не устранены в установленные сроки, либо об этом устранении не сообщили в Мининформ с представлением подтверждающих документов.
За нарушение Закона "О СМИ" предусмотрена и административная ответственность, в частности, ст.22.9. КоАП РБ предусматривает возможность наложения штрафов за нарушение установленного порядка опубликования средством массовой информации опровержения, незаконное изготовление или распространение продукции средств массовой информации, нарушение средством массовой информации законодательства о средствах массовой информации повторно в течение одного года после вынесения предупреждения, а также за получение денежных средств или другого имущества в целях финансирования средств массовой информации от иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь, а также от анонимных источников.
Помимо вопросов ответственности, на информационные ресурсы теперь будет распространяться требование о запрете получения финансирования от иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь, за исключением случаев участия указанных лиц в уставном фонде юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации и от анонимных источников.
Еще одним негативным последствием для сайтов могут быть также ограничения на распространение рекламы, предусмотренные для СМИ.