Минчане, открывшие кафе в Вильнюсе: "Мы никого не удивили. Много белорусов регистрируют здесь фирмы"
20.11.2014 12:57
—
Новости Общества
Наши герои Юля и Леша живут между Минском и Вильнюсом несколько лет. В конце сентября на улице Клайпедос они открыли первое в городе eat & play кафе Time Out: внизу – просторная game-зона с игровыми приставками, проекторами Full HD, свежими видеоиграми, этажом выше – уютная кофейня с сэндвичами, салатами, выпечкой и большой кофейной картой.
- По сути, мы предложили новый вариант отдыха для жителей Вильнюса: возможность спасти мир, побороть зомби или приехать к финишу первым – это не самый плохой вариант провести время.
- А почему именно в Вильнюсе?
Юля: С этим городом нас многое связывает с раннего детства. А сейчас связь стала еще прочнее (улыбается). Публика здесь кажется более открытой и лояльной к новым форматам, люди любят выходить из дома в город, бродить по нему, заходить в кафе. Плюс значительное количество туристов и постоянно обновляемая аудитория студентов Erasmus. Но я не чувствую себя иностранкой – во многом ценности и взгляды литовцев на жизнь схожи с нашими.
- Формат кафе вы придумали сами?
Леша: Нет, в разных версиях он реализован по всему миру – достаточно погуглить. Впервые вслух идея прозвучала в компании друзей, с которыми мы часто играли. Сначала она показалась такой очевидно интересной, что возникли сомнения: нет ли уже такого места в Вильнюсе?
- А сколько времени ушло на реализацию?
Леша: Первые разговоры начались в июне, а открылись мы спустя 4 месяца.
Юля: Наша команда расширялась и сужалась по мере необходимости. До открытия нас было пятеро – я, директор, PR-менеджер, бухгалтер, юрист, – а когда открылись, к нам присоединились три литовские девушки: менеджеры кафе.
– Есть ли какие-то особенности в открытии заведения в Вильнюсе?
Леша: Литовский язык, конечно. Все документы о регистрации, почти все договоры и прочие бумаги будут на литовском, реже на английском. Правда, в большинстве организаций все же можно найти русскоговорящего специалиста, который проконсультирует.
Также приходится учитывать переход Литвы с национальной валюты на евро. Необходимо дублировать цены, следить за их корректным переводом, а в переходный период за 15 дней перестроить кассовые операции и все системы оплаты.
- Расскажите пошагово, что и как вы делали, чтобы открыть Time Out.
Леша: Во-первых, бизнес-план. Как и ожидалось, расчеты дали допустимые погрешности, но план все же стал реальной опорой для дальнейших действий. Во время финансового планирования любого проекта такого типа надо очень трезво оценить ежемесячные операционные расходы и не строить иллюзий.
Во-вторых, команда единомышленников. Вместе мы размышляли над формой, названием, концепцией, изучали интерес к нашей теме среди целевой аудитории, оценивали свои возможности в Литве.
Юля: Поиск помещения. В нашем случае помещение продиктовало и во многом повлияло на конечную форму Time Оut: огромные окна с широкими подоконниками сразу настроили на кофейную тему, а для работы проектора логично потребовалось помещение потемнее. Так мы определили 40 м² под игровое пространство.
Леша: Мы отсмотрели несколько помещений, а когда нашли свое, отнесли залог риелтору. У меня именно с этого момента появилось ощущение, что все по-настоящему, все начинается сейчас.
Далее подписали контракт на аренду от имени компании, которую в этот момент стали оформлять с юристом. Мы консультировались у нескольких специалистов – разумеется, никого мы своей задачей не удивили, потому что много белорусов открывают фирмы в Вильнюсе. Нам, наверное, повезло: сразу вышли на надежного партнера-юриста, который за адекватную сумму открыл компанию и консультирует нас по сей день.
- Поиск поставщиков начался тогда же?
Юля: Да. Мы примерно представляли, какое меню хотим, какая техника будет в баре. Стали рассылать письма потенциальным поставщикам, изучали возможности маленьких пекарен, знакомились с местной хорекой, встречались с поставщиками Šviežia Kava, Gurmans, Jura, Lavazza (остановились, кстати, на последних).
- Вы как-то упускаете один из самых интересных моментов – ремонт помещения.
Леша: Честно говоря, мы до сих пор вспоминаем это время с легким ужасом. Пришлось хорошо "прокачаться" в теме и научиться говорить с рабочими на одном языке. Мы же еще и дизайн помещения делали самостоятельно, привлекая специалистов на конкретные работы. Когда ремонт подходил к концу, занялись поиском персонала: через знакомых, на специализированных сайтах, через соцсети.
- Открывались с помпой?
Леша: Нет. По сути, открытие проходило в рабочем режиме – просто открыли двери и встречали первых гостей.
- Кафе становится популярным? Как вы его, кстати, продвигаете?
Юля: Пока рано заявлять о популярности. Известно, что для "раскачки" заведения нужно не менее полугода. А если учесть новый формат, который ранее в городе не был представлен, то, возможно, и больше.
Каждый день у нас есть геймеры, хотя большая часть аудитории ориентирована на coffee to go. Кстати, уже на третий день работы к нам пришла компания, которая разрабатывает мобильные игры, и провела у нас свой корпоратив. Было весело.
Что касается продвижения, мы делаем ставку на соцсети: литовцы активно пользуются Facebook; развиваем Instagram и VK. Раскладываем и раздаем флаеры, в школах и университетах вешаем постеры, раздаем купоны на бесплатный кофе. В Time Оut постоянно действуют акции: при покупке трех часов в game zone четвертый час в подарок; кофе с молоком и кекс в утреннее время по специальной цене и т.д. Готовимся делать имиджевый видеоролик.
- А вашим сотрудникам можно играть на работе?
Леша: Да, мы сами играем и наши сотрудницы тоже, мы же заинтересованы, чтобы они хорошо разбирались в сюжете и механике игр.
- Какая самая популярная игра у посетителей Time Out?
Леша: FIFA15. Есть постоянный спрос на NBA15: в Литве баскетбол – самый популярный вид спорта. Очень популярен UFC – мы уже провели первый чемпионат при поддержке школы боевых искусств и магазина спортивного питания. Есть категория игроков, которая интересуется всеми автосимуляторами. А есть те, кто любят шутеры. Сложно выделить какую-то конкретную игру.
- После того, как вы стали заниматься этим бизнесом, ваша жизнь сильно изменилась?
Юля: Конечно! Кафе стало занимать почти все время, оно напрямую зависит от тебя, твоих решений. Появилась ответственность за наемных людей, которые рассчитывают на зарплату, ответственность за поступки, осознание правового поля.
Физически и морально ощущается постоянный цейтнот, всегда есть чем заняться, что сделать лучше. Мы работаем ежедневно по 13 часов. И, знаете, мне нравится видеть, как мы меняемся в лучшую сторону и двигаемся вперед.
- По сути, мы предложили новый вариант отдыха для жителей Вильнюса: возможность спасти мир, побороть зомби или приехать к финишу первым – это не самый плохой вариант провести время.
- А почему именно в Вильнюсе?
Юля: С этим городом нас многое связывает с раннего детства. А сейчас связь стала еще прочнее (улыбается). Публика здесь кажется более открытой и лояльной к новым форматам, люди любят выходить из дома в город, бродить по нему, заходить в кафе. Плюс значительное количество туристов и постоянно обновляемая аудитория студентов Erasmus. Но я не чувствую себя иностранкой – во многом ценности и взгляды литовцев на жизнь схожи с нашими.
- Формат кафе вы придумали сами?
Леша: Нет, в разных версиях он реализован по всему миру – достаточно погуглить. Впервые вслух идея прозвучала в компании друзей, с которыми мы часто играли. Сначала она показалась такой очевидно интересной, что возникли сомнения: нет ли уже такого места в Вильнюсе?
- А сколько времени ушло на реализацию?
Леша: Первые разговоры начались в июне, а открылись мы спустя 4 месяца.
Юля: Наша команда расширялась и сужалась по мере необходимости. До открытия нас было пятеро – я, директор, PR-менеджер, бухгалтер, юрист, – а когда открылись, к нам присоединились три литовские девушки: менеджеры кафе.
– Есть ли какие-то особенности в открытии заведения в Вильнюсе?
Леша: Литовский язык, конечно. Все документы о регистрации, почти все договоры и прочие бумаги будут на литовском, реже на английском. Правда, в большинстве организаций все же можно найти русскоговорящего специалиста, который проконсультирует.
Также приходится учитывать переход Литвы с национальной валюты на евро. Необходимо дублировать цены, следить за их корректным переводом, а в переходный период за 15 дней перестроить кассовые операции и все системы оплаты.
- Расскажите пошагово, что и как вы делали, чтобы открыть Time Out.
Леша: Во-первых, бизнес-план. Как и ожидалось, расчеты дали допустимые погрешности, но план все же стал реальной опорой для дальнейших действий. Во время финансового планирования любого проекта такого типа надо очень трезво оценить ежемесячные операционные расходы и не строить иллюзий.
Во-вторых, команда единомышленников. Вместе мы размышляли над формой, названием, концепцией, изучали интерес к нашей теме среди целевой аудитории, оценивали свои возможности в Литве.
Юля: Поиск помещения. В нашем случае помещение продиктовало и во многом повлияло на конечную форму Time Оut: огромные окна с широкими подоконниками сразу настроили на кофейную тему, а для работы проектора логично потребовалось помещение потемнее. Так мы определили 40 м² под игровое пространство.
Леша: Мы отсмотрели несколько помещений, а когда нашли свое, отнесли залог риелтору. У меня именно с этого момента появилось ощущение, что все по-настоящему, все начинается сейчас.
Далее подписали контракт на аренду от имени компании, которую в этот момент стали оформлять с юристом. Мы консультировались у нескольких специалистов – разумеется, никого мы своей задачей не удивили, потому что много белорусов открывают фирмы в Вильнюсе. Нам, наверное, повезло: сразу вышли на надежного партнера-юриста, который за адекватную сумму открыл компанию и консультирует нас по сей день.
- Поиск поставщиков начался тогда же?
Юля: Да. Мы примерно представляли, какое меню хотим, какая техника будет в баре. Стали рассылать письма потенциальным поставщикам, изучали возможности маленьких пекарен, знакомились с местной хорекой, встречались с поставщиками Šviežia Kava, Gurmans, Jura, Lavazza (остановились, кстати, на последних).
- Вы как-то упускаете один из самых интересных моментов – ремонт помещения.
Леша: Честно говоря, мы до сих пор вспоминаем это время с легким ужасом. Пришлось хорошо "прокачаться" в теме и научиться говорить с рабочими на одном языке. Мы же еще и дизайн помещения делали самостоятельно, привлекая специалистов на конкретные работы. Когда ремонт подходил к концу, занялись поиском персонала: через знакомых, на специализированных сайтах, через соцсети.
- Открывались с помпой?
Леша: Нет. По сути, открытие проходило в рабочем режиме – просто открыли двери и встречали первых гостей.
- Кафе становится популярным? Как вы его, кстати, продвигаете?
Юля: Пока рано заявлять о популярности. Известно, что для "раскачки" заведения нужно не менее полугода. А если учесть новый формат, который ранее в городе не был представлен, то, возможно, и больше.
Каждый день у нас есть геймеры, хотя большая часть аудитории ориентирована на coffee to go. Кстати, уже на третий день работы к нам пришла компания, которая разрабатывает мобильные игры, и провела у нас свой корпоратив. Было весело.
Что касается продвижения, мы делаем ставку на соцсети: литовцы активно пользуются Facebook; развиваем Instagram и VK. Раскладываем и раздаем флаеры, в школах и университетах вешаем постеры, раздаем купоны на бесплатный кофе. В Time Оut постоянно действуют акции: при покупке трех часов в game zone четвертый час в подарок; кофе с молоком и кекс в утреннее время по специальной цене и т.д. Готовимся делать имиджевый видеоролик.
- А вашим сотрудникам можно играть на работе?
Леша: Да, мы сами играем и наши сотрудницы тоже, мы же заинтересованы, чтобы они хорошо разбирались в сюжете и механике игр.
- Какая самая популярная игра у посетителей Time Out?
Леша: FIFA15. Есть постоянный спрос на NBA15: в Литве баскетбол – самый популярный вид спорта. Очень популярен UFC – мы уже провели первый чемпионат при поддержке школы боевых искусств и магазина спортивного питания. Есть категория игроков, которая интересуется всеми автосимуляторами. А есть те, кто любят шутеры. Сложно выделить какую-то конкретную игру.
- После того, как вы стали заниматься этим бизнесом, ваша жизнь сильно изменилась?
Юля: Конечно! Кафе стало занимать почти все время, оно напрямую зависит от тебя, твоих решений. Появилась ответственность за наемных людей, которые рассчитывают на зарплату, ответственность за поступки, осознание правового поля.
Физически и морально ощущается постоянный цейтнот, всегда есть чем заняться, что сделать лучше. Мы работаем ежедневно по 13 часов. И, знаете, мне нравится видеть, как мы меняемся в лучшую сторону и двигаемся вперед.