«Беларусь без крайностей». От чего зависит выживаемость страны?
Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Евгений Прейгерман
Дипломаты-мешочники?
На прошедшей неделе Александр Лукашенко много времени уделил дипломатам — и нашим, и приезжим. Он сделал краткие заявления по состоянию и перспективам отношений с рядом стран, принимая верительные грамоты их послов. А также обсудил состояние нашей внешней политики с Владимиром Макеем.
На встрече с главой МИД президент основной акцент сделал на своей любимой теме: дипломаты должны любыми судьбами разгрузить промышленные склады страны, которые все более затовариваются нереализованной продукцией:
«Диверсификация экспорта, поиск новых рынков — вопрос первостепенной важности, вопрос выживания нашей страны, и из этого надо исходить прежде всего Министерству иностранных дел».
Тема уже набила оскомину. Александр Лукашенко и некоторые другие чиновники с упорством, достойным лучшего применения, требуют от белорусских дипломатов стать торговыми агентами при каждой возможности. Однако воз и ныне там, а проблема затоваривания складов становится все драматичнее.
Даже не хочется в очередной раз напоминать статистику, которая характеризует «успехи» МИД и всех других министерств страны, которые «требованием революции» давно должны были стать министерствами торговли. Такие требования отражают устоявшуюся картину мира в сознании руководства Беларуси, и статистическими данными их не переубедить. Поэтому обратим внимание лишь на любопытное противоречие в рамках самой этой картины мира.
Как известно, с таким же упорством власти ведут бескомпромиссную борьбу с посредниками: мол, вот уберем всех посредников на внешних и внутренних рынках — и расцветет наш экспорт. Но кем, скажите, требования президента делают дипломатов?
Все теми же посредниками! Притом куда менее полезными посредниками, чем те, с которыми боремся.
Да, дипломаты не берут за такое посредничество денег, но и не обладают ни специфическими знаниями, ни, самое главное, полноценной мотивацией. Они здесь лишнее звено.
Поэтому нужно наконец принять прописную истину: дипломаты не являются и по определению не могут быть торговыми агентами. Это не их работа, особенно в современном мире. Миссия дипломата — помогать государству устанавливать такие режимы экономических отношений со внешним миром, которые благоприятствуют национальному бизнесу.
А вот национальный бизнес как раз и является вопросом выживаемости страны!
Антон Болточко
Семь десятых пишем, а сколько в уме?
Как это часто бывает в Беларуси, не прошло и недели после утверждения прогнозных показателей развития экономики на 2015 год, а они уже пересмотрены. Правда, пока только на словах. В ходе совещания по актуальным вопросам развития экономики президент поставил новую планку:
«Показатели роста невысокие. Но хочу предупредить, что это нижняя планка. Мы не должны ориентироваться на полпроцента или процент роста. Если у нас будет самая малейшая возможность, мы в росте должны добавлять».
В принципе все понятно: год выборов и низкие темпы роста экономики — не самое лучшее сочетание для власти. Однако не стоит гнать лошадей.
Наблюдая за падающими ценами на нефть и подготовкой России к рецессии, Беларуси бы день простоять да ночь продержаться. Ставку надо делать не на экономический рост, а на выравнивание структуры экономики: снижение зависимости от нефтехимии и калийных удобрений, увеличение доли частного сектора в ВВП, привлечение иностранных инвестиций в новые сектора и т.д. Возможно, при этом придется немного просесть, но это будет во благо будущему росту.
Еще одна крайность, в которую бросился глава государства в ходе совещания, попахивает меркантилизмом: «Для того чтобы иметь больше денег и золотовалютных резервов, надо больше продавать и меньше покупать». Такой тезис был бы актуален для стран, планирующих стать автаркией в современном мире. Но для малой открытой экономики, такой как Беларусь, это глубочайшее заблуждение.
Богатство страны не измеряется объемом золотовалютных резервов в государственных закромах, оно измеряется уровнем потребления в обществе и размером накопленного гражданами капитала.
Хотя навряд ли кто-то будет задумываться о смене парадигмы мышления. Белорусская экономика — самая лучшая. Проблемы не в ней, а в окружающем нас мире. Лукашенко в очередной раз это подтвердил: «Мир еще не вышел из этой рецессии, за исключением пары государств. Тем не менее нам от этого не легче, нам надо жить и работать».
А станет еще тяжелее, если взглянуть на данные World Economic Outlook от МВФ. За 2012 и 2013 годы мировая экономика увеличилась на 3,4% и 3,3% соответственно, а в текущем году планируется ее прирост на 3,3%. Развивающиеся экономики росли и того быстрее: 5,1% (2012), 4,7% (2013) и 4,4% (2014) (прогноз). И в каком, спрашивается, мире рецессия?
Никита Беляев
Риски от сокращения чиновников
Судя по экспертным прогнозам, следующие несколько лет могут оказаться для Беларуси достаточно непростыми из-за рецессии в России. В таких условиях на систему госуправления ложится огромная нагрузка, ведь именно она несет ответственность за принятие и реализацию решений, способных оградить страну от сползания в бездну экономических проблем. Это означает, что эффективность работы госаппарата становится особенно важным фактором будущего нашей страны.
Еще в апреле 2014 года Александр Лукашенко заявил о необходимости второго этапа совершенствования системы госуправления с целью повешения эффективности ее работы. Согласно заявлениям главы государства, предполагается не только сократить госслужащих, но и ликвидировать несвойственные и дублирующие функции госппарата.
Действительно, в соответствии с выводами исследования «Либерального клуба», обилие функций является одной из основных причин, отрицательно влияющих на эффективность работы госструктур. Однако сегодня существует риск, что из-за стремления сэкономить и приближения президентских выборов второй этап реформы системы государственного управления может вновь ограничиться лишь сокращением чиновников. Учитывая непростую ситуацию, в которой может оказаться страна в ближайшем будущем, негативные последствия от принятия такого решения значительно увеличиваются.
Во-первых, сокращение госслужащих без ликвидации излишних функций (полномочий) усилит нагрузку на систему госуправления, т.к. количество обязанностей останется прежним, а число исполнителей при этом уменьшится.
Во-вторых, усиление нагрузки при сохранении текущих условий работы госслужащих снизит их мотивацию и эффективность работы. Это может привести к еще большему саботированию с их стороны некоторых задач и целей.
В-третьих, совокупность указанных факторов может привести к риску паралича системы госуправления. В таких условиях принимать важные антикризисные решения будет попросту невозможно.
Таким образом, властям стоит задуматься о последствиях принятия однобоких решений. Система госуправления, как и другие сферы, нуждается в комплексных преобразованиях.
Вадим Можейко
Героі году — Dzieciuki ды Leibonik!
12 студзеня ў клубе «Піраты» абвесьцілі вынікі музычнай прэміі «Героі году» ад музычнага партала Tuzin.fm.
Уласна героямі прызнаны гарадзенскі фольк-панк гурт Dzieciuki. Хлопцы выдалі ў лютым гэтага году дэбютны альбом «Гарадзенскі гармідар», а таксама прэзентавалі на «Белсаце» ды Tuzin.fm свае кліпы.
Творчасць гурта можна аднесці да патрыятычнай плыні (у самым добрым сэнсе гэтага слова). Так, напрыклад, кампазіцыя «Сумнае рэгі», прысвечаная памяці беларускіх ахваряў сталінскага рэжыму ў Курапатах, ставіць знак роўнасці паміж злачынствамі нацыстаў і камуністаў. А «Хлопцы-балахоўцы» распавядаюць пра Слуцкі збройны чын ды ваяроў Булак-Булаховіча (зрэшты, больш пафасна, чым гістарычна, але ж, як казаў рэжысёр адпаведнага кліпа, гэткай і была задумка).
А ў намінацыі «Адкрыццё году» найлепшым прызнаны Сяргей Башлыкевіч і яго гурт Leibonik. Рэпертуар музыкі складаецца з вельмі розных твораў — ад сцёбных «Іншапланецянаў» ды «Аліварыі» да сур’езных «Касінерам 1939» ці «Дзядзька (на пахаванне Рыгора Барадуліна)». Таксама Башлыкевіч любіць выконваць каверы, часам з вялікай перапрацоўкай. Ад яго можна пачуць як «Ляпісаў», так і Лану дэль Рэй.
Зрэшты, цікава ўзгадаць, што на здымках кліпу «Хлопцы-балахоўцы» Dzieciuki трапілі ў ня велімы прыемную сітуацыю: да іх двойчы прыязджалі міліцыя ды АМАП. Напачатку іх зацікавіла зброя (вядома, то былі толькі муляжы для здымак), а потым — ці то вялікі бчб-сцяг, ці то «несанкцыяваная акцыя», ці то здымкі кліпу без дазволу. Дзякуй богу, потым сілавікі разабраліся: здымкі кліпа — гэта не масавае шэсце, на творчы працэс пасярод поля ніякага дазволу не трэба, а сцяг быў часткай рэквізіту мінулых часоў.
У Башлыкевіча такіх гучных гісторый не было, хаця ў яго рэпертуары ёсць іранічныя песні, якія высмейваюць дзеянні ўладаў. Тыя ж «Лодачка» ці «На кіеўскіх трыбунах заціхлі сектара». Затое запомніўся яго выступ у межах «Ночы музеяў» на прыступках дзяржаўнага музея Янкі Купалы, дзе ён выканаў свой хіт «О, Купала» (касмічна далёкі ад афіцыйных канонаў, але цалкам цудоўны).
Віншаванні героям ды шчырыя спадзяванні, што ў Беларусі за здымкі кліпа больш нікога не затрымае міліцыя ды АМАП, а вось узяць удзел у «Ночы музеяў» яшчэ не раз запросяць незалежных выканаўцаў.
Василий Корф
Наживка для семей
Население Беларуси из года в год уменьшается — главным образом из-за низкой рождаемости, которая не покрывает естественные потери от смертности. Об этом много говорится на самом высоком уровне, однако кардинальные подвижки так и не случаются.
Но к новогодним праздникам государство все-таки отважилось сделать решительный шаг вперед: с 1 января 2015 года в Беларуси вводится семейный капитал. Александр Лукашенко подписал соответствующий указ, согласно которому эта сумма составит 10 тысяч долларов.
Сама идея подобной стимуляции рождаемости не нова. Например, в России аналогичные выплаты производятся с 2007 года. Видимо, белорусские законодатели тщательно изучили опыт соседа, однако наш семейный капитал все-таки получился с местной спецификой.
Главное отличие заключается в количестве детей в семье, необходимом для получения денежной помощи. Если в России достаточно завести второго ребенка, то в Беларуси получить от государства 10 тысяч долларов можно только с тремя детьми. А это существенно сужает поле применения новой системы, поскольку право на помощь имеют исключительно многодетные семьи. В таком случае семейный капитал может стать неплохим стимулом для семей с двумя детьми, но молодые белорусские «ячейки общества», которые часто не решаются и на первого, вряд ли на это клюнут.
Другой не менее значимой особенностью белорусского семейного капитала является срок размораживания счета. В России родители могут воспользоваться капиталом по истечении трех лет со дня рождения или усыновления ребенка. Деньги могут быть потрачены на улучшение жилищных условий, образование или формирование пенсии матери. Белорусские же семьи смогут это сделать лишь спустя 18 лет, т.е. с достижением этим ребенком совершеннолетия (единственное исключение — платные медицинские услуги). К тому времени семья, как правило, перестает существовать в своем прежнем виде, поскольку дети вырастают и становятся самостоятельными.
Таким образом, новая система семейных выплат вызывает много явных вопросов. И это еще один показатель того, что подобные решения сперва надо бы подробно обсуждать с обществом, а уже потом принимать.