"В любом случае, вам лучше меня взять". Репортаж TUT.BY с кастинга бортпроводников "Белавиа"

Источник материала:  
08.12.2014 12:43 — Новости Общества
Как выбирают бортпроводников? Что спрашивают у людей, которые хотят иметь небесную профессию? Понимают ли соискатели, что самое важное для профессии стюардессы и стюарда отнюдь не модельная внешность? Хороший английский, стрессоустойчивость, желание учиться, умение приструнить дебошира… TUT.BY побывал на кастинге в авиакомпании "Белавиа" и задумался, много ли зависит от аккуратной прически, если тебе хочется летать.




В холле перед актовым залом в офисе авиакомпании "Белавиа" сегодня тесно. Начальник службы бортпроводников Владимир Гриб рассказывает, что в первый из двух дней отбора перед комиссией должно пройти почти 90 человек, завтра ожидается примерно столько же. Почему такой ажиотаж? С мая кастингов авиакомпания не проводила, такой перерыв считается большим – вот и набралось желающих.

Как перед экзаменом

Соискатели – как студенты во время сессии: окружают того, кто уже вышел из дверей актового зала, где сидит комиссия, и горячо интересуются: "Как все прошло? Что спрашивали?". Кто-то из "отстрелявшихся", накинув пальто, уходит сразу, а кто-то остается здесь еще на несколько часов – за компанию.

– Сам я спортсмен-экстремал. Я очень люблю летать – прыгать с парашютом, заниматься роупджампингом. Поэтому никаких опасений по поводу профессии бортпроводника у меня нет, – рассказывает перед дверью комиссии Илья.

Привлекает Илью и хорошая зарплата. Друг работает бортпроводником, он рассказывал, что за второй месяц работы зарплата вышла – 17 миллионов.




Пока что Илья работает слесарем-монтажником в Москве, сам из Червеня. Как работодателю удастся определить, у парня просто тяга к приключениям, или на самом деле он сможет стать классным специалистом, – пока непонятно.

У самой двери стоит Алеся: вот-вот наступит ее очередь. Рассказывает нам, что работает в похожей сфере: она – проводник поезда. Ездит на поезде "Минск-Москва", шесть дней в пути, шесть дней дома. Ни графиком напряженным ее не удивить, ни угрозой сложных ситуаций.




– Бывают драки, бывает, спорят, как поделить рундук (смеется, – TUT.BY). Главное – наше спокойствие, потому что именно мы, как провожающие, заряжаем людей. Если ты относишься к людям позитивно, с улыбками – то они это чувствуют.

В "Белавиа" уже есть бортпроводники, которые раньше работали на железке.

Алеся шагает в зал, где сидит комиссия, мы юркаем за ней. Комиссия в несколько вопросов выясняет: на железной дороге Алеся работает по распределению, после окончания профколледжа года еще не отработала. Есть опасение, что будут проблемы с увольнением. Девушка надеется, что все будет хорошо, – узнавала.







"Дышите. Дышите. Ничего страшного"

Состав комиссии: несколько руководителей и четыре стюардессы. Они уже дослужились до должности бортпроводников-инструкторов, а это означает, что девушки имеют очень хороший налет, и вообще знают толк в своем деле.


В комиссии новичков оценивали бортпроводники-инструкторы Екатерина Галенчик, Ксения Себискверадзе, Наталья Кудряшова, Наталья Нестеренко, начальник службы бортпроводников Владимир Гриб, заместитель гендиректора по идеологической и кадровой работе Игорь Явкин. Присутствовала в комиссии и сотрудник отдела кадров Светлана Чернышева.

Соискатели по очереди входят, кладут документы на стол и начинают отвечать на вопросы. Одновременно представители "Белавиа" могут оценить выправку, манеру общаться. Очевидно, кандидат в бортпроводники должен быть не робкого десятка, а роста и сил иметь столько, чтобы не просто дотянуться до багажной полки, но и суметь уложить на нее тяжелую сумку.


Требования к кандидатам на должность бортпроводника. Скриншот с сайта авиакомпании.

Родители Анастасии работают в аэропорту: мама повар в кейтеринге, а отец – водитель. Их дочка успела окончить колледж, работала дизайнером, по специальности, но пришла к выводу, что в Беларуси это пока неприбыльное дело. Окончила курсы поваров и сейчас уже сама – старший повар. Девушка достаточно легко рассказывает о себе на английском.

– А отрицательные черты у вас есть?

– Мне кажется, я стеснительная. Вот сейчас очень волнуюсь, – признается Настя. – По характеру я спокойная, но я очень общительная со своими родными, близкими – с теми, кого я хорошо знаю.

– У нас такая работа, что нет особо времени на притирку, нужно сходу не бояться общаться с людьми, – предупреждают ее.

– Пассажиры – это работа. Нужно сразу… – голос у девушки стихает. Она и вправду волнуется.

– Дышите. Дышите, – улыбаются члены комиссии. – Ничего страшного. Ну как вы думаете, почему мы вас должны взять?

– Потому что я ответственная. Я бы хотела работать с людьми, мне нравится летать.




– А волосы умеете причесывать? – огорошивает резким вопросом одна из стюардесс.

– Конечно.

– А почему не причесали?

– Бежала с мороза, торопилась, не успела. Простите, – теряется девушка.

– А на работе у нас не проходят такие отговорки, бывает, еще и быстрее надо успеть.

 
Таких, неудобных замечаний, у членов комиссии целый набор. То спросят у молодого человека, не опасается ли он расстаться с девушкой, попав в женский коллектив, внезапно попросят рассказать анекдот, то на неправильную речь конкурсанта внимание обратят. Вот так "досталось" кандидату Юлии:

– Вы знаете, я вот вижу, что если мы вас возьмем, вы будете хорошо работать. Но у вас достаточно весомые недостатки: вы очень сильно жестикулируете, у вас неправильная речь. А вот можете вы над этим поработать? – говорит бортпроводник Наталья Нестеренко. – Чувствуется, что вы все-таки привыкли работать, не могу подобрать правильное слово – с сельским населением… Вы понимаете, о чем я говорю? Вы меня простите, я не хотела вас обидеть. Дело в том, что всему можно научиться. Вы обучаемы в этом плане?




Юля, хоть и не сразу согласившаяся с замечанием, кивает головой. Сама она живет в Ратомке и, кстати, сразу попросила разрешения рассказать о себе по-английски:

– I studied at musical college and I worked in Dubai as a singer. Also I work as cashier at the shop in Minsk. (Я училась в музыкальном колледже и работала в Дубае певицей. Сейчас я работаю кассиром в магазине в Минске. – TUT.BY).

Она утверждает, что знает, на что идет: ненормированный график, разные люди.

Женщина воспитывает ребенка, с мужем разведена. На вопрос комиссии, кто будет возить ребенка в школу, когда она на смене, отвечает: это обязанность бывшего мужа, да и родители живут во второй половине дома, совсем рядом.

Выясняется, что Юлия не боится крови, так как мама ее – медицинский работник. А стрессовых ситуаций и в работе кассира хватает.

– А как вы поведете себя в сложной ситуации? Например, когда, не дай бог, какая-то нештатная ситуация, когда паника. Сможете успокоить и повести за собой? – спрашивает замгендиректора по идеологии и кадрам Игорь Явкин.

– Я смогу. Опять-таки, плюс, что у меня есть ребенок. Когда у ребенка какая-то стрессовая ситуация – пальчик порезал, истерит, ты его успокаиваешь, помогаешь ему, хотя сама боишься. Я себя могу взять в руки.

– Ну, себя-то понятно, надо еще других.

– Как-то будем успокаивать. Говорить: ребята, давайте сконцентрируемся.

И тут стюардесса Нестеренко со всей силы ударяет кулаком по столу:

– А так – сможете? – спрашивает она.

От неожиданности остальные члены комиссии и кандидат в стюардессы вздрагивают и расплываются в улыбке.

– Могу, конечно. Могу и так!

"Самое последнее место работы было просто ужасным, потому что я работала учительницей в школе"

– Добрый день. Елена Степановна, кандидат в бортпроводники.

Молодая женщина в строгом полосатом костюме и с яркой прической твердым шагом входит в аудиторию. Она как будто даже с некоторой гордостью объясняет комиссии, что в данный момент нигде не работает.

– Я уже проработала полтора года, – объясняет она. – Я много чего перепробовала в своей жизни, но самое последнее место работы было просто ужасным, потому что я работала учительницей в школе.




– Неужели они вас достали? – улыбаются стюардессы.

– Нет, не они меня достали. Меня скорее достала маленькая зарплата. С детьми-то было весело. Особенно восьмиклассники – такие, пубертатные подростки. С ними было шумно, но, наверное, я у них даже многому научилась.

– Что у вас с английским?

– Замечательно. I’m a teacher of English…

Выясняется, что кроме английского, Елена Степановна говорит по-французски и немного знает шведский. На должности бортпроводницы она рассчитывает на зарплату в 800 долларов (за 0,75 ставки учителя получала 1 миллион 300 тысяч белорусских рублей). По зарплате члены комиссии объясняют: работа бортпроводника сдельная, сколько налетал – столько и получил. Первое время новички получают только голый оклад.

– Да это не самый ключевой фактор был, почему я ушла. Мало того, что они мне мало платили, так еще и мой труд мало кто уважал. Дети не уважают труд учителя – я на это и рассчитывала, но что родители ко мне будут относиться как к чему-то непотребному – к такому я была не готова, – делится своим опытом Елена Степановна.

– Но в нашей работе все пассажиры – фактически и есть родители тех детей. Никто вас не будет понимать изначально – вы им должны, – рассказывает одна из стюардесс.


Выясняется, что Елена Степановна "в отличие от многих не мечтала с детства быть стюардессой", а отлично понимает, что стюардесса это "и скорая помощь, и официантка в одном лице". "В любом случае, вам меня лучше взять", – заявляет она.

– А друзей много у вас?

– Ну как много. Смотря кого считать друзьями. У меня есть круг общения – 5 человек, с которыми мы устраиваем тематические вечеринки. Вот я надеюсь успеть… а скажите, когда вы там примете меня?

– … на Новый год, – члены комиссии ориентируют, когда девушке нужно будет приступать к работе, если по итогам собеседования ей скажут "да".

– На Новый год? Замечательно! У нас просто 11 декабря премьера "Хоббита". Наденем костюмы – я буду оленем. И мы все кучно пойдем в кино…

Сейчас Елена Степановна живет в Новополоцке. В Минске придется что-то снимать – общежития авиакомпания не выделяет. Автомобиля, чтобы добираться из Минска в аэропорт, у нее нет. Этот момент, кстати, оговаривается со всеми, кто пробуется на роль бортпроводника. Служебный транспорт у "Белавиа" есть, но он идет далеко не под все рейсы, на которые нужно приезжать бортпроводникам. Выходит, что удобнее всего ездить на работу на личном автомобиле, либо кооперироваться с коллегами, у которых такой автомобиль есть. Впрочем, бывшая учительница уверяет, что, если надо, готова жить в аэропорту.

И еще: у Елены Степановны второй разряд по плаванию на спине.

– Но это, тем не менее, не мешает вам проплыть и вольным стилем? – предполагает Игорь Явкин.

– Да чем угодно я могу проплыть! Если вы меня возьмете – я вам брассом, батом, адидасом, чем захотите! Хоть на боку, хоть в ластах. Кстати да, в ластах я тоже умею.




– Хорошая, позитивная, творческая. Инопланетянка, – резюмировали члены комиссии, когда Елена Степановна скрылась за дверью.


Приказ… о вежливости

Слесарь по ремонту автомобилей Александр уверен: он хочет быть бортпроводником. Пока что уровень своего английского он оценивает на троечку по пятибалльной системе, но парень из Чижовки по собственному желанию занимается с репетитором уже несколько месяцев.

– Работу вы вообще представляете себе?

– Общение с людьми. Будем пассажирам разносить прием пищи ихний, кофе, чай, кто как пожелает. Показывать, где что находится: где аварийный выход, где бронежилет… спасательный жилет, точнее.

– Как с людьми общаетесь, легко?

– Вы знаете, нормально. Я служил в армии во внутренних войсках. Мы обеспечивали охрану высших должностных лиц, их беспрепятственный проезд на автомобиле специального назначения, охрану общественного порядка, "Минск-Арену" – хоккей, все концерты…. Приказ № 66–77 – о вежливом и внимательном обращении с гражданами.




– Приказ… – грустно протягивают стюардессы.

– Представьте, что я мужчина. И вот я захожу в салон, сажусь и говорю вам: "Слышь ты, мальчик, убрал". Что вы сделаете в ответ? – говорит одна из стюардесс, когда выясняется, что парень увлекается единоборствами.

– Я уберу, потому что это моя обязанность, но потом я у него попрошу быть повежливее в следующий раз.

– Что, уже не хочется к нам на работу?

– Хочется.

– Работа проводника подразумевает общения с пассажирами бизнес-класса, с людьми, которые ждут определенного комфорта от вас. Предложите мне, пожалуйста, напитки, которые у вас есть. Я ваша пассажирка.

– Что вы предпочитаете? Яблочный сок, мультифрукт, апельсиновый сок, либо чай, кофе? – примеряет на себя новую роль Александр.

– Хорошо. Не забывайте улыбаться и смотреть на пассажира в глаза.

– Вы знаете, Александр, от вас веет добротой… и воинской закалкой. Вам надо немножко уходить от армии. Меня, например, абсолютно не интересуют номера ваших приказов, – резюмирует одна из стюардесс уже в конце разговора.

Я просто хочу летать

Среди соискательниц – бывшая спортсменка, выступавшая на Паралимпиаде, в паре с человеком в инвалидной коляске. Сейчас работает на крупном спортивном объекте, при должности. Статная, высокого роста. Автомобиль личный. На вопросы отвечает четко и емко. Даже на те, что касаются профессионального поведения:

– Представьте: на рейсе пассажир зашел в туалетную комнату. Уже очередь собралась, а оттуда нет никакого звука в течение долгого времени, никто не отзывается. Что вы будете делать?

– Постараюсь поговорить с человеком через дверь, а если нет никакой реакции, то доложу вышестоящему руководству. Сначала, конечно, попытаюсь открыть, войти.

– Вот вы туда входите, а человек без сознания лежит?

– Попытаюсь оказать медицинскую помощь. Или спросить: может быть, среди пассажиров на борту есть врач.

Многих, уже успешных в карьере, кажется, будто отговаривают начинать с нуля в должности бортпроводника.

– Здесь карьерный рост не семимильными шагами, а тихой-тихой поступью. Служба насчитывает порядка 260 человек летающих… По данному направлению вы большую карьеру себе не построите. Только при налете большом рассматривается присвоение классов, потом – инструкторов, – предостерегали молодого человека, одного из кандидатов, окончившего несколько лет назад Минский авиационный колледж.




Специалист, работающая в справке "Белавиа", уже не в первый раз пробуется на роль стюардессы.

– Я уже ветеран – кандидат на должность эту, это – последний шанс, – протягивает она документы.

– Почему последний? – удивляются члены комиссии.

– По возрасту. Старая уже.

– Не-не, с таким настроем мы вас не возьмем. Рассыплетесь еще на рейсе, что ж мы с вами будем делать? – смеется стюардесса Ксения Себискверадзе.

– Не рассыплюсь. Комиссию прошла, – парирует девушка.

Любопытно, что в марте она успешно прошла такой же конкурс бортпроводников. Но по времени это долгожданное счастье совпало с последним этапом зарубежной стажировки по языкам.

Комиссия начинает убеждать: возможно, столько усилий приложив к изучению языков, не надо так упорно бороться за совсем другую профессию.

– Я просто хочу летать, Я люблю летать. Преподавание не мое.

Такие, упорные, среди соискателей попадаются.

Надежде, например, еще 22 года, но она уже кое-что предприняла, чтобы стать стюардессой.

– С лета я готовилась пойти работать в стюардессы, но так как с авиацией еще не была вообще связана, решила сначала пойти в агенты, – рассказывает Надежда комиссии. – Посмотреть, что это и как. Потому что одно дело летать как пассажир на самолете, и совсем другое – работать. Пока не пошла в агенты, не знала, что так нужно много людей для встречи одного самолета: что готовятся и техники, и диспетчер по контролю, и агенты, и водитель автобуса.

– За это время, пока вы поработали агентом, желание быть бортпроводником не пропало? – улыбаются коллеги.

– Нет, наоборот. У меня хороший коллектив, хорошая работа, но я хочу летать.

Ее начинают забрасывать вопросами о ситуациях на борту.

– Давайте представим такое: вы встречаете пассажиров в салоне, все с крупным багажом, полная загрузка, чартерный рейс, лето, жарко. Пассажир с чемоданом, тучный, не может разместить свой багаж, потому что на полках больше нету места. Что вы будете делать?

– Постараюсь договориться с пассажиром. Я скажу: "Дело в том, что у нас полная загрузка рейса, и, к сожалению, мы не можем ваш чемодан разместить на полках. Не могли бы вы быть так любезны, пойти нам навстречу и отдать свой чемодан в багажное отделение?".

– Хорошо. А как вы будете бороться со стрессом?

– Лично мне бороться со стрессом помогают шоколадные конфеты, – улыбается Надежда. – И вы знаете, помогает.

– Уважаемые пассажиры, у нас разгерметизация. Можете достать свои шоколадные конфеты, – по-доброму смеется одна из стюардесс.

Соискателям, расставаясь навсегда или ненадолго, члены комиссии говорят: "Мы вам позвоним на следующей неделе. Да, в любом случае".

"Два года назад случился провал – перестали идти люди с английским языком"

Начальник службы бортпроводников "Белавиа" Владимир Гриб отмечает, что в этом году среди соискателей очень много людей, которые владеют английским, причем на нормальном уровне.

– Мы раньше брали людей и учили – за свой счет, отправляли за трехмесячные курсы. Но сейчас невыгодно такого человека брать: он у тебя вроде как работник, но в то же время сидит на курсах и не летает. Потом мы стали брать людей с чисто языковым образованием. Где-то два года назад случился какой-то провал: перестали люди идти с иностранным языком. Сейчас вот пошли опять. Это хорошо.




– В чем секрет – как понять, где человек отвечает правду на ваши вопросы, а где просто – чтобы вам понравиться?

– Скажем так: это опыт. Сам работал бортпроводником 25 лет, поэтому людей уже на глаз видишь. И к тому же – любой кастинг это что-то экстремальное и нужно понять, как человек на это экстремальное реагирует. Вы слышали, что наши инструктора и провокационные вопросы задают, и жизненные. Человек, понятно, готовился целенаправленно, думал, что ему будут только по специальности вопросы задавать. А начинаешь спрашивать с разных сторон: кто-то открывается, а кто-то наоборот – закрывается.

– После приема на работу людей ожидают достаточно напряженные курсы. На этом этапе люди отсеиваются?

– Как правило, нет. Было у нас только пару ситуаций, когда человек уже на курсах понял, что это не его.

– У вас бывало такое ощущение, что ошиблась комиссия в специалисте, уже во время его работы?

– Конечно. Но, как правило, такие люди сами уходят. Они просто не выдерживают. Но иногда приходится принимать и волевые решения – просто не продлеваем контракт. А где-то на другой работе он может быть очень кстати, но тут он просто не подходит.
←Военные инспекторы Украины проверят Вооруженные Силы Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика