Точно по расписанию. В Минске появилась диспетчерская служба маршрутных такси

Источник материала:  
27.11.2014 17:24 — Новости Общества

Маршрутки в столице и пригороде всегда находились под пристальным вниманием контролирующих организаций – и когда коммерческие перевозки пассажиров только набирали силу, и когда количество экспрессных микроавтобусов в Минске перевалило за тысячу, и когда предприниматели вместе с машинами активно покидали этот рынок.


Фото с сайта minsknews.by

Три года назад в столице заговорили о планах по диспетчеризации маршрутных такси.

В ГУ "Столичный транспорт и связь" (ГУ "СТС") объясняли эту идею необходимостью усиления контроля за работой экспрессных автобусов на линии, поскольку проверки на диспетчерских станциях или во время рейдов не давали ожидаемых результатов.

Ближе к делу

С ноября нынешнего года в Минске началась опытная эксплуатация автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) маршрутными такси. Ей предшествовал долгий период тестовой эксплуатации, а начиналось все еще раньше с так называемой разъяснительной работы.

Наверное, это был самый сложный этап формирования новой системы. Ведь многие предприниматели поначалу отзывались о ней весьма критично, прежде всего потому что один из ее элементов – навигационное оборудование для микроавтобусов – должны были приобретать сами перевозчики, а оператор перевозок – "Столичный транспорт и связь" – купил специальное программное обеспечение.

Наверное, и сегодня не все довольны таким раскладом. Тем не менее те, кто желает легально работать на этом рынке, все-таки включились в систему. Кстати, по словам специалистов ГУ "СТС", результаты ее тестовой эксплуатации показали, что со времени начала испытания АСДУ на большинстве экспрессных направлений порядка стало больше. Ведь прежде сложно было определить, все ли заявленные машины реально работают на линии, с какими интервалами ездят, соблюдают ли расписание.

Оппоненты нововведения оперируют еще одним фактом: ежемесячно за услуги диспетчеризации перевозчики будут платить оператору. Вероятно, у предпринимателей разные мнения по этому поводу, но один из них, имеющий несколько маршруток, сказал следующее:

- Раньше платили за диспетчеризацию "Минсктрансу": кто-то отмечался на автовокзале "Московский", другие на диспетчерских станциях. Теперь будем платить другой организации. Не все ли равно?

Как это работает

Суть системы диспетчерского управления маршрутными такси похожа на АСДУ коммунальным общественным транспортом, действующую в "Минсктрансе". Там, правда, масштабы другие: подвижной состав находится в поле зрения специалистов большого подразделения – центра управления движением.


Фото с сайта minsknews.by

Контроль за деятельностью маршруток не требует такого размаха.

Помимо программного обеспечения и навигационного оборудования в машинах нужна диспетчерская. В реальности это комната ГУ "СТС", где установлены подключенные к АСДУ компьютеры. За ними ежедневно с 7.00 до 19.00 работают, сменяясь, 4 диспетчера (официально эта должность называется "инженер службы диспетчерского управления").


Фото с сайта minsknews.by

- Информация из автомобилей поступает к нам на сервер, благодаря чему диспетчеры наблюдают за работой экспрессных автобусов в режиме реального времени, – поясняет начальник сектора диспетчерского управления ГУ "СТС" Александр Пылаев. – У нас есть возможность в любой момент определить местонахождение и скорость транспортных средств. А специальное приложение анализирует соблюдение расписания и отклонения от схемы маршрута, эти данные диспетчер тоже видит на мониторе. Система дает подсказки цветными "флажками": зеленый – значит, машина идет по расписанию, красный – запаздывает, желтый – опережает график.


Фото с сайта minsknews.by

Непосвященному человеку сложно разобраться в такой схеме, но диспетчеры "читают" ее, как книгу

- Пока мы лишь отслеживаем путь маршруток, не предлагая водителям менять схему движения, – продолжает Александр Пылаев. – В дальнейшем, если где-то образуется затор или случится ДТП, мешающее движению, водителей смогут направлять в объезд. На основе конкретных данных диспетчеры видят также, в каких случаях нужно корректировать расписание, например, в час пик давать водителю маршрутки больше времени на рейс.


Фото с сайта minsknews.by

Постепенно АСДУ будет дорабатываться, обрастать новыми функциями.

Сейчас у диспетчера есть возможность послать сообщение водителю посредством сервиса коротких сообщений, водитель тоже может сообщить о нештатной ситуации на дороге или, например, о том, что на экран его прибора не поступило актуальное расписание.

Кстати, эту функцию уже довелось опробовать и для других целей.

Как-то пассажирка оборонила в маршрутке кошелек, позвонила в ГУ "СТС" с просьбой о помощи, поскольку номер машины не запомнила. Диспетчер отправила сообщение водителям, работавшим на этом маршруте, и спустя 10 минут кошелек нашелся…

Двойной контроль

Благодаря АСДУ за маршрутками теперь могут наблюдать не только специалисты ГУ "СТС", но и владельцы микроавтобусов.

Если у некоторых водителей маршруток диспетчеризация не вызывает восторга, то многие перевозчики, владеющие машинами, иного мнения. Ведь они могут следить онлайн за работой своего подвижного состава, воспользовавшись специальным интернет-ресурсом.


Фото с сайта minsknews.by

- Заработок водителя зависит от количества перевезенных пассажиров. Если последних мало, не сезон, то иногда водители пытаются обмануть нанимателя. Раньше, например, крали топливо, делая меньше кругов, чем запланировано, – делится опытом владелец фирмы, имеющей 6 маршруток. – Сейчас я могу в любой момент посмотреть, сколько рейсов сделали мои водители. Вижу, с какой скоростью едут, где делают остановки. Кроме того, АСДУ позволяет объективно разбирать жалобы пассажиров. Вот обратилась женщина: ждала, мол, машину на конечной, а она так и не пришла. Благодаря архивным данным системы выяснили, что маршрутка прибыла вовремя, а женщина опоздала…

Мой собеседник поделился и другим опытом: купив по собственной инициативе дополнительное оборудование (недорогое, кстати) и установив соответствующую программу, он наблюдает также за происходящим в салонах его автомобилей. Это помогает разбираться в конфликтных ситуациях, возникающих порой в ходе рейсов.

Что пользы пассажирам?

- Пассажиры иногда звонят нашим диспетчерам по телефону 219-85-26, интересуясь, почему на остановку не пришла машина и когда она будет, – рассказывает Александр Пылаев. – Точное расписание движения маршруток мы пока разместить на сайте не можем. Дело в том, что водители имеют право не останавливаться на промежуточных остановочных пунктах, если все места в машине заняты и никто не собирается выходить. Поэтому на сайте указываются только время отправления с конечных пунктов и приблизительные интервалы движения. Исключение – направления, на которых интервалы между машинами более 40 минут, в основном это пригородные маршруты. Но в следующем году хотим разработать для пассажиров более подробное расписание по остановочным пунктам.

В более отдаленной перспективе пассажиры смогут узнавать расписание в режиме реального времени.


Фото с сайта minsknews.by

Конечно, с введением в действие автоматизированной системы диспетчерского управления маршрутки в Минске и пригороде не избавятся разом от тех "болезней", из-за которых многих перевозчиков штрафуют или лишают лицензий.

АСДУ не предотвратит, например, безбилетный провоз пассажиров или переполненность салона микроавтобуса. Поэтому проверяющим организациям еще долго будет, чем заняться. Но регулярность движения и безопасность – пожалуй, важнейшие параметры транспортного обслуживания. Если новая система поможет в какой-то мере их усовершенствовать, цель будет достигнута.

Сегодня в Минске и пригороде работают около 530 маршрутных такси, принадлежащих 13 индивидуальным предпринимателям и 56 организациям (включая "Минсктранс").
←Каардынатарка атрада "Анёл": У нашай працы самае галоўнае - не ўпусціць час!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика