Школа, где слушают "Закон Божий" и поют молитвы: "Мы хотим показать, что все в этом мире не просто так"
04.11.2014 19:29
—
Новости Общества
В воскресной школе Минского прихода в честь иконы Божьей Матери идут занятия. В младшей группе – урок рисования. С помощью сухих листьев дети изображают на бумаге осенний пейзаж. От светской школы это занятие отличает лишь музыка со своеобразным текстом:
Воскресным утром к храму на Притыцкого спешат прихожане разных возрастов. Среди них немало малышей – на вид первоклашек и второклашек. Часть выходного дня они проведут не за просмотром мультфильмов, а за партой – их ожидает 3 урока по 35 минут с небольшими переменами. Несмотря на школьный распорядок, воскресную школу нельзя считать учебным заведением, поясняет клирик прихода, протодьякон отец Ярослав. По его словам, это скорее клуб по интересам после воскресного богослужения, поскольку за 2 часа в неделю невозможно дать глубокие знания.
В этом году в школу при приходе записались больше 400 человек (в конце 90-х их было 700-800). Желающих разбили на группы: получилось девять классов для младших школьников, три – для подростков и три – для взрослой аудитории (от 17 и до бесконечности). Ходить на занятия можно несколько лет подряд: учебная программа будет отличаться. Около трети записавшихся традиционно отсеиваются спустя месяц-два.
Расписание уроков висит в холле одного из помещений церковного комплекса, который считается учебным. В воскресенье здесь можно наблюдать настоящий аншлаг. Прихожане пьют чай со свежей выпечкой, читают церковные книги, общаются.
На экране компьютера – картинка по теме изгнания Адама и Евы из рая. Маргарита объясняет детям, кто на ней изображен, и комментирует: "Расстроились Адам и Ева, и так они сильно плакали, что у них, наверное, были целые лужи слез. А когда еще лужи бывают? Правильно, от дождика".
Ребята становятся в круг и танцуют под песню о злой туче, которую наказали за плохие поступки, довели до слез, а потом простили. Учитель объясняет, что это часть воспитательного процесса. Дети должны понять, что за плохим поступком следует расплата, а за раскаянием – прощение.
– Церковную тему таким маленьким детям мы даем очень дозировано. Сегодня по картинкам они повторяли дни творения, мультфильм будем смотреть об изгнании из рая Адама и Евы. Но чем старше ребенок становится, тем больше говорим о религии.
– Еще ведь и дети тоже бывают разные, – дополняет коллегу отец Ярослав. – К нам приходят дети обычных прихожан, это не значит, что они ходят в церковь целыми днями. Некоторые родители считают, что в воскресной школе их детей научат добру, научат не обижать других, любить родителей. Вот он привел ребенка в школу – отдал на три урока и через 2 часа получил идеально воспