"Минские кухни". Маляваныч из "Калыханкі": "У нас катастрофа с культурным воспитанием детей"

Источник материала:  
14.12.2014 22:40 — Новости Общества

Актер минского театра имени Горького Александр Жданович более известен как Маляваныч из "Калыханкі", которую он ведет с 1996 года. Мы отправились на кухню к человеку, которого многие знают с детства, чтобы обсудить минские проблемы и радости. Собеседник рассказал о современной театральной публике столицы, о мизерной зарплате актеров и о том, почему у нас катастрофа с культурным воспитанием детей.




"У меня нет такого кайфа ходить по ресторанам"

Наш герой живет в квартире в районе Академии наук с женой и двумя сыновьями. Жилплощадь ему досталась от театра в 1993 году, а последний ремонт на кухне Александр делал семь лет назад.

- Мы тогда поменяли только кухонный гарнитур, который делали под заказ. Но я им недоволен: разваливается на пустом месте. Что же, правильно говорят, что скупой платит дважды.


Стоимости гарнитура собеседник не помнит.

Александр говорит, что всегда принимает на кухне гостей и часто готовит обычные вещи вроде супа. Своим фирменным блюдом он называет творожный пирог. А вот походы в минские заведения общепита артист не практикует.

- В кафе я бываю очень редко, и то только в случае, когда там назначена какая-нибудь встреча. Я не хожу по ресторанам потому, что на это у меня не хватает времени, и у нас это дорого.


Александр признается, что для него стала открытием мультиварка. Он очень доволен этим бытовым прибором.

Собеседник вспоминает, что в молодости он любил ходить в ресторан "Потсдам", на месте которого сейчас находится Grand Cafe.

- А теперь у меня и кайфа такого нет - ходить по ресторанам.


Больше, чем ходить по ресторанам, Александр любит принимать гостей. Большая кухня позволяет собрать много людей.

"Я не покупаю молоко и мясо из Могилева и Гомеля"

Зато в магазины наш герой ходит почти каждый день. Говорит, что у него нет предпочтений какой-нибудь торговой сети.

- Для меня главное, чтобы можно было в одном магазине купить все необходимое. Обычно я просто захожу в "Соседи", который находится возле театра. Там меня все устраивает.

Актер говорит, что иногда ездит в "Евроопт" на Монтажников и закупается там на суммы около миллиона, "потому что там дешево". Иногда собеседник заходит в магазины этой сети и в городе.

- Но в городе в "Еврооптах" обычно много людей и как-то тесновато. Особенно это касается магазина возле ЦУМа.


Обычно наш герой закупает продукты для всей семьи, фигурки которой висят на стене в кухне.

Как и многие белорусы, Жданович покупает колбасу определенных производителей: Минского, Витебского и Гродненского мясокомбинатов. А вот продукцию, произведенную в Гомельской и Могилевской областях, наш герой принципиально не берет.

- А зачем мне покупать продукцию из радиоактивной зоны? Конечно, на тот же шоколад из привозных составляющих это не распространяется, а вот молоко или колбасу из того региона я никогда не покупаю.

"В Минске до сих пор сохранилась провинциальность"

Александр говорит, что он не большой гурман, поэтому продуктов в Минске ему хватает. В столице, по его мнению, не хватает другого.

- Знаете, я очень люблю Минск, особенно наших людей, и вроде бы неправильно говорить что-то плохое, но городу не хватает столичности. У нас до сих пор сохранилась какая-то провинциальность, что проявляется в очень маленьком количестве городских культурных мероприятий.

В этом плане, говорит собеседник, хорошим примером могла бы послужить Варшава, где наш герой побывал на "каком-то дне музыки".

- Там прямо на улицах играли лауреаты разных премий и чуть не лучшие пианисты мира. По озеру в парке плавали гондолы, лебеди. В общем, все было очень красиво, и я считаю, что Минску нужны подобные мероприятия.


"Из минских дворов уходит живое общение. Уходит эта глубина жизни"

Также Ждановичу не хватает в столице и того, что когда-то у нас было: дворовой культуры.

- Я еще застал те времена, когда люди собирались возле дома, где играли в домино, шашки и шахматы. Это было здоровое дворовое общение. Жаль, что сейчас общение между людьми становится виртуальным, быстрым, а значит, более поверхностным. Уходит эта глубина жизни, уходит что-то важное.

Но такие трансформации, по словам собеседника, хоть и грустные, но предсказуемые. Говорит, что просто в Союзе люди не сильно отличались друг от друга по уровню доходов, да и сам ритм жизни был медленнее. Хотя, будучи студентом театрального, Александр с друзьями старался как-то разбавить эту размеренность Минска начала 80-х.

- Что только ни делали. И людей разыгрывали на улицах, и по перилам моста на спор ходили, и даже мой друг ездил с нами в Москву в полке плацкарта.

С изменениями же архитектурного облика Минска, по словам Александра, все не так однозначно. Он говорит, что нынешние панельки намного лучше тех, что строили в Союзе, ведь "сейчас их хотя бы пытаются строить отличными друг от друга и красить в разные цвета".

- Что же касается не массовой застройки в центре города, то у меня есть знакомые, которые рассказывают, что обычно это делается исключительно в угоду коммерческим интересам и большим деньгам. Это ужасно, ведь таким образом строятся совершенно нелепые объекты вроде дома у Троицкого или гостиницы у цирка.


"По архитектуре греков или римлян можно понять культуру народа, а что можно понять вот по этому термитнику?" - говорит Александр, показывая на вид из окна кухни.

"В театр теперь ходят для развлечения. В этом есть и наша вина"

Со временем меняется не только архитектура, но и такая узкая прослойка горожан, как посетители театров. Жданович говорит, что люди не стали меньше ходить на спектакли в театр Горького, но теперь они часто ходят туда не за искусством, а за развлечением.

- Раньше в театр приходили те, кто мог отдать на спектакль последние деньги, а теперь народ приходит за развлечением. Например, на серьезные постановки приходит значительно меньше людей, чем на откровенно легкие спектакли.

Также теперь в театр ходят совершенно не в той одежде, что раньше. Собеседник говорит, что зрители иногда сидят даже в майках.

- Теперь даже невозможно оценить, насколько зрителю понравился спектакль. Нет ни провалов, ни оваций: просто ровные аплодисменты. Но это не значит, что мы не чувствуем зрителя. Мы его чувствуем и очень любим, просто наша жизнь в общем меняется в сторону упрощения.




Александр думает, что люди стали ходить в театр за развлечением во многом из-за современного информационного пространства с огромным количеством, например, несерьезных сериалов. Также, по его мнению, и сам театр виноват, что идет на поводу у зрителей.

- Это и наша вина. Да, очень важно не потерять зрителя, но нужно быть гибче, чтобы не скатиться на уровень массового потребления. Нужно воспитывать зрителя. Например, предлагать билеты со скидкой для студентов, создавать клубы при театрах, где можно пообщаться с актерами. Ничего этого у нас, к сожалению, нет.


"Уборщица в соседнем магазине зарабатывает больше, чем актер театра"

Судя по всему, театр массово привлекает зрителей развлекательной программой, чтобы быть менее убыточным. О том, что театры должны сами зарабатывать, не раз звучало из уст руководства страны.

- У нас есть проблема восприятия театра как предприятия по оказанию услуг по развлечению, которое должно зарабатывать деньги. Но совершенно очевидно, что театр не окупаем во всем мире. В развитых странах городские бюджеты содержат муниципальные театры как элемент культурного наследия, который не скатывается полностью на массового зрителя.

Также, в отличие от своих западных коллег, белорусские актеры театра получают совсем небольшую зарплату. Жданович говорит, что средний заработок актеров составляет около 4 миллионов.

- Немного обидно то, что в соседний магазин требуется уборщица, и ей предлагают большую зарплату, чем у актера нашего театра.

Несмотря на это, говорит собеседник, молодежь по-прежнему приходит в горьковский театр на работу.

- В этой работе ведь есть что-то пьянящее, она тебя не отпускает. К тому же здесь есть элемент такой власти над зрителем, элемент маленькой славы, опять же. А заработать талантливый актер может и параллельно снимаясь в российских фильмах, которые сейчас очень часто снимают в Минске.

"Я не ухожу из "Калыханкі", ведь все-таки Маляваныч несет что-то доброе людям"

Параллельно с работой в театре Александр вот уже 18 лет является Маляванычем из "Калыханкі". Он шутит, что собаки столько не живут, и вспоминает, что даже как-то хотел уйти из программы.

- Мне казалось, что это какая-то стагнация. Также я думал, что это влияет на имидж, ведь не всякий даст серьезную роль человеку, который известен как Маляваныч.




Но Александр решил остаться, ведь в этой роли, по его мнению, есть какая-то добрая миссия.

- Через 20 лет про роли, которые мы играли, никто уже не вспомнит. А Маляваныч уже для нескольких поколений людей является образом добра, позитива и правильного воспитания. Поэтому я остаюсь им.


"У нас катастрофа с культурным воспитанием детей"

Александр Жданович отмечает, что у детской программы сложился очень хороший коллектив. Это проявляется в том, что атмосфера в эфире полностью соответствует атмосфере при выключенной камере. Но главное, что наш герой чувствует положительную реакцию зрителя, которая проявляется даже на улицах.

- Через "Калыханку" прошло уже не одно поколение, и в городе подходят абсолютно разные люди. Конечно, больше это касается зрителей из того времени, когда программ для детей было очень мало.

Александр вспоминает историю, как он опаздывал на электричку, а его на вокзале остановили милиционеры и требовали документы, которых у него не оказалось. Говорили, что он похож на разыскиваемого ими человека, и спрашивали, где он работает. Оказалось, что один милиционер просто поспорил с другим, Маляваныч ли это идет по вокзалу.

- Многие фотографируются на улицах, ведь людям очень приятно то, что связано с их детством. Слава богу, что я могу дарить им какую-то радость даже в такие моменты.

При этом заработок человека, который уже 18 лет вносит в эфир белорусского ТВ что-то доброе и правильное, также совсем невелик. Александр говорит, что в "Калыханке" получают очень мало "в сравнении с нашими ведущими политических новостей" или российскими коллегами. Да и вообще, рассказывает собеседник, мы сильно отстаем даже от России в плане воспитательных программ для детей.

- В России есть целый канал, который не мультики крутит весь день, а показывает интересные образовательные программы. А у нас это просто катастрофа, как мы не обращаем внимания на культурное воспитание детей. Это абсурд, что "Калыханка" чуть ли не единственная программа для ребенка на белорусском телевидении.



4 минских вопроса Александру Ждановичу

- Какое здание или сооружение вы бы снесли в Минске в первую очередь?

- Я бы не сносил, но убрал бы из Минска памятники Ленину. Ну какую положительную роль в истории нашей страны сыграл этот человек?

- Кому бы вы поставили в Минске памятник?

- Владимиру Короткевичу. Его наследие очень значимо для белорусской культуры.

- Кого вы считаете самым значимым минчанином?

- Петра Машерова. Я помню то время, и могу сказать, что все люди относились к нему с большим уважением. И это было неподдельное уважение.

- Куда вы в первую очередь ведете в Минске иностранных гостей?

- В Старый город. И все иностранцы очень положительно отзываются о нашем городе и говорят это абсолютно искренне.

←Ухо недели. Жулики в нашем огороде

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика