«Бросаю универ, становлюсь матросом!» Почему первокурсники уходят из лучших вузов России и Беларуси?
Обучение «по типу Хогвартса» в настоящем замке, поездки в Европу на обучение, общежитие в Петергофе – казалось бы, всё более чем идеально. Но жизнь Валентины, бывшей студентки Петербургского Университета Культуры и Искусств, по её словам, слишком хороша, чтобы тратить её на «вышку». «Еду во Владивосток, становлюсь матросом!», - восхищённо объясняет мне Валя.
- Мой универ по престижности второй в России; там учились Путин и Медведев. И, в отличие от Москвы, Петербург больше по сердцу романтическим барышням вроде меня. Так что классе в 4 я просто выбрала Питер как свой город, ну а насчёт универа не парилась, просто взяла главный.
Система учебы была как в Хогвартсе: ты сам выбираешь, когда и что учить. Больше такой системы ни в России, ни в Беларуси нет, так что я буду скучать по такому. Да и учеба в замке метрах в 70 от Невы, учителя, в которых влюбляешься с первого взгляда, поездки в Европу и в Америку «по учёбе» – всё это очень мне нравилось.
Год, проведённый в учёбе, мне очень дорог, я ни за что не вычеркнула бы его из жизни. Но я забрала документы. Потому что в какой-то момент стало скучно. Жизнь слишком коротка, хочется попробовать всё сразу. А ещё три года – это слишком много, ведь ты и так всё понял!
Я училась на кинокритика. И вот серьёзно, как найти более бесполезную профессию? Это же просто издёвка над всеми работающими людьми. Кино я люблю всё так же безумно и всем сердцем. Но четыре года учиться любить его – это как-то чересчур. Так что я решила всё бросить, найти себя, выбрать то, чего я не буду стыдиться перед обществом и от чего не умру со скуки.
Сейчас мне без высшего образования прекрасно, хотя лет через пять-восемь я, наверное, буду очень грустить, если так и не получу заветную «корочку». Но это, наверное, потому, что я слишком самовлюбленная, чтобы позволить кому-то на меня косо взглянуть из-за того, что у меня нет вышки.
Сейчас я в поиске себя, никому ничего не должна – странное ощущение после 12 лет учёбы. Живу в своё удовольствие, работаю администратором в частной клинике, общаюсь с кучей людей, узнаю жизнь, зарабатываю «рубль» себе на путешествия. Ну и самообразование никто не отменял: без универа и школы на него наконец-то появилось время.
Теперь я занимаюсь тем, что собираю деньги на переезд во Владивосток. Хочу там на море смотреть и на кораблях кататься под песни группы «Мумий тролль». Надеюсь, вянваре буду уже там счастливо жить, плавать на рыбацкой шхуне и как-нибудь за ужином из собственноручно выловленной из японского моря рыбы решу, что же делать дальше.
- Холост, нет детей, временно безработный. Именно так я сейчас пишу во всех анкетах, - рассказывает Антон (имя изменено), отрываясь от монитора своего Macbook. У него, как у писателя, ни дня без строчки. Правда, на языке программирования, но это не так важно.
Занятой молодой человек должен был учиться на 2 курсе БГУИР, но вместо этого занимается разработкой сайтов для крупных компаний. К слову, неплохо зарабатывает. И нисколько не жалеет о кардинальных «антистуденческих» переменах в своей жизни.
- В мой вуз были высокие баллы, и поступить туда было престижно: БГУИР считается лучшим техническим вузом в нашей стране. Я давно хотел стать «технарём», до поступления 6 лет занимался программированием. Зарабатывал этим с 7 класса. Думал, что IT – моё призвание.
Но когда поступил, оказалось, что всем плевать друг на друга. Хотя плевать – слишком этично для этого универа.
Да, дисциплины все оказались полезными для общего развития, ничего лишнего. Но мне это было не нужно: с теми знаниями, что у меня были, я мог изучить программирование без чьей-то помощи, а нового ничего в универе не рассказывали. Я понял, что ошибся специальностью, что БГУИР мне ничего не даёт, кроме предметов, развивающих кругозор, - довольно интересных, но не настолько, чтобы это меня держало. Самым оптимальным вариантом было забрать документы.
