"Неглянцевый Витебск". Как живут люди в доме из шпал возле железной дороги

Источник материала:  
17.11.2014 19:56 — Новости Общества
В новом проекте "Неглянцевый Витебск" мы будем рассказывать о городе, который неизвестен туристам и большинству самих жителей. О местах вдали от картинных витебских видов - ратуши, собора на горе. О негламурной жизни и насущных проблемах простых людей, от которых старательно отворачиваются чиновники. Нашей первой героиней стала Мария Смирнова, жительница старого дома из шпал в десятке метров от железнодорожного переезда.




Улицу Транспортную знает далеко не каждый витеблянин. Это у черта на куличках, в микрорайоне Тирасполь. Выходим на остановке почти в конце улицы Ленинградской. Сворачиваем в переулок, который и выводит на Транспортную.

Улица оправдывает название. Ее центральный "проспект" - это пять путей железной дороги. От первого пути до дома подать рукой. На противоположной стороне - несколько предприятий, к которым все время подъезжает транспорт. В основном, грузовой. Тишина в этом районе бывает так же редко, как шум в монастыре.




На Транспортной всего один дом. На две семьи. Первое впечатление: дом как дом, аккуратный, симпатичный. На фоне серой промышленно-транспортной окраины смотрится ярко и броско, как павлин среди гусей.

Возле калитки нас встречает Мария.


Мария Смирнова

- Это только на первый взгляд наше жилье такое красивое, - говорит женщина. - Но на самом деле это что угодно - барак, дачный дом, но не дом для постоянного проживания. У него даже нет нормального фундамента. А построен он для путейцев в 1947 году. Из шпал. Из чего еще после войны могли строить дом возле железной дороги?

Женщина обращает наше внимание на то, что дом стоит практически на земле.





Дом находится на балансе дистанции гражданских сооружений Витебского отделения Белорусской железной дороги. Мария работает здесь экспедитором. Жилье у своего предприятия она снимает уже 6 лет. Живет вдвоем с сыном-студентом.

Вторую половину дома занимает семья из трех человек. У них маленький ребенок. "Зимой соседи съезжают отсюда, живут у родителей, так как у малыша начинаются серьезные проблемы со здоровьем", - говорит Мария.

В квартире нашей собеседницы три комнаты и кухня. Хозяйка сразу же показывает трещины на стенах и потолке:

- Когда идет поезд, дом ходит ходуном, поэтому он весь в трещинах. Поезд подает сигнал как раз на уровне дома. Кстати, самое оживленное движение на этом переезде именно ночью. Грохот такой, что проснется мертвый. Все, и до утра уже не уснешь! А если уснешь, то в шесть-семь утра тебя опять разбудит новый состав. Нормально мы не отдыхаем никогда.



Трещины на потолке

Мария вызывала специалистов Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии. Они установили, что во время прохождения железнодорожного транспорта шум в комнатах превышает предельно допустимый уровень звука на 8-9 децибел.

Из благ цивилизации в доме только газ. И то - в баллоне. Туалет - на улице. Вода - из общественного колодца возле дома. Ее качество санэпидемиологи в своих отчетах то признают годным, то нет. Но какая может быть вода в нескольких метрах от железнодорожного полотна, может себе представить и неспециалист.

- Для нас и вода - благо. Весной она желтая, грязная. Зимой замерзшая, приходится бить лед. Поэтому питьевую воду приходится покупать. Но иногда, когда нет возможности, берем и эту, - говорит Мария.

В ее квартире - две печки. И обе не исправны: нет тяги, из-за расшатывания дома на них тоже трещины. Ремонтировать их хозяйка должна за свой счет.

- Пока отапливать приходится обогревателем. Но он мотает много электричества, поэтому приходится на свой страх и риск иногда топить печку.







Беспокоит Марию сырость. На обоях и оконных рамах плесень. Образовывается она, по мнению женщины, из-за того что у дома нет фундамента.

В одном месте на кухне между полом и плинтусом - щель, ее пришлось заделать подручными средствами. Над плинтусом видна плесень. 




Женщина открывает погреб с домашними закатками, и оттуда идет резкий химический запах. "Так пахнет вещество, которым обрабатывают шпалы", - объясняет она. И демонстрирует снимки того, как выглядит подполье: "Это то, что проверяющие из комиссий называют фундаментом".


Фото: Мария Смирнова


Фото: Мария Смирнова

- Это жилье мне дали как временное. Но оно превратилось в постоянное. Стою на очереди на улучшение жилищных условий с 2003 года. Средств, чтобы купить собственную квартиру или дом, у меня нет. Просила переселить отсюда в другое, более комфортное жилье, которое есть в подменном фонде Витебского отделения БЖД (например, на улице Локомотивной есть общежитие), но администрация отделения отказывает мне в этом. Просила, чтобы предоставили займ на строительство. В ответ мне сообщили: администрация отделения полагает, что вопрос моей нуждаемости в улучшении жилищных условий подлежит более тщательному изучению,
- делится Мария Смирнова. 

Нельзя сказать, что балансодержатель дома и коммунальники совсем уж отмахнулись от этого здания. Три года назад в доме №2 на улице Транспортной был капремонт. Сменили венцы, шиферную кровлю. Сделали ремонт бетонной отмостки и крылец. Произвели перекладку дымоходных труб, кухонного очага и "бурака". Заменили и покрасили оконные и дверные блоки. Оклеили обоями стены. Покрасили потолки, полы, забор, фасад дома.




После многочисленных обращений жильцов в этом году на улице Транспортной наконец установили мусоросборник и засыпали щебнем пешеходную дорожку, которая идет вдоль железнодорожного полотна. Теперь к дому можно нормально пройти, а раньше в распутицу стояла непроходимая грязь.

Мария Смирнова и ее соседи добиваются, чтобы их дом признали непригодным для проживания и приняли решение о его сносе. Это шанс получить новое жилье.

В апреле этого года у них побывала городская межведомственная комиссия, назначенная мэром. В нее, в частности, входили: замглавы администрации Железнодорожного района Витебска Александр Ильмович, главный архитектор города Виталий Дубик, главный государственный санитарный врач Витебска и Витебского района Николай Красовский.

Обследовав санитарное и техническое состояние здания и прилегающей территории, комиссия заключила: физический износ дома составляет 30%, он пригоден для проживания.

И теперь все письма из инстанций, с кем ведется переписка, непременно содержат ссылку на данное заключение. 

Некоторые советы чиновников Мария воспринимает не иначе как издевательство. К примеру, вот этот, из администрации Железнодорожного района Витебска. Цитируем: "Для создания нормального микроклимата в доме рекомендуем производить регулярное проветривание помещений, так как недостаточное проветривание может привести к образованию конденсата на окнах".

Напоследок Мария Смирнова приглашает хотя бы одного чиновника, с кем она ведет бесконечную переписку, переночевать в ее квартире под грохот поездов, а на утро отведать чайку, приготовленного из воды, взятой в их колодце.


Даже в таких условиях хозяйка стремится создать в своем жилище уют.


Мария не теряет надежду, что настанет счастливый день, когда она все же переедет и первой на порог нового жилья пустит свою кошку.

Если у вас есть примеры социальной неустроенности, на которые следует обратить внимание журналиста, или вы сами хотите стать героем следующего выпуска проекта "Неглянцевый Витебск", пожалуйста, пишите: matveeva@tutby.com.
←Нацбанк советует комбанкам Беларуси прятать ПИН-код клиентов от установленных у банкоматов камер

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика