Студентов в Беларуси много, а толку с этого хотелось бы больше
Беларусь входит в число стран, занимающих самые высокие позиции в мире по охвату населения в соответствующем возрасте высшим образованием. Однако количество студентов и людей с высшим образованием не перерастает в качество специалистов и уровень развития страны.
Беларусь — лидер по доле образованных людей
В Беларуси почти каждый пятый молодой человек — студент. На начало 2013/2014 учебного года в 54 вузах страны обучались 395,3 тыс. студентов. В их числе 13,9 тыс. граждан иностранных государств (3,4% от общего числа студентов и магистрантов). В связи с демографической ситуацией — уменьшением числа детей и молодежи — количество студентов снижается. В прошлом учебном году их было 428 тысяч.
По данным Белстата, в 2013/2014 учебном году по количеству студентов в расчете на 10 000 человек населения Беларусь имела самый высокий показатель среди стран СНГ — 417 человек (Россия — 394, Кыргызстан — 391, Украина — 380). В прошлые годы этот показатель был еще выше: в 2008 году — 425, в 2012-м — 453.
В Беларуси численность студентов к численности населения в соответствующем возрасте составляет 91,5%. Опережают Беларусь в этом рейтинге Республика Корея — 98,4%, США — 94,3% и Финляндия — 93,7%.
Отличие Беларуси от тройки лидеров в том, что у нас уровень образованности населения не перетекает в уровень жизни. Ведь хорошие рейтинги в образовании должны означать и высокое качество человеческого капитала, и, соответственно, высокий уровень развития экономики. Однако по уровню ВВП на душу населения мы в мире лишь на 77-м месте.
Специалисты считают, что во многом такая ситуация связана с отсутствием гармонии между профессиональными и образовательными стандартами и отсутствием действенного механизма влияния на образовательный процесс со стороны бизнеса.
Как факт, работодателей не устраивает качество подготовки выпускников, отмечал ранее председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства и председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин:
«Компетенции, необходимые студентам, должны обсуждаться с работодателями. Учить студентов необходимо на перспективу — как минимум на пять лет вперед. Пока же из вузов выпускается молодежь, которая порой не имеет представления о производственном процессе, о трудовом режиме и об общественной деятельности».
На макроуровне это проявляется диспропорциями в экономике.
Общественный Болонский комитет предлагает решать проблему несоответствия компетенций выпускников и требований рынка труда путем разработки и введения в течение ближайших двух лет Национальной рамки квалификаций, за основу которой может быть взят соответствующий общеевропейский документ.
Плати, студент!
Две трети белорусских студентов сегодня обучаются за собственный счет. В государственных вузах за счет бюджетных средств получают образование 57% студентов-очников.
Для сравнения — в Германии в государственных вузах образование бесплатное. Студент платит лишь символический взнос, который позволяет ему пользоваться рядом льгот — на проезд в общественном транспорте, на посещение культурных мероприятий, на жилье в общежитии.
У нас же государство рассматривает варианты повышения нагрузки на платных студентов.
«Если сохранить подготовку платников, то студенты должны полностью покрывать расходы за свое обучение, а не так, как это происходит сегодня, когда половину расходов берет на себя государство. Ведь это уже можно расценивать как нецелевое использование бюджетных средств», — цитировала в октябре газета «Звязда» заместителя премьер-министра Анатолия Тозика.
Не финансированием единым
Эксперты указывают, что проблема белорусской системы высшего образования не только в нехватке финансирования, выделение которого всегда является демонстрацией приоритетов государства. Основная проблема — невключенность в европейские процессы, причем не формальная, а по сути.
Присоединение Беларуси к Болонскому процессу предполагалось рассмотреть еще в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования в Бухаресте. Однако было принято решение снять заявку Беларуси с повестки дня. Причина в том, что Беларусь не выполняет принципы Болонского процесса, такие как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.
В следующем году у нас есть еще один шанс попытаться открыть дверь в Болонский процесс. Для этого как минимум надо развивать студенческое самоуправление, считает эксперт в сфере образования Андрей Лаврухин.
По его мнению, для развития институтов студенческого самоуправления (ССУ) необходимо закрепить в Кодексе об образовании права студентов на создание и участие в организациях с предоставлением последним широкого круга полномочий во всех сферах интересов студентов, а также обязательности отчислений фиксированного процента из бюджета университетов в пользу организаций ССУ.
Свободнее функционировать, привлекать дополнительные средства для осуществления своей деятельности независимо от университета организациям ССУ может помочь оформление формы юридического лица, считает эксперт.
«И, конечно, контроль со стороны административного аппарата университетов должен быть исключен», — подчеркнул Андрей Лаврухин.
Кроме того, необходимо добиваться соблюдения уже имеющегося, но не выполняющегося законодательства о студенческом самоуправлении. В частности, по данным Общественного Болонского комитета, хронически не выполняется норма по представительству студентов (25%) в советах университетов.
Характерно, что в ведущих белорусских вузах понимают важность студенческого самоуправления и во всяком случае внешне его поощряют.
Так, в конце октября в БГУ был создан высший представительный орган студенческого самоуправления — Ассамблея БГУ. Как заявляется, под эгидой Ассамблеи будут функционировать все университетские общественные организации и органы студенческого самоуправления. Приоритетными направлениями работы Ассамблеи называются защита прав студентов, разработка предложений по повышению качества образовательного процесса, сохранение и развитие демократических традиций студенчества.
Но чаще всего студенческие советы в университетах выполняют социально-развлекательную функцию и не принимают самостоятельных решений.
«Студенческая активность вне вуза не поощряется, — рассказал Naviny.by один из студентов Минского государственного лингвистического университета. — Все, что работает на положительный имидж университета — участие в КВН, спортивных мероприятиях от имени университета, это хорошо. Общественная жизнь в университете крутится вокруг БРСМ и профкома. Но если вдруг студент занялся общественной деятельностью, не связанной с этими организациями и вне стен вуза, это не поощряется».
«В целом студенты в большинстве случаев не могут принимать решения, которые оказывают на их жизнь заметное влияние, мне кажется. Наше будущее оказывается заложником существующей системы», — отметил студент МГЛУ.
Елена СПАСЮК