Китайские сувениры вытесняют с полок товары отечественных производителей
01.12.2014 09:26
—
Новости Общества
Активное взятие китайским сувениром туристических центров докатилось и до наших широт. Сегодня в магазинах города на одной полке с изделиями белорусских мастеров красуются тарелочки, магнитики, колокольчики с изображением Бреста, Беловежской пущи, Брестской крепости-героя и других достопримечательностей области. Стоимость иностранной копии практически не отличается от цены на изделия отечественных умельцев. Ко всему, во многих торговых точках не разберешь, какая вещь сделана белорусскими руками, а что привезено из Поднебесной.
- На мой взгляд, в этом есть некий обман, - рассуждает директор ООО "Центр молодежной инициативы" Василий Борисов. - Турист, посещая нашу страну, желает приобрести подлинный белорусский сувенир. Вместо этого покупает штамп, сделанный в Китае. За все время торговые организации ни разу не потребовали обязательный для всех производителей сертификат, который выдает торгово-промышленная палата. Именно этот сертификат является документом, подтверждающим белорусское производство товара.
Мастерская "КерамАРТ" в структуре Центра молодежной инициативы была создана 10 лет назад. Проект был профинансирован Всемирным банком как социальный - в помощь организации рабочих мест для молодых инвалидов. Год спустя Центр начал сотрудничать с компанией "Рослаген", занимавшейся развитием социальных кооперативов в Швеции. Европейские партнеры предложили на выбор несколько направлений деятельности для людей с ограниченными возможностями: ткани, стекло, керамика, плетение из лозы, работа в кафе, другие услуги. Брестчане остались верны керамике, с которой начали. Правда, технологии изготовления многих изделий с помощью шведских друзей вышли на иной уровень.
Очень скоро магниты, тарелки, чашки и другие изделия от "КерамАРТ" стали покупать по всей республике. Их можно увидеть в торговом доме "На Немиге", в минском ГУМе, Национальном парке "Беловежская пуща", Ружанском дворцовом комплексе Сапегов и многих других крупных торговых точках и музеях страны.
Но в прошлом году предприятие обратило внимание на значительное снижение продаж. Китайский аналог стал активно теснить с полки белорусский сувенир. Торговля на такой эффект "дружбы народов" только разводит руками - мол, нам не интересно, что происходит у производителя: китайский товар ярче, его и покупают.
Вступив в сеть социальных кооперативов "Skoopi", сотрудники "КерамАРТ" стали частыми гостями шведской столицы. Каждый раз, оказываясь в Стокгольме, брестчане знакомятся с новыми направлениями производства сувениров и, конечно, посещают сувенирные лавки и целые улицы исторического центра - Гамла Стан (Старый город).
Тот, кто бывал в Стокгольме, знает: большинство сувенирных лавок в Старом городе продают китайские копии национального шведского сувенира. А сувениры, сделанные шведскими мастерами, реализуются в иных магазинах. Их, кстати, легко найти по неброским витринам и качественному товару. Вроде все тот же символ Швеции - веселый лось, а сразу угадаешь: в чем есть душа, а где - пустое. Воспитанные, улыбчивые, приветливые шведы никогда не допустят, чтобы в одном магазине продавались изделия местных мастеров и китайская штамповка. Это нечестно как по отношению к своим умельцам, так и к туристам.
С некоторых пор брестчане присоединились и к Балтийской сети социальных инициатив, в которую входят организации не только Швеции, но и Польши, Эстонии, Литвы. Солидарность - продекларированная основа отношений всех участников движения. Однако соседи-литовцы на фоне самых нежных приятельских связей доказали, с каким трепетом они относятся к своему национальному сувениру.
Аналогичная брестской литовская организация имеет собственный сувенирный магазинчик, где реализует свою продукцию. Когда наши попытались предложить коллегам продавать изделия с клеймом "КерамАРТ", партнеры вежливо отказались. И дело даже не в конкуренции - проявилось особенное отношение к национальному сувениру как хранителю литовской бытовой культуры. Не принято в Литве на одну полку ставить национальный сувенир и "made in".