Минскому заводу медпрепаратов - 85 лет: Здесь многое сделано впервые в СССР

Источник материала:  
09.11.2014 10:26 — Новости Общества
В дореволюционном Минске среди множества промышленных предприятий не было ни одного фармацевтического, если не считать альбуминно-кишечный завод Бомдаса при городской скотобойне, где альбумин производили из кровяной сыворотки. В двадцатые годы, правда, существовал небольшой химфармзавод, размещавшийся в доме №41 по Университетской улице (сегодня это улица Кирова). Разумеется, для города, да и для республики в целом, этого было недостаточно.

И вот 8 ноября 1929 года, 85 лет назад, в Минске появилось новое предприятие. Газета "Звязда" писала 10 ноября:

"Адкрыўся новы фармзавод. Сярод нізкіх, невялічкіх будынкаў на вуліцы Дзяржынскага вырас новы вялізны, чатырохпавярховы гмах хімфармзавода. Гэты завод пераабсталяваны са старога невялічкага завода, у якім налічвалася 60 рабочых. Зараз на хімфармзаводзе будзе працаваць 180 рабочых. Невялічкая зала была поўная людзей.
Прыйшлі павітаць рабочых прадстаўнікі СНК, Наркамаховы здароўя. АК КП(б)Б, хімфака БДУ і іншых арганізацый.
— Наш завод, — кажа т. Алесін (Белмедгандаль), — першы і адзіны ў Беларусі, які будзе вырабляць медыкаменты ў такой колькасці, што мы нават зможам экспартаваць за межы БССР. Да пераабсталявання хімфармзавод меў ужо вялікія дасягненні ў сваёй рабоце. Ён выканаў план пяцігодкі за першы год на 25 працэнтаў больш намечанага, такім чынам пяцігодку завод можа выканаць за 4 гады.

Новы дырэктар завода, рабочы-вылучэнец т. Райцэс, у сваёй прамове спыніўся на тых цяжкасцях, якія мелі месца пры перабудове гэтага завода.

Дэкан хімфака БДУ прафесар Прыляжаеў гаварыў пра сувязь хімфака з хімфарм-заводам, ён заявіў, што БДУ зробіць усе захады, каб даць заводу лепшых спецыялістаў і тэхнікаў, якіх рыхтуе хімфак.

Рабочыя пастанавілі назваць завод імя Першай пяцігодкі".

Обратите внимание: отправка медикаментов за пределы БССР в те времена считалась экспортом, хотя государственную границу СССР лекарства и не пересекали.

В тот же день об этом событии написала и газета "Рабочий" (орган ЦК КП(б)Б и Совнаркома БССР):

"Третьего дня (8 ноября 1929 г.) состоялось открытие фармзавода. Завод строился в течение двух сезонов.
Новый фармзавод даст возможность развить экспорт некоторых видов лекарств, улучшить медицинское обслуживание трудящихся. Завод вполне отвечает всем правилам санитарии и гигиены. В цехах завода светло, чисто, оборудована вентиляция. Для рабочих имеется небольшой клуб
".




Располагалось предприятие на углу улиц Дзержинского и Фабрициуса – где, собственно, находится и сегодня, вот только имя Дзержинского перешло проспекту, а бывшая Дементьевская улица стала просто переулком Фабрициуса.



Все основные цеха размещались в одном здании, которое было окружено Суражским рынком, простиравшимся в те времена почти до товарной станции, и частными жилыми домами. После войны это соседство аукнулось тем, что заводчане получили квартиры в новых домах на несколько лет позже: завод расширялся, и почти весь введенный жилой фонд предназначался жителям сносимых жилых домов, на месте которых строились производственные корпуса и цеха.

Сегодня довоенное здание заметно изменило свой облик.




В первые годы предприятие выпускало простейшие медикаменты — валерьяновые капли, мятные капли, настойки полыни и ландыша, нафталин, расфасовывались сухая черника, ромашка, питьевая сода, английская соль, изготавливались также вата и бинты для аптек. Но уже через несколько лет завод превратился в крупное по тем временам промышленное предприятие. В ампульном цехе выпускались новокаин и кофеин, цех готовых лекарственных форм производил мази Лассара и вазелин. Работали таблеточные и разливочные машины, полуавтоматы для резки и намотки бинтов, измельчения трав, кореньев. К 1940 году численность рабочих и инженерно-технических работников достигла трехсот человек.

А потом началась война.

Эвакуирован завод не был – в первую очередь эшелоны предназначались для предприятий, способных наладить выпуск боевой техники и снаряжения. Стремительный прорыв немецких войск не позволил вывезти фармзавод, успели только поджечь склады с готовой продукцией и сырьем и вывести из строя оборудование.




На снимке 1943 года видны здание завода (1), Бетонный мост (2), соединяющий Московскую с улицей, которая сегодня носит имя Чкалова, Суражский рынок (3) и частные дома (4), на месте которых после войны будут построены новые корпуса.

Оккупанты не без труда запустили бинторезный, мазевый и галеновый цеха, но восстановить производство медикаментов им не удавалось. Рабочие тянули время, выводили из строя оборудование, вновь и вновь поджигали склады с сырьем и лекарствами, строили планы уничтожения завода.




В нескольких сотнях метров от химфармзавода в доме № 24 по Проводной улице в доме И.П.Каминского в 1941-1942 годах нелегально проживал секретарь Минского подпольного горкома партии И.П.Казинец. По рекомендации жены Каминского И.П.Казинец встретился здесь с активистами завода П.П.Оседовским, А.П.Макарчук и О.Я.Вержбицкой. Эта встреча положила начало созданию на химфармзаводе двух подпольных групп, которые действовали с сентября 1941 по март 1944 года.



Павел Оседовский не только руководил действиями подпольной группы. Подделав ключи к складам готовой продукции, он систематически выносил оттуда необходимые партизанам и подпольщикам дефицитные медикаменты. Оседовский был арестован и, после зверских пыток в гестапо, был расстрелян в лагере смерти Тростенец 28 июня 1944 года, не дожив но освобождения Минска всего пять дней.

В июле 1944 года завод являл собой развалины – гитлеровцы перед отступлением сожгли главный корпус. Но всего за год предприятие удалось частично восстановить. В середине 1945 года завод, на котором тогда работало около тридцати человек, выпустил первую продукцию: таблетки из субстанций и нестерильные бинты на сумму 282 тысячи рублей. Сырье для первых послевоенных медикаментов в основном было местное – спирты, жиры, растительное масло, сахар, крахмал, энергоресурсы – вода, топливо (дрова, торф). Порошки, лекарственные травы, марлю, склянки, баночки, флакончики завозили на Казани, Москвы, Ленинграда, Баку, печатную продукцию – на Прибалтики, отдельные виды растительного сырья – с Украины.

Еще через год вошла в строй первая очередь завода, был восстановлен трехэтажный корпус.

В конце 1946 года из США поступило оборудование для производства пенициллина. Впервые в СССР приступив к производству пенициллина , химфармзавод стал называться Минским государственным союзным пенициллиновым заводом. Определение "союзный" означает, что предприятие переросло республиканские рамки и поставляло спасительный в те годы антибиотик за пределы БССР, подчиняясь непосредственно Москве, а не местному министерству.

Разумеется, выпускался не только пенициллин. Только в 1947 году производились потогонный, витаминный и желудочный лечебные чаи из сухих лечебных трав, астматин, сахарный сироп, стрептоцид, настойка йода, детская присыпка, серная мазь, таблетки витамина C, аптечки матери и ребенка.

А в 1949 году впервые в Советском Союзе было освоено производство и начат выпуск субстанции, а чуть позже и препаратов инсулина животного происхождения. Через несколько лет был освоен и внедрен метод химической очистки субстанции инсулина и начался выпуск ее в виде кристаллического порошка.

В 1951 завод стал выпускать стрептомицин. В том же году предприятие получило артезианскую воду, что резко улучшило качество продукции.

Завод уже под новым названием – завода медицинских препаратов – производил кровезаменители, антибиотики (включая пенициллин), биомицин, тетрациклин. В 1959 году впервые в СССР было введено в эксплуатацию и освоено производство кровезаменителя полиглюкина, а в 1965 завод стал головным предприятием СССР по выпуску новых форм кровезаменителей. . Из отходов производства изготавливались для нужд животноводства биотетракорм и ферроглюкин.

Построенные в пятидесятые годы корпуса во многом формировали облик Минск для тех, кто въезжал в центр города со стороны Слуцкого шоссе:




Угловое здание было увенчано непременной по тем временам башенкой поста ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи):




Впрочем, архитектурные излишества тех времен, такие, как портики:




в наши дни смело подправлены вполне современной вентиляцией:




В семидесятые завод перешагнул через улицу Фабрициуса: появился лабораторно-бытовой корпус:




После того, как были расселены жители снесенных для расширения территории частных домиков, стало возможным строить жилые дома и для сотрудников. Так в 1955 году строился дом на Московской улице:




Сегодняшние горожане знают это здание по кафе и обувному магазину. И сегодня, через шестьдесят лет, здесь живут некоторые ветераны предприятия.

О ветеранах, впрочем, особый разговор. По статистике на 1999 год у каждого третьего работника трудятся в коллективе члены семьи: мужья, жены, дети, внуки. Например, семейная династия фасовщицы Софьи Афанасьевны Милинкевич, включающая ее дочерей Александру и Регину, сына Георгия и внуков Вадима и Галину, отработала в коллективе в общей сложности свыше двухсот лет, трудовой стаж Соболевских и Барановских – 170 и 172 года соответственно. А ведь с тех пор прошло еще 15 лет, так что числа эти только возросли!

В 1977 году предприятие получило новый статус: было создано Минское производственное объединение "Минмедпрепараты". В него кроме головного предприятия вошел и Минский завод эндокринных препаратов. Что же это за завод?

Мы начали эту заметку с упоминания альбуминно-кишечного завода Бомдаса при городской скотобойне. Скотобойня эта размещалась в начале Игуменского тракта, там, где сейчас пересекаются улица Свердлова, Маяковского и Аранская.

Вот кадр из фильма 1954 года "Новый Минск":




Обратите внимание: ранним утром фургоны с надписью "Мясо" едут по улице Свердлова. Куда? А все туда же – на мясокомбинат, ставший преемником скотобойни. А при мясокомбинате существовал свой завод медпрепаратов, созданный сразу после войны, в 1945 году. Производил он гематоген, печеночный экстракт, оварин, мамин и другие препараты – всего 18 видов.

Во второй половине пятидесятых годов мясокомбинат, оказавшийся практически в центре Минска и, по рассказам очевидцев, распространявший невыносимые запахи, был переведен на Южную улицу (сегодня мы знаем ее как улицу Казинца). А завод медпрепаратов при комбинате остался на прежнем месте и в 1959 году был выделен в самостоятельное предприятие – Минский завод эндокринных препаратов. А с 1986 он вошел в упомянутое выше объединение.

Хотя числится завод по улице Маяковского, здания его вытянулись в основном вдоль Аранской:




В качестве курьеза отметим, что несколько лет стена эта была украшена рекламой, будто позаимствованной из детских страшилок про черную-черную… нет, синюю-синюю руку, которая тянется… тянется…




Сейчас, впрочем, ту картинку заменили на более нейтральную:




Сейчас предприятие, имеющее, кстати, производственные площадки не только в Минске, но и в Лиде и Скиделе, называется РУП "Белмедпрепараты". Есть ли у него проблемы? Конечно, есть. Как сказано в официальном заявлении ,
"РУП "Белмедпрепараты" осознает, что производственная деятельность предприятия связана с определенным негативным воздействием на окружающую среду".

Так получилось, что автор этой заметки живет в непосредственной близости от производственных зданий. "Негативное воздействие" было особенно заметно в восьмидесятые годы, когда каждый вечер около 20 часов в атмосферу выбрасывались вещества, запах которых накрывал и без того не самую экологически чистую Московскую улицу. Обеспокоенные жители близлежащих домов написали об этом в городскую газету и получили успокоительный ответ: мол, не волнуйтесь, эти вещества безвредны для здоровья.

Честно говоря, это не очень-то успокоило. Правда, с течением лет меры были приняты, запах стал менее заметным, но нельзя сказать, чтобы исчез совсем. Многочисленные трубы продолжают работать:




Конечно, на закате это выглядит впечатляюще:




И все-таки в центре огромного города такое зрелище восторга не вызывает.

Ассортимент продукции представлен на сайте предприятия , но своеобразным передвижным каталогом могут служить и заводские автомобили:







Около 40% производимых лекарственных средств продается в Беларуси, 60% - в странах СНГ (прежде всего, в России) и дальнем зарубежье. Девиз "Технологии на службе здоровья" планируется реализовывать и в будущем – привлечением инвестиций для реконструкции производственных зданий, освоения нового оборудования и выпуска современных лекарственных средств.

С днем рождения! И так держать!

Автор признателен Павлу Ростовцеву за предоставление снимков довоенного и военного времени.

←Белорусские пограничники в 2014 году задержали 5 тысяч нарушителей госграницы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика