Белорусы оккупировали российский авторынок
Минск, 30 ноября. Президент Беларуси Александр Лукашенко недоволен ограничениями поставок белорусской продукции в Россию. В Минске проблему увязывают с санкциями Москвы против западных производителей, у которых белорусы покупают дешевое сырье, перерабатывают, а потом отправляют соседям. Но, по словам Лукашенко, это не является нарушением эмбарго. Вот и эксперты уверены - развития конфликт не получит, поскольку вопрос технический и скоро будет урегулирован.
Тем временем прозрачными границами евразийского пространства уже вовсю пользуются рядовые граждане. Например, сегодня из-за разницы курса валют автомобили выгодно покупать в России и гнать их в Беларусь. Надо сказать, что польза очевидна, но под видом новеньких иномарок в республику хлынули битые и угнанные авто. Корреспондент «МИР 24» Наталья Казей изучила автомобильный рынок.
На самом крупном авторынке в Беларуси - иномарки и машины отечественной сборки. Каждый день здесь выставляют на продажу тысячи машин: и новые, и подержанные. Но беда в том, что покупателей с каждым днем становится все меньше. Предприниматели шутят - все покупатели эмигрировали в соседнюю Россию. Это позволяют и прозрачные границы, и упрощенный порядок таможенного оформления.
Так, например, в приграничном Смоленске автосалоны действительно оккупировали белорусы. На родине покупка авто порой обходится дороже в пару тысяч долларов. Главная причина - слабый российский рубль. Белорусам, которые привыкли делать накопления в долларах и евро, это на руку. В итоге только за октябрь в Россию белорусы вывезли около $20 млн. Такими темпами авторынок в республике скоро исчезнет вовсе, пугают в белорусской автомобильной ассоциации и пишут письма министрам.
А еще недавно - до создания Таможенного союза все было наоборот. Россияне массово скупали автомобили в Беларуси. Сегодня же белорусские бизнесмены лишь подсчитывают убытки, а к российским коллегам испытывают что-то среднее - между завистью и ревностью.
Однако на новых покупателях решили делать бизнес мошенники. Жительница Беларуси Светлана (она просит не показывать своего лица) стала жертвой злоумышленников. Деньги на машину собирала почти 10 лет. Хотела сэкономить и автомобиль купила у россиян, а когда отправилась регистрировать покупку в ГАИ выяснилось: купленная машина - двойник, то есть, точно такой автомобиль иностранного производства стал на учет в Пинске. Светлана надеялась на быстрое расследование, поскольку у нее остались паспортные данные продавца, однако все оказалось куда сложнее. «Данное лицо владело им (автомобилем) на основе доверенности, выданной братом, который в настоящее время проживает в Российской Федерации. В некоторой степени расследование осложнено исполнением на территории другого государства оказания правовой помощи», - рассказал начальник отдела Следственного комитета по Могилевской области Кирилл Костюшко.
Следователи подтверждают: авто с криминальным прошлым идут в Беларусь сплошным потоком. В продаже могут оказаться машины, которые числятся в угоне, авто, за которые первые владельцы не выплатили кредиты, не погасили задолженности, просрочки. Многие люди, покупая машину в Москве, не успевают выехать за МКАД, как их на первом посту останавливают и машина конфискуют.
Недавно в МВД сверили идентификационные номера автомобилей, зарегистрированных в Беларуси, с российской базой данных. Выяснилось, что более шестисот машин одновременно за регистрировано в двух странах, а 200 машин-двойников числятся в розыске. В Госавтоинспекции предлагают более тщательно проверять все транспортные средства, прибывшие в Беларусь из стран Таможенного союза.