Польский фотограф: Беларусь "за углом", а мы так мало знаем об этой стране

Источник материала:  
15.11.2014 12:32 — Новости Общества
Польский фотограф Рафал Милах, в объектив которого попали десятки белорусов, выигравших различные конкурсы, в интервью "Салідарнасці" рассказал о белорусской доске почета, "нереальной чистоте" и о том, что ему удалось увидеть за фасадом нашей страны.


Фото: Таня Стрига, znyata.com

Идея сделать проект о Беларуси родилась в международном агентстве Sputnik Photos в конце 2010-го.

— Было стыдно, что Беларусь "за углом", а мы так мало знаем об этой стране, — рассказывает Рафал Милах. — Знаю ли я больше о Беларуси после того, как объехал десятки городов и деревень? Наверное, нет. Но какую-то часть удалось познать.
 
Сначала Рафал придумал сделать интимный проект о своих белорусских корнях:
 
— У меня есть родственники по всей Беларуси. Я думал, что мы никогда не встретимся. Я уже приступил к работе, — вспоминает журналист. — Когда я путешествовал по стране, мое внимание привлекли общественные места. Они были настолько чистые, что меня это беспокоило. Можно сказать, все показалось мне каким-то нереальным. Грязь есть везде. Как хорошо ты ее прячешь — другой вопрос. Чистота — это фасад.
 
Еще я заметил, что в каждом городе, куда приезжал, на главной площади была доска почета, на которой висели лучшие люди этого места. У меня возникло чувство, что система пытается мне передать свое видение страны.
 
Так Рафал решил оставить проект о родственниках и увлеченно приступил к реализации новой идеи.
 
— Я решил сделать доску почета со всей Беларуси.
 
Фотограф приступил к поиску победителей в конкурсах, организованных властями на разных уровнях. Интерес Рафала Милаха вызывали и распространенные в Беларуси конкурсы, связанные с красотой места или человека.
 
— У нас тоже были доски почета в Польше. Сейчас они, может быть, и есть где-нибудь, но это не так бросается в глаза.
Итогом проекта стала книга, которая так и называется, — "Победители".

Из 150 отснятых тем и героев Рафал Милах отобрал третью часть. В своей работе журналист избрал необычный метод.
 
— До этого времени я всегда пытался подойти к моим героям чем ближе, чем лучше. На этот раз я стремился держать дистанцию с людьми. Главной проблемой было не развивать индивидуальных историй.
 
То, что я хотел получить в этом проекте, — это фасад. Я избрал этого человека не потому, что у него есть какая-то история, Конкурс был причиной, а не человек. Это звучит очень цинично, но, по-моему, все системы, в которых мы существуем, циничны. Интимные истории помешали бы общей концепции проекта.
 

Юлия – "Мисс Бюст Беларуси-2013". Преподает в Минском технологическом колледже. Фото: Rafal Milach/INSTITUTE
 

Василий – лучший милиционер Минска. 05.11.2011. Фото: Rafal Milach/INSTITUTE
 

Елена– лучшаядояркаСлуччины. Фото: Rafal Milach/INSTITUTE

Ритм работы над проектом "Победители" напомнила Рафалу время, когда он был журналистом ежедневной газеты в Польше.
 
— Я отработал там три месяца — больше не выдержал. Все было очень быстро, и меня это раздражало. Здесь работа тоже отчасти напоминала конвейер: несколько встреч за день, короткие интервью.
 
Охотно ли победители шли на контакт? Рафал говорит, что в большинстве случаев проблем не было.
 
— Это очень естественно, что людям хочется похвалиться своими успехами. Было смешно, но иногда случалось, приезжаешь на съемку, а человек не знает, что он победитель конкурса.
 
Работая в Беларуси, польский фотограф выбрал роль оператора камеры.
 
— Серьезный журналист ищет информацию, которую от него скрывают. А для этого проекта я хотел, чтобы мне показывали, что я должен фотографировать. Это был эксперимент для меня самого, чтобы отступить от своего эго как фотожурналиста. Я работал как робот, как машина. В какой-то степени я стал журналистом пропаганды, который фотографирует то, что ему скажут, и не задумывается, правда это или неправда, манипуляция это или нет. Если бы я сам не стал винтиком системы, проект не получился бы.
 
Куда бы Рафал ни приехал, ему везде стремились показать это место с лучшей стороны.
 
— Все было подготовлено для того, чтобы выглядело круто. Но во многих случаях, когда я приезжал фотографировать в какой-то район, это было более натурально. Например, в колхозе, где работает лучшая доярка, не было специального зала для съемки, — добавляет он.
 
— По-твоему, это только белорусская черта — желание пустить пыль в глаза, показать самое лучшее?

— Нет. Хотя это сложный вопрос о пропаганде, которая существует везде — в Беларуси, Польше, России, США, Западной Европе. Мы все в какой-то степени механизм пропаганды, но хотим верить, что свободны. К сожалению, это не так...
 
Когда я работал в России много лет, заметил, что когда ты выходишь из поезда, попадаешь на вокзал — он кажется дворцом. Ты идешь в город — и оказываешься в дыре. В Беларуси этот контраст не такой видимый, но все же встречается.
 
Рафал вспоминает, как приехал в Воложин, чтобы сфотографировать лучшую сотрудницу ЗАГСа.
 
— Зал в этом ЗАГсе был оформлен как в сказке. Но когда я попал в туалет… Здравствуй, Советский Союз! Такое даже в деревне не встретишь. Это выглядело контрастом с ЗАГСом в стиле Диснейленда! Невероятно!
 
— Твои герои — победители — произвели на тебя впечатление успешных и счастливых людей?

Когда люди начали рассказывать мне свои истории, мне нужно было держать дистанцию, не добиваться от них ответа на вопрос, счастливы они или нет. В большинстве случаев мне показалось, что они довольны. Они не задумываются о том, что могло бы быть по-другому.
 
Рафала огорчает, когда люди смотрят фотографии "Победителей" и смеются.
 
Меньше всего мне хотелось бы, чтобы смеялись над фото. Суть проекта не в том, что поляк приезжает в Беларусь, чтобы поиздеваться над белорусами, и показать, какие у них смешные конкурсы. Такие конкурсы есть везде.
 
Мой проект это нечто большее, чем рассказ о Беларуси. Это рассказ о системе.
 
"Я свободный человек. Никакая пропаганда и система меня не трогает". Мы все хотим в это верить. Но, к сожалению, это неправда.
 
Я родился в коммунистической Польше и помню, что показывали по телевидению, чему меня учили в школе. Это все была пропаганда. Может быть, поэтому я более чутко реагирую на эти сигналы, импульсы, которые являются частью пропагандистской машины.
 
— Рафал, ты работал с аккредитацией от МИДа. Как часто у тебя проверяли документы, когда ты приезжал на съемки?

50 на 50. Когда я фотографировал милиционера или пограничника, нужно было послать запрос. Во многих случаях на больших предприятиях аккредитацию проверяли.
 
Помню, как приехал в деревенский ЗАГС. Это не стратегический объект, но его сотрудница минут 40 потратила на звонки, чтобы проверить мою аккредитацию. Мне было смешно.
 
— В чем ты видишь особенность белорусской системы, о которой ты хотел рассказать?

У меня сложилось впечатление, что власть пытается контролировать все, а это невозможно. Беларусь часть глобального мира. У людей есть возможность выехать, интернет открыт... Но если ты пытаешься выскочить на какой-то уровень, у тебя начинаются проблемы. Это всегда связано с политикой.
 
То, как белорусы реагируют на события, их низкую реактивность и большую толерантность, я объясняю синдромом тонкого одеяла. Например, перед сном вы берете одеяло оно не дает вам комфортно уснуть, но за вторым вы не идете, потому что серьезных неудобств вам это не доставляет.
 
По-моему, людям живется настолько комфортно, что не хочется изменить что-то. Как есть так и нравится.
←Радьков: в "Белой Руси" пока не видят необходимости становиться партией, но работа в этом направлении ведется

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика