Атака дронов. Законны ли полеты радиоуправляемых аппаратов?

Источник материала:  
27.11.2014 19:02 — Новости Общества
Радиоуправляемые летательные аппараты (дроны) стали часто появляться в белорусском небе. Трудолюбивые китайцы сделали эти устройства доступными каждому. Основное их применение – фото и видеосъемка с высоты птичьего полета. Именно этим и занимался витебский блогер, когда его задержала милиция. Этот случай стал поводом к расследованию – а можно ли вообще летать таким штукам?




Техника дошла

Если над вами летает и громко жужжит непонятная штука с лампочками – не пугайтесь. Это всего лишь дрон (англ. drone – гудеть, жужжать). Где-то рядом энтузиаст с пультом управления. Для кого-то – исполнение несбывшейся в детстве мечты о крутой игрушке. А для кого-то – работа. С помощью таких устройств активно снимают с высоты города, природу, свадьбы и даже эротические фильмы. Например, вот такой ролик о зимнем Минске снял энтузиаст Антон Шелкович.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Для таких съемок больше не нужно арендовать большой вертолет. Вполне достаточно купить готовое к полету маленькое устройство. По крайней мере, так гласит реклама. На своем опыте убедился, что летать все же не так просто, но вполне возможно. Количество гражданских дронов в Беларуси сложно оценить точно, но их явно много. Мастерские по их ремонту стабильно загружены работой, а в интернете можно найти сотни видео с высоты.

Прилетели

Техническая возможность построить маленькое, долго летающее и легкое в управлении устройство появилась всего пару лет назад. Массовое производство сделало устройства относительно дешевыми. Произошел взрывной рост числа авиамоделей данного типа. Первыми с проблемой столкнулись развитые страны. Американские и европейские власти уже вводят ограничения на использование дронов в общественных местах. Недавно во Франции был арестован и наказан штрафом турист, запускавший дрон над собором Нотр-Дам. А китайцы создали лазер для уничтожения дронов. Использовать его планируют для защиты от незаконного проникновения на охраняемые территории.

В нашей стране вопрос не стоит столь остро. Но это пока. Первые задержания "любителей полетать" уже произошли. Витебский блогер Павел Клименок захотел сделать необычный ракурс трубы котельной. Заглянуть в трубу сверху Павлу не удалось – красивый полет оборвала милиция. Аппарат изъяли для проверки, Павла же  подозревают в нарушении правил использования воздушного пространства.


Минская ТЭЦ-4 с высоты. Фото: Валентин Михальцов

Похожий случай недавно произошел еще с одним журналистом. Его дрон случайно залетел на территорию гаража администрации президента, и журналист вскоре был задержан. Несколько часов он провел в отделении. Так и не разобравшись, за что можно наказать, журналиста отпустили.

– Есть статья 23.14 Кодекса об административных правонарушениях "незаконное проникновение на охраняемую территорию". С правовой точки зрения, она может быть применена, если беспилотник залетел, куда нельзя. Текст статьи не уточняет способы проникновения. Хоть человек через забор залезал, хоть залетал. Однако эта территория должна быть четко обозначена как охраняемая, – пояснила правозащитница Наста Лойко.

В обоих случаях задержания производились как раз за такой "залет". Санкция статьи предусматривает штраф до тридцати базовых величин или административный арест.

Также законно и изъятие техники на проверку. Милиционеры имеют на это право и активно им пользуются.

– С изъятием техники часто сталкиваются журналисты негосударственных СМИ и блогеры. Обычно проверки затягиваются надолго, но после проверки технику обязаны вернуть. Конфискация производится только по решению суда и только, если это предусмотрено санкцией статьи. Но в нашей практике был как минимум один случай, когда дорогостоящую видеотехнику так и не вернули журналистам. Проверка в КГБ идет уже несколько лет, несмотря на все наши обращения,
– рассказал юрист белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец.

Законы нужно дорабатывать

В Воздушном кодексе есть понятия "авиамодель" и "беспилотный летательный аппарат". Из текста кодекса неясно к какой категории относятся дроны. А разграничить очень важно. Чтобы использовать беспилотный летательный аппарат, оператор должен иметь допуск на его управление, пройти медкомиссию и согласовать план полета. Сам аппарат должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Использование же авиамоделей в настоящее время законодательно не регулируется.

Государственным регулятором в этой области является Управление Вооруженных сил по использованию воздушного пространства Республики Беларусь. Начальник управления, полковник Герман Александров, подробно объяснил ситуацию:

У нас сомнений нет – в магазине вы можете купить только авиамодель, но точно не беспилотник. То есть устройства, которые люди себе приобретают для бытового применения, каких либо видеосъемок, развлечения – это авиамодели. Мы работаем над изменением существующих понятий в законодательстве и будем менять определения, чтобы четко разделять эти летательные аппараты.

Мы отслеживаем тенденции и развиваем законодательство, так как порядок в регулировании нужен, в первую очередь, нам самим. Важно разделить и сферу регулирования – использование воздушного пространства включает в себя и полеты беспилотных летательных аппаратов. А вот полеты авиамоделей, на наш взгляд, не являются использованием воздушного пространства.


Полковник Герман Александров. Фото: Валентин Михальцов

Согласно действующему Воздушному кодексу, использование воздушного пространства – деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение или нахождение в воздушном пространстве воздушных судов, иных летательных аппаратов, других материальных объектов. Так как другими материальными объектами могут являться и авиамодели, и небесные фонарики, и воздушные змеи, получается, все они используются незаконно. И каждого "авиатора" можно привлечь к ответственности. В настоящее время специалисты управления работают над уточнением формулировок, чтобы исключить разночтения и позволить этой сфере развиваться.

Летайте с умом

– Наш подход такой: авиамодели, которые не представляют общественной опасности, можно использовать хоть дома, хоть во дворе и так далее. Но любой предмет, обладающий массой и скоростью, представляет угрозу. Падающий дрон вполне может причинить вред здоровью или имуществу. Мы разрабатываем классификацию авиамоделей, чтобы упорядочить и этот вопрос. Например, полеты больших аппаратов стоит организовывать только в специально отведенных местах, – пояснил Герман Александров.

При разработке правовой базы в области авиамоделизма специалисты планируют взять лучшее из зарубежного опыта. Например, немецкое общество авиамоделистов насчитывает 60 тысяч членов. Эта общественная организация проводит обучение пилотов, организует мероприятия, связывает любителей полетов и местные власти. Также все члены авиаклубов должны иметь обязательную страховку, которая покроет возможный ущерб при падении модели или травмы при запусках. Правила общества устанавливают максимальный уровень шума и максимальную массу модели. Белорусским моделистам также стоит создать общественную организацию по имеющимся в мире образцам – считают в управлении по использованию воздушного пространства.

Отдельный аспект вопроса – если производится фото/видеосьемка и отснятые материалы выкладываются в открытый доступ. Существует закон о государственных секретах и республиканский перечень сведений ограниченного распространения, которые запрещают распространение определенных сведений. Рекомендую ознакомиться с этими документами.

Я сам с недавних пор "пилотирую" дрон. Опыты первых полетов и падений подсказывают, что лучший контролер это сам владелец аппарата. Неоправданный риск редко приносит пользу. На месте Павла я бы не пытался заглянуть в трубу котельной, как минимум из-за риска разбить аппарат. И тем более не стал бы летать на глазах у охраны.
←Косинец о тунеядцах: не хотят работать — значит надо заставить

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика