Армия белорусских «тунеядцев» может получить подкрепление из России
К концу года численность официально зарегистрированных безработных в Беларуси увеличится, а число вакансий снизится. Кроме того, что это явление носит сезонный характер, свою роль сыграла и развернутая государством кампания по борьбе с так называемыми тунеядцами.
На 1 декабря численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и соцзащиты, достигла 23,6 тыс. человек (это на 11,8% больше, чем год назад). Как отметил начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун, меры по искоренению иждивенчества и тунеядства стали дополнительным стимулом для незанятых граждан искать рабочее место.
Кроме того, в связи с модернизацией производств увеличивается численность работников, которые покидают прежние рабочие места и устраиваются на новые.
Кстати, существенного роста количества высвобожденных работников, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, не наблюдается: в январе-ноябре прошлого года таких было 2,6 тыс. человек, а в январе-ноябре текущего года — 2,7 тыс.
Представитель Минтруда и соцзащиты акцентировал внимание на том, что уровень безработицы в целом по стране остается низким и составляет по-прежнему 0,5% экономически активного населения страны.
Реальная же безработица существенно выше, хотя ее истинные масштабы можно оценить только по косвенным данным. Так, согласно итогам переписи населения 2009 года нигде не работали 6,1% от экономически активного населения. Проведенное в мае 2012 года по методологии Международной организации труда выборочное обследование домашних хозяйств дало близкую цифру — 267,7 тыс. безработных или 5,1% от экономически активного населения.
Что касается вакансий, то их в настоящее время в стране насчитывается 43,3 тыс. (из них 71,9% предназначены для рабочих). Причем структура вакансий по уровню заработной платы по сравнению с прошлым годом значительно улучшилась.
Так, в банке данных на начало декабря нынешнего года 0,5% свободных рабочих мест предлагались с зарплатой свыше 10 млн. рублей (на начало декабря 2014 года — 0,2%), а в столице их — 1,4%. Удельный вес свободных рабочих мест с зарплатой 8-10 млн. возрос с 0,5% до 1%, 6-8 млн. — с 3,2% до 4,4%, 4-6 млн. — с 18,2% до 21,5%, 3-4 млн. — с 23,9% до 26%.
При этом снизился удельный вес вакансий с невысоким уровнем заработной платы: 2-3 млн. рублей — с 30,6% до 29,5%, 1-2 млн. — с 22,7% до 16,3%.
Начальник управления политики занятости Минтруда Олег Токун отметил, что число вакансий продолжит уменьшаться в декабре и январе, а с февраля начнется рост потребности в рабочей силе. При этом, добавил он, в настоящее время возможность условного трудоустройства на свободные рабочие места довольно высокая: на каждого безработного в республике условно приходится 1,8 свободного рабочего места, а в Минске — 6,8.
Однако ситуация, когда число вакансий значительно превышает количество свободных рук, может измениться уже в ближайшее время.
Во-первых, отметил в комментарии для Naviny.by председатель профсоюза РЭП Геннадий Федынич, существует проблема неполной занятости. Многие предприятия имеют избыточную рабочую силу, но не могут обеспечить ее работой, переводя производство на сокращенную неделю. Провести же массовые увольнения не позволяет государство. Однако нельзя исключить, что уже в следующем году под грузом серьезных проблем предприятия начнут потихоньку расставаться с ненужными им работниками (да и контрактная система позволяет это делать без лишней волокиты).
Обостриться ситуация на рынке труда Беларуси может и в связи с возвращением уже в ближайшее время домой работников, которые теперь трудятся в России, отметил Геннадий Федынич:
«Определенное количество строителей, водителей вернется в Беларусь, так как работать в России из-за падения курса рубля для многих стало невыгодно. Если раньше строители зарабатывали там свои две тысячи долларов, то теперь доходы снизились».
Но даже если исход белорусских специалистов с российских просторов действительно будет массовым, это еще не будет означать, что возвращенцы тут же разберут имеющиеся на рынке труда Беларуси вакансии, чтобы не пополнять армию тунеядцев.
«Уважающий себя строитель не пойдет работать за 500 долларов, — говорит Геннадий Федынич. — Строитель найдет способ и устроиться официально, и заработать. У меня вообще большие сомнения в успехе кампании по борьбе с тунеядством. Бомжи, не желающие работать, на биржу или завод не пойдут, а специалисты, не желающие работать за копейки, устроятся — на полставки, на четверть ставки. В любом случае оздоровления рынка труда ожидать не приходится».
Геннадий Федынич полагает, что власти опять борются не с проблемой, а с ее последствиями, то есть они должны заняться не теми, кто работает без официального трудоустройства или кто получает зарплату в конвертах, а «с теми, кто их нанял».
Тот факт, что дефицит кадров в Беларуси уже приобрел хронические черты, может свидетельствовать об очевидном «противоречии между системой подготовки кадров и потребностью рынка труда».
«Для устранения проблемы необходимо пересмотреть всю систему подготовки и переобучения кадров в стране», — считает председатель профсоюза РЭП.
Специалисты в сфере трудовых отношений неоднократно указывали на необходимость разработки национальной системы квалификаций и профессиональных стандартов, в противном случае дисбаланс, существующий между рынками труда и образования, усугубится. А это приведет к росту числа дипломированных безработных и отрицательному сальдо образовательной и трудовой миграции.
«Власти не смогут ни заставить работать людей из-под палки, ни заполнить в одночасье вакантные места по специальностям, важным для экономики. Для решения проблемы нужен комплексный, экономически обоснованный подход», — отметил Геннадий Федынич.
Елена СПАСЮК