В каких отелях в Минске горит больше всего окон по вечерам? Эксперимент TUT.BY
11.12.2014 09:57
—
Новости Общества
Напротив гостиницы "Юбилейная" на остановке в черном пуховике дожидается маршрутку в Чижовку мужчина лет 40. Он еще не знает, что в почти восемь вечера нужная уже не ходит. Но именно на почве переживаний на этот счет завязывается разговор.
Собеседник приехал в Минск из России. Откуда именно, он не уточняет, но говорит, что "не из Москвы, а издалека". За номер в гостинице заплатил 113 долларов.
— Это не дорого. Что сейчас дешево? За все в жизни нужно платить, — беседа обретает философский контекст.
В Минске турист играет в казино. По принципу наличия игорного дома и выбирал отель: казино примыкает к "Юбилейной".
— А что еще у вас делать?.. Проституток нет. Лет 20 назад приезжал, полно было, — в голосе чувствуется досада.
Этот небольшой диалог был как нельзя кстати: в последнее время чиновники озадачились низкой наполняемостью минских отелей, увеличением их рентабельности и потока туристов. Мы решили им помочь и выяснили, за счет чего это можно сделать.
В конце ноября в Минске прошел круглый стол по проблемам развития отельного бизнеса. На нем выяснилось, что до конца 2016 года в столице появится еще как минимум шесть гостиниц. И это учитывая, что о былой рентабельности "сегодня уже никто не мечтает даже в самых радужных снах". Такое мнение высказал Андрей Новиков, начальник управления бытового и гостиничного обслуживания Мингорисполкома.
К прошедшему чемпионату мира по хоккею номерной фонд в Минске увеличился вдвое. Сегодня в столице работают 44 гостиницы. По оценкам экспертов рынка недвижимости компании Colliers International, в прошлом году отельный рынок города показал хорошую загрузку – в 66-69%. Получить данные о реальной наполняемости отелей в Минске сегодня непросто, но на круглом столе Андрей Новиков все же озвучил, что в октябре она составляла – 50%.
Корреспонденты TUT.BY не раз сталкивались с тем, что в некоторых гостиницах процент загрузки не озвучивают, ссылаясь на коммерческую тайну. Поэтому мы решили провести эксперимент. Выбрали десять отелей разного уровня в разных точках города. На прошлой неделе в среду и субботу с 18.00 по 21.00 часов объехали эти гостиницы и зафиксировали, сколько в них горит окон. Мы признаем, что этот эксперимент довольно субъективен и не претендует на статистическую оценку ситуации. Но при этом он помогает проследить тенденцию: больше всего окон горело в отелях категории "3 звезды" со стоимостью проживания в одноместном номере до 90 долларов. Это гостиницы "Беларусь", "Турист" и "Орбита".
Несмотря на то, что в "Беларуси" окон горело довольно много, Александр Шичков, заместитель генерального директора "Минотель", к которому относится гостиница, рассказал, что у них загрузка в районе 30%, и они "еле сводят концы с концами и хотят достичь показателя по заполняемости в 50-55%".
Меньше всего окон горело в отеле "Арена" в Чижовке – и в субботу, и в среду их было всего по два. Как прокомментировали в их службе приема и размещения, в среду 3 декабря у них действительно была низкая заполняемость – 15-20 номеров. А вот в субботу 6 декабря гостиница была заполнена почти на 80%, то есть гости жили в 80 из 107 номеров. Так как постояльцы здесь в основном спортсмены, вероятно, что в момент, когда горящие окна считал TUT.BY, из-за тренировок практически никого из них не было. Средняя загрузка по отелю – 35-40%. Это позволяет быть рентабельными, но в гостинице мечтают о большей заполняемости.
Количество номеров — 267
Количество номеров — 256
Количество номеров — 154
Количество номеров — 239
Количество номеров — 484
Количество номеров — 238
Количество номеров — 251
Количество номеров —134
Количество номеров — 215
Количество номеров — 107
Как увеличить заполняемость минских гостиниц? От мэра города поступило предложение снизить стоимость проживания в 3-4 звездочных отелях, так как она выше, чем в Варшаве, Вильнюсе, Риге. На ценник в наших отелях часто сетовали и представители туристических компаний, и сами туристы.
Сегодня средняя цена стандартного одноместного номера в сутки в пятизвездочном отеле — 140 евро, четырехзвездочном — 115 евро, трехзвездочном — 61 евро, двухзвездочном — около 30 евро. Но представители гостиниц эти цифры высокими не считают. Более того, говорят, что если стоимость снизить и при этом не обеспечить увеличение потока туристов, гостиничный бизнес просто ляжет на лопатки.
Александр Шичков считает, что даже если сделать цену проживания в отелях символической, к нам туристы валом не повалят.
— Гостиницы — это одно из условий пребывания туриста в городе. Человек в первую очередь приезжает, чтобы что-то увидеть, поучаствовать в каком-то мероприятии. Если мы снизим цены, то будем работать с отрицательной рентабельностью, — говорит он.
Директор гостиничного комплекса "Турист" Юрий Омелюсик вторит Шичкову. Он также уверен, что падение стоимости проживания не приведет к росту туристов. Цены, конечно, снизить можно, но тогда отель будет работать "в ноль":
— Туристы едут не из-за цены гостиницы. Люди платят за размещение, если им что-то надо в этом городе.
Председатель Минской гостиничной ассоциации Николай Хролович уверен, что стоимость снижать надо, но делать это лучше за счет уменьшения затрат. Например, можно оптимизировать штат сотрудников.
Со своей стороны Александр Шичков рассказывает, что расходы на содержание персонала действительно большие. При этом в отеле разная загрузка: в один день она может быть 10%, в другой – 70%, а гостиницу обслуживает одинаковое количество, например, горничных. Он вспоминает, как недавно ездил перенимать опыт гостиничного дела в Прибалтику. Для примера им показали отель, где штат сокращен до минимума. В случае наплыва гостей и проведения крупных мероприятий к работе подключают аутсорсинговые компании по уборке помещений и обеспечению безопасности.
— У них это развито, и им чуть проще, чем нам. В Беларуси пока таких структур мало, — говорит Шичков.
Если не в цене дело, тогда за счет чего и, главное, кого, наполнить наши гостиницы? Есть несколько идей.
Александр Шичков считает необходимым разработать специальную государственную программу по созданию туристической инфраструктуры и привлечению иностранцев. Также рекомендует создать туристические маршруты "не для количества", а те, которые будут реально интересными для иностранцев. К слову, в Беларуси существует более тысячи туристско-экскурсионных маршрутов, хотя популярны из них десятки.
Загрузку можно увеличить, уделив внимание проведению в конференц-залах отелей мероприятий и проживания его участников. Для примера собеседник приводит международную конференцию по русскому языку, в которой участвовало 150 россиян. Организовывали мероприятие у них в отеле в ноябре этого года.
Юрий Омелюсик же считает, что в первую очередь нужно решать вопрос с визами и проводить в городе больше мероприятий. Только так туристов в Минске станет больше.
На круглом столе, о котором уже шла речь в материале, Андрей Новиков предложил еще один интересный вариант: пообещал, что их управление порекомендует руководству Мингорисполкома заложить в бюджет на следующий год "продвижение города как места для экономических и политических дискуссий". В частности, есть задумка собрать в Москве представителей 70 крупнейших компаний России и предложить им проводить корпоративные мероприятия в Минске.
Станет ли хотя бы одна из этих идей реальностью, покажет время. Правда, его осталось не так уж и много. По прогнозам компании Colliers International, если рынок не сориентируется, то в 2017 году загрузка столичных отелей может составить всего 30%.
Собеседник приехал в Минск из России. Откуда именно, он не уточняет, но говорит, что "не из Москвы, а издалека". За номер в гостинице заплатил 113 долларов.
— Это не дорого. Что сейчас дешево? За все в жизни нужно платить, — беседа обретает философский контекст.
В Минске турист играет в казино. По принципу наличия игорного дома и выбирал отель: казино примыкает к "Юбилейной".
— А что еще у вас делать?.. Проституток нет. Лет 20 назад приезжал, полно было, — в голосе чувствуется досада.
Этот небольшой диалог был как нельзя кстати: в последнее время чиновники озадачились низкой наполняемостью минских отелей, увеличением их рентабельности и потока туристов. Мы решили им помочь и выяснили, за счет чего это можно сделать.
В окнах свет, а загрузка низкая
В конце ноября в Минске прошел круглый стол по проблемам развития отельного бизнеса. На нем выяснилось, что до конца 2016 года в столице появится еще как минимум шесть гостиниц. И это учитывая, что о былой рентабельности "сегодня уже никто не мечтает даже в самых радужных снах". Такое мнение высказал Андрей Новиков, начальник управления бытового и гостиничного обслуживания Мингорисполкома.К прошедшему чемпионату мира по хоккею номерной фонд в Минске увеличился вдвое. Сегодня в столице работают 44 гостиницы. По оценкам экспертов рынка недвижимости компании Colliers International, в прошлом году отельный рынок города показал хорошую загрузку – в 66-69%. Получить данные о реальной наполняемости отелей в Минске сегодня непросто, но на круглом столе Андрей Новиков все же озвучил, что в октябре она составляла – 50%.
Корреспонденты TUT.BY не раз сталкивались с тем, что в некоторых гостиницах процент загрузки не озвучивают, ссылаясь на коммерческую тайну. Поэтому мы решили провести эксперимент. Выбрали десять отелей разного уровня в разных точках города. На прошлой неделе в среду и субботу с 18.00 по 21.00 часов объехали эти гостиницы и зафиксировали, сколько в них горит окон. Мы признаем, что этот эксперимент довольно субъективен и не претендует на статистическую оценку ситуации. Но при этом он помогает проследить тенденцию: больше всего окон горело в отелях категории "3 звезды" со стоимостью проживания в одноместном номере до 90 долларов. Это гостиницы "Беларусь", "Турист" и "Орбита".
Несмотря на то, что в "Беларуси" окон горело довольно много, Александр Шичков, заместитель генерального директора "Минотель", к которому относится гостиница, рассказал, что у них загрузка в районе 30%, и они "еле сводят концы с концами и хотят достичь показателя по заполняемости в 50-55%".
Меньше всего окон горело в отеле "Арена" в Чижовке – и в субботу, и в среду их было всего по два. Как прокомментировали в их службе приема и размещения, в среду 3 декабря у них действительно была низкая заполняемость – 15-20 номеров. А вот в субботу 6 декабря гостиница была заполнена почти на 80%, то есть гости жили в 80 из 107 номеров. Так как постояльцы здесь в основном спортсмены, вероятно, что в момент, когда горящие окна считал TUT.BY, из-за тренировок практически никого из них не было. Средняя загрузка по отелю – 35-40%. Это позволяет быть рентабельными, но в гостинице мечтают о большей заполняемости.
Гостиница "Renaissance", категория "люкс", сутки в одноместном номере — 143 доллара
Количество номеров — 267
|
|
Среда, 18.40, свет горел в 32 окнах | Суббота, 18.35, свет горел в 18 окнах |
Гостиница "Минск", 4 звезды, сутки в одноместном номере — 189 долларов
Количество номеров — 256
|
|
Среда, 18.56, свет горел в 16 окнах | Суббота, 18.47, свет горел в 19 окнах |
"Президент отель", 5 звезд, сутки в одноместном номере — 125 долларов (акция)
Количество номеров — 154
|
|
Среда, 19.08, свет горел в 18 окнах | Суббота, 18.55, свет горел в 10 окнах |
Гостиница "Юбилейная", 3 звезды, сутки в одноместном номере — 113 долларов
Количество номеров — 239
|
|
Среда, 19.24, свет горел в 41 окне | Суббота, 19.07, свет горел в 22 окнах |
Гостиница "Беларусь", 3 звезды, сутки в одноместном номере — 88 долларов
Количество номеров — 484
|
|
Среда, 19.40, свет горел в 76 окнах | Суббота, 19.17, свет горел в 54 окнах |
Гостиница "Виктория Олимп", 4 звезды, сутки в одноместном номере — 107 долларов
Количество номеров — 238
|
|
Среда, 19.58, свет горел в 32 окнах | Суббота, 19.35, свет горел в 15 окнах |
Гостиница "Орбита", 3 звезды, сутки в одноместном номере — 45 евро (55 долларов)
Количество номеров — 251
|
|
Среда, 20.15, свет горит в 71 окне | Суббота, 19.50, свет горит в 22 окнах |
Гостиница East Time, 2 звезды, сутки в одноместном номере — 35 долларов
Количество номеров —134
|
|
Среда, 20.37, свет горит в 27 окнах | Суббота, 20.07, свет горит в 17 окнах |
Гостиничный комплекс "Турист", 3 звезды, сутки в одноместном номере — 65 долларов (при бронировании на сайте гостю предоставляют скидку)
Количество номеров — 215
|
|
Среда, 20.42, свет горит в 87 окнах | Суббота, 20.15, свет горит в 39 окнах |
Отель "Арена", 3 звезды, место в стандартном двухместном номере с двумя кроватями без завтрака — 60 долларов
Количество номеров — 107
|
|
Среда, 21.00, свет горит в двух окнах | Суббота, 20.35, свет горит в двух окнах |
Цену снизим, но что дальше?
Как увеличить заполняемость минских гостиниц? От мэра города поступило предложение снизить стоимость проживания в 3-4 звездочных отелях, так как она выше, чем в Варшаве, Вильнюсе, Риге. На ценник в наших отелях часто сетовали и представители туристических компаний, и сами туристы. Сегодня средняя цена стандартного одноместного номера в сутки в пятизвездочном отеле — 140 евро, четырехзвездочном — 115 евро, трехзвездочном — 61 евро, двухзвездочном — около 30 евро. Но представители гостиниц эти цифры высокими не считают. Более того, говорят, что если стоимость снизить и при этом не обеспечить увеличение потока туристов, гостиничный бизнес просто ляжет на лопатки.
Александр Шичков считает, что даже если сделать цену проживания в отелях символической, к нам туристы валом не повалят.
— Гостиницы — это одно из условий пребывания туриста в городе. Человек в первую очередь приезжает, чтобы что-то увидеть, поучаствовать в каком-то мероприятии. Если мы снизим цены, то будем работать с отрицательной рентабельностью, — говорит он.
Директор гостиничного комплекса "Турист" Юрий Омелюсик вторит Шичкову. Он также уверен, что падение стоимости проживания не приведет к росту туристов. Цены, конечно, снизить можно, но тогда отель будет работать "в ноль":
— Туристы едут не из-за цены гостиницы. Люди платят за размещение, если им что-то надо в этом городе.
Председатель Минской гостиничной ассоциации Николай Хролович уверен, что стоимость снижать надо, но делать это лучше за счет уменьшения затрат. Например, можно оптимизировать штат сотрудников.
Со своей стороны Александр Шичков рассказывает, что расходы на содержание персонала действительно большие. При этом в отеле разная загрузка: в один день она может быть 10%, в другой – 70%, а гостиницу обслуживает одинаковое количество, например, горничных. Он вспоминает, как недавно ездил перенимать опыт гостиничного дела в Прибалтику. Для примера им показали отель, где штат сокращен до минимума. В случае наплыва гостей и проведения крупных мероприятий к работе подключают аутсорсинговые компании по уборке помещений и обеспечению безопасности.
— У них это развито, и им чуть проще, чем нам. В Беларуси пока таких структур мало, — говорит Шичков.
Решить вопрос с визами, привлечь больше корпоративных туристов
Если не в цене дело, тогда за счет чего и, главное, кого, наполнить наши гостиницы? Есть несколько идей.Александр Шичков считает необходимым разработать специальную государственную программу по созданию туристической инфраструктуры и привлечению иностранцев. Также рекомендует создать туристические маршруты "не для количества", а те, которые будут реально интересными для иностранцев. К слову, в Беларуси существует более тысячи туристско-экскурсионных маршрутов, хотя популярны из них десятки.
Загрузку можно увеличить, уделив внимание проведению в конференц-залах отелей мероприятий и проживания его участников. Для примера собеседник приводит международную конференцию по русскому языку, в которой участвовало 150 россиян. Организовывали мероприятие у них в отеле в ноябре этого года.
Юрий Омелюсик же считает, что в первую очередь нужно решать вопрос с визами и проводить в городе больше мероприятий. Только так туристов в Минске станет больше.
На круглом столе, о котором уже шла речь в материале, Андрей Новиков предложил еще один интересный вариант: пообещал, что их управление порекомендует руководству Мингорисполкома заложить в бюджет на следующий год "продвижение города как места для экономических и политических дискуссий". В частности, есть задумка собрать в Москве представителей 70 крупнейших компаний России и предложить им проводить корпоративные мероприятия в Минске.
Станет ли хотя бы одна из этих идей реальностью, покажет время. Правда, его осталось не так уж и много. По прогнозам компании Colliers International, если рынок не сориентируется, то в 2017 году загрузка столичных отелей может составить всего 30%.