Сейчас я работаю фрилансеромв своей сфере деятельности. Сколько я зарабатываю? Конкретную цифру называть не хочу, но хватает на то, чтобы, ни в чём себе не отказывая, жить в Минске, гулять и ещё откладывать. Проблем нет с деньгами. Сайты, на которые работаю, называть не хочу – это может выглядеть так, будто я хочу «попонтиться».
Единственное, что меня беспокоит, - это армия. А вототсутствие диплома для работы не критично. В этом я убедился на собственном примере.
Иногда думаю о том, чтобы поучиться ещё где-нибудь, - может, за границей. Неважно, где, неважно, как, лишь бы обучатся чему-то новому, не сидеть на месте и не тратить время на то, что уже знаешь. В этом, пожалуй, и заключается цель моей жизни.
Вова – первокурсник Института журналистики БГУ- забрал документы с одной из самых креативных специальностей после 2 месяцев обучения. Фраза «я ошибся универом» на журфаке звучит не так редко, как хотелось бы. Особенно от иностранцев. Ну а простому светлогорскому парню Вове просто «не по душе пришлось».
- С поступлением я определился к концу 11 класса: я уже точно знал,что собираюсь поступать на журфак,и БГУ был лучшим вариантом для меня: он входит в топ-500 университетов мира, один из самых престижных в СНГ.
Больше всего мне понравились преподаватели:практически каждый из них был по-своему необычен и умел заинтересовать, даже если на первый взгляд предмет совсем не привлекал.
Однако вскоре я нашёл для себя более подходящую и интересную специальность. И она никак не связана с журналистикой, скорее даже противоположна ей. Так я решил забрать документы.
В ближайшее время планирую устроиться на какую-нибудь работу,а в следующем году поступать в другой университет. Пока не хочу говорить, куда, - пусть это будет моим секретом. Но к журналистике не думаю возвращаться.
Наталья - студентка Московского государственного областного университета -тоже пыталась забрать документы, однако её попросили повременить. С чем это связано, Наталья не знает, размышляя о странностях деканата филологических университетов, которые «в Москве, но не московские».
- Поступила я случайно. В университет, куда я давно хотела поступить, не прошла из-за внутренних экзаменов - не сдала. Тогда я просто пришла в университет, в котором учусь сейчас (и это тоже вышло спонтанно), но поступила уже во второй волне: в первой не прошла по баллам.
Сейчас мой университет становится знаменитым. Наконец-то выходит на должный уровень. Теперь его можно сравнить с московскими университетами, хоть он и сам всегда находился в Москве.
В университете мне всё не понравилось. Но там было очень хорошее отношение ко мне. У меня были достаточно интересные одногруппники, они меня очень любят. Пары я не посещала, но сдала все зачёты и экзамены – это было очень странно.
Почему я решила забрать документы? Я просто захотела переехать в Санкт-Петербург. Мне не понравилась Москва, я не могу там жить. Я решила: либо Питер, либо ничего. Специальность не хотела менять, но перевестись не удалось из-за слишком большой академической разницы. Тогда я решила забрать документы из Москвы.
В своём университете я просто сказала, что мне нужно поехать домой и что я хочу забрать документы, и тогда они сказали: «Нет!». Я ответила, что возьму «академку». Они сказали, что не дадут «академку» и чтоб я приезжала только на сессию. Фактически, это свободное посещение и я могу делать, что хочу.
Сейчас занимаюсь почти всем и в тоже время ничем. Путешествую. Какое-то время жила в Петербурге. В отношении работы я сейчас тоже «в поиске». Чем закончится следующая моя сессия - зимняя – не знаю, но в любом случае не расстроюсь. Вообще, единственное, что меня держит в университете – это хорошее отношение ко мне.
Автор: Екатерина ШУЛЬЖЕНКО