Дневники солдата. "Решением комиссии вы будете призваны на срочную военную службу"

Источник материала:  
21.11.2014 17:43 — Новости Общества
Здравствуй, дорогой читатель! Меня зовут Антон Суряпин. 22 года. Родился и вырос в Слуцке. Этим летом окончил Институт журналистики БГУ. В последние годы — журналист-фрилансер. Около трех лет был редактором собственного сайта фотоновостей Belarusian News Photos. Служить предстоит 1 год.


Фото: Галина Рыбакова

Портал TUT.BY начинает публиковать "Дневники солдата". 21 ноября Антон Суряпин уже отправился в часть по месту службы.

Все, что будет написано в этом "Дневнике" не претендует на абсолютную объективность по отношению к белорусской армии. Моя задача — находясь в одной конкретной воинской части, рассказать о внутренней кухне службы и об ощущениях свежеиспеченного солдата. Не ставлю перед собой и целей дискредитировать либо повысить лояльность белорусского общества к армии. Знаю, что существует множество стереотипов по отношению к войскам — постарался от них абстрагироваться. Насколько оправданы такие стереотипы, умный читатель вправе сам делать выводы.

Поехали!

Восемь повесток

С военкоматом я познакомился не месяц и даже не год назад. В 2008 году нам, родившимся в 1992, исполнялось 16 лет. Всех ребят-одногодок из моей школы освобождали от занятий и мы дружненько ходили в военкомат становиться на учет да получать "Удостоверение призывника". Тогда же на нас составлялись характеристики из школы, заполнялся первый бланк беседы с родителями, мы проходили первую военкоматовскую медицинскую комиссию.




Затем были окончание школы, поступление в Институт журналистики БГУ (с постановкой на воинский учет по месту учебы) и пять лет студенческой жизни. В конце июня этого года я получил диплом о высшем образовании, а родители, проживающие в Слуцке, — повестку из военкомата на мое имя. Забегая вперед скажу, что повесток будет еще 7 штук. Большинство из них будут касаться прохождения медкомиссии, последняя же — повестка явиться для отправки в воинскую часть.

Но обо всем по порядку.




22 июля 2014 года. Несмотря на заверения знакомых, что могу не идти в военкомат, так как повестка "для уточнения данных" была вручена не под роспись, а просто отправлена почтой, пошел. Здание, в котором наряду с гражданскими организациями, размещается Слуцкий районный военный комиссариат, встречает агитационными стендами и решетчатыми окнами на первом этаже.




На первом этаже под роспись отдали личное дело и отправили в просторный кабинет по соседству.




В кабинете собрались несколько десятков недавних выпускников белорусских вузов. Вскоре к нам пришел начальник отдела призыва на военную службу Слуцкого райвоенкомата Денис Богданович. Он начал со слов о том, что выпускники были обязаны в недельный срок сообщить военному комиссариату об изменении места учебы, рассказал об ответственности за нарушение правил воинского учета (штраф до 8 базовых величин).

Дальше последовал вопрос — "Кто служить в армии не хочет?". В ответ неуверенно поднялись руки примерно трети присутствующих. В ответ на следующий вопрос — "Кто хочет служить?" — поднялась лишь одна рука. Рука автора этого дневника.

Те, кто служить не хотел, стали называть свои причины: "Уже поздно служить. Сейчас мне 26 лет, есть семья, дети", "Пять лет отработки без учета службы в армии. Хотелось бы быстрее отработать", "Я считаю, что современная армия уже не та, что была в Советском союзе. По рассказам людей, которые служили тогда, и по рассказам друзей, отслуживших сейчас, современная армия больше похожа на санаторий", "Не хочу тратить время. Хочу заработать нормально денег, чтобы дом построить и детей на ноги поставить"...

Затем начался небольшой урок полит- и общей информации. Сотрудник военкомата примерно полчаса рассказывал о белорусской армии, привел в пример украинские события (при этом, что лично меня порадовало, не давая оценок), четко и доступно разъяснил пункты, касающиеся различных возможных отсрочек. Время ожидания уточнения своих данных было посвящено чтению новостей, общению со старым знакомым и... походу в туалет, простите за прямоту. Сотрудники военкомата отправляли нас по нужде в "туалет типа сортир" с маленьким восьминогим жителем. Про себя отметил, что здесь и начинается мой призывно-армейский выход из зоны комфорта.




Под аккомпанемент патриотических клипов, льющихся из телевизора над головой, звучали вопросы про адрес, номера телефонов, образование, специальность, место работы, семью, наличие водительского удостоверения, жалобы на здоровье, проблемы с законом и т.д. Также начальник отдела призыва у всех ребят (с кем я слышал диалоги) интересовался пожеланиями, где бы хотели пройти службу — мелочь, а приятно.

Медкомиссия

Примерно через месяц, началась позже показавшаяся бесконечной медкомиссия. Сначала была общая медкомиссия в стенах военкомата, где призывники в одних трусах по конвейеру шагали из одной зоны осмотра в другую — от хирурга до терапевта. Ходили слухи: тщательность, с которой нас проверяют, связана с тем, что год назад в одной из воинских частей умер слуцкий парень (тут и вспомнились слова, что сегодня армия — почти санаторий). Здесь же был и второй выход из зоны комфорта. Большинство врачей во время этой медкомиссии, за исключением стоматолога и окулиста, располагались в ничем не отделенных от общего прохода зонах осмотра. Демонстрировать свой половой орган врачу-венерологу на глазах других призывников не очень приятно.

По результатам общего медосмотра меня отправили на рентген позвоночника и к врачу-травматологу. Там выявился остеохондроз (привет, журналистская жизнь - с огромным рюкзаком за плечами можешь проходить целый день), который закрыл дорогу в ВДВ и спецназ (а не очень-то и хотелось!). В остальном же оказался абсолютно здоров, хотя для выяснения были сделаны УЗИ брюшной полости и сердца, а также пройдены осмотры у других врачей.

26 сентября. Наконец вынесен вердикт медкомиссии. Непередаваемое чувство — услышать "Годен". С одной стороны, это приятно. С другой, если вдруг в последний момент возникнет желание спрыгнуть с призывной кампании, по здоровью это сделать уже не получится. Разве что ломать себе кости перед отправкой, но это уж очень крайняя мера, не так ли? В этот же день сказал начальнику отдела призыва военкомата, что хотел бы служить в снайперах.

"В снайпера? Пойдешь в снайпера", — то ли с сарказмом, то ли на полном серьезе ответил начальник. Через несколько минут у меня на руках была следующая повестка, на 20 октября.




Военкомат

20 октября.
Пришел в военкомат. Ждать очереди было долго, и сотрудница предложила сходить сделать дактилоскопию. Пошел в РОВД. Сотрудник, который должен был провести операцию, показал, где поставить подпись.




"А какая дактилоскопическая информация есть?" - спрашиваю я у него прежде, чем ставить автограф. Тот удивился. "Ну тут написано "об ознакомлении с дактилоскопической информацией", - уточняю. "Так идите, ознакомьтесь куда-нибудь. Когда вас ознакомят, тогда придете", - предлагает. "А где ознакамливают?" - опять пытаюсь узнать, на что получаю совет сходить к дежурному. Через пару минут, так и не найдя никакой дактилоскопической информации, возвращаюсь в кабинет на прохождение процедуры. Сотрудник предлагает погулять минут 10, пока он убирается в кабинете. Когда возвращаюсь, процедуру в кабинете проходит уже другой парень. Итого: 20 минут потерянного времени, "с дактилоскопической информацией" не ознакомился, но отпечатки пальцев оставил.

Вернулся в военкомат — очередь рассосалась. Осталось примерно 10 человек.

Начальнику призыва я заявил, что хотел бы пойти служить сейчас, осенью. "Я думаю, пойдешь. Вопрос решается с частью. У тебя графы другие, мне жалко отдавать тебя в эту часть", — ответил Денис Дмитриевич, он запомнил, что я хотел в снайперы.

Как выяснилось позже, графа у меня "тройка", почти самая высокая. Окончательно все должно было решиться 27 октября.

"Решением призывной комиссии вы будете призваны на срочную военную службу"

27 октября. Стало известно, что уже почти наверняка отправляюсь служить в Слоним, буду мотострелком. "Прикольно, только Слоним, блин, далековато", - поделился радостью со знакомым, который также пришел узнать, куда его отправляют. На что получил совершенно неожиданный монолог: "А я за*б*ўся сюды хаздіць! Пяць разоў прыходжу і не знаю, куды мяне адпраўляюць. Усё адпраўляюць на следуюшчы дзень, павесткі ўсё пішуць і пішуць!"

Заполнил анкету призывника. Среди стандартных вопросов встречались и довольно интересные. Например: "В каком возрасте и где начал официально работать?", "Сколько переменил профессий?", "Если не работал, на какие средства жил?", "Чье воспитание оказало наибольшее влияние на становление твой личности?", "Являются ли родственники членами общественных или политических организаций?", "Употребляли ли твои друзья наркотические, психотропные, галлюциногенные вещества?" и на закуску прекрасный вопрос "Что волнует тебя сейчас больше всего?". В принципе, вопросы довольно стандартные. Но "параноику со стажем" (как меня иногда называют знакомые) не очень хочется распространяться на некоторые темы или отвечать на кажущиеся философскими вопросы. Благо, никто к ответам не придрался. Пока не придрался...

Получил повестку на 31 октября — в этот день должно было быть заседание призывной комиссии.

31 октября. Заседание призывной комиссии. Огромная очередь призывников. Вход в кабинет по одному. Я решил выйти покурить да перекусить. В итоге оказался в очереди одним из последних. Наконец, захожу. В кабинете сидят военный комиссар Слуцкого РВК, врач и милиционер. Призывники предположили, что милиционер для того, чтобы взятку никто не дал. Однако о подобных инцидентах никто среди нас и не слышал.

И вот оно: "Решением призывной комиссии вы будете призваны на срочную военную службу. Решение вам понятно?" Конечно, понятно! Чего же тут непонятного? Я уже почти переехал из Минска в Слуцк, небольшие проводы в столице прошли. На этом этапе больше бы расстроился, услышав, что решением комиссии я не буду призван.

5 ноября. К этому моменту я уже устал ждать повестку на отбытие. Есть повестка? Ну и хорошо. В этот день в военкомате я узнал, что отправка в часть пройдет 21 ноября. Начальник призыва разъяснил, что нам сейчас выдадут (и сразу заберут, чтобы затем снова вручить во время торжественного митинга). Первая повестка на 6 часов утра с номером части — по ней призывники увольняются с работы либо берут академические отпуска. Позже Денис Дмитриевич разъяснил некоторые моменты по поводу увольнения с работы. Вторая повестка — на контрольную явку за день-два до отправки в войска. У меня это выпало на 19 ноября. До этого числа нужно также сдать анализы, бланки на которые также были выданы 5 ноября. Третий документ — "Памятка призывнику", где расписано, что необходимо взять с собой в армию.




Затем нас, более сотни человек, разбили на 7 групп и повели в железнодорожную бригаду на экскурсию. Эта бригада находится в нескольких сотнях метров от военкомата и мы, призывники, уже пару месяцев могли наблюдать, как ловко орудуют граблями и вениками солдаты за забором. Несколько фотографий, сделанных во время экскурсии, прилагаются.
















Начальник отдела призыва рассказал о роли стен КПП в жизни солдата (здесь будут проходить свидания с родными и близкими) и о порядке на территории части (да, солдаты подметают территорию и убирают листву, но никто из тех служащих, с кем мне удалось перекинуться парой слов, не жаловался на это). Показал казарму (чистые санузлы, вымытые полы, ровненько заправленные кровати и комфортная температура оставили приятное впечатление), вооружение и форму, используемую в белорусской армии.

Затем на плацу воинской части, куда нас привели после экскурсии, прошел торжественный митинг.

"Уважаемые товарищи...", - полились первые слова-штампы из громкоговорителей. "Военные подразделения НАТО находятся вблизи наших границ и рассматривают Беларусь отнюдь не из праздного любопытства", - продолжил с трибуны выступающий, чье имя и звание я, к сожалению, не запомнил. От этих слов начинаю усмехаться про себя, думая про Украину. "Об армии говорят разное. Часто можно услышать о дедовщине и некоторых других негативных явлениях. Но как человек, прослуживший в армии не один десяток лет, скажу так: армия — это как доменная печь, из которой одни выходят сталью, а другие шлаком", - продолжает высокий военный начальник и здесь, пожалуй, я соглашаюсь с каждым словом. Затем недолгие поздравления-пожелания призывникам и оркестр за спиной начинает играть гимн Беларуси. После слово возьмут ветеран вооруженных сил, мама одного из призывников зачитывая свое обращение будет запинаться от волнения, парень "от имени призывников трудовой Случчины" на одном дыхании зачитает свое обращение (написанное, как мне показалось, в лучших традициях государственных идеологов). Затем слово для напутствия и благословения было предоставлено священнику из располагающегося на территории части храма святого благоверного князя Александра Невского. Потом батюшка спустился к нам и стал окроплять святой водой. Уже основательно продрогший за полтора часа, я попытался защитить голову от воды — не хватало еще заболеть перед самым призывом.




Наконец, к каждой из семи групп спустились ветераны Вооруженных сил, которые должны вручить повестки и наставления от земляков. "Наш ветеран" каждому призывнику говорит разные пожелания: одному "Служи честно, добросовестно, как мы когда-то!", другому "Легкой службы!" и так далее. Выхожу на свою фамилию. Пожилой, но все еще бодрый мужчина смотрит пару секунд мне в глаза и со словами "Всех благ тебе! Служи хорошо, честно, добросовестно! Вернись сюда и покори всех девушек в Слуцке!" вручает бумаги. Такое пожелание не только у меня вызывает смущенную улыбку, но и слышится смех парней, стоящих рядом.




Так выглядит напутственное слово земляков

Потом еще полминуты напутственных слов с трибуны, опять гимн Беларуси в исполнении местного оркестра и ребята расходятся - кто по домам, кто по своим делам.

12 ноября. Пошел сдавать анализы, требуемые к контрольной явке 19 числа. Узнал Слуцкую районную больницу с интересной стороны. В комплексе идет ремонт, коридор одного из блоков лабораторий выглядит апокалиптичненько.




На этом пока все. В следующий раз расскажу, как собирал сумку, согласно врученной "Памятке призывника", и сколько на это ушло времени и денег.
Продолжение следует...
←Подписано соглашение о телевещании первых Евроигр Баку-2015 на Беларусь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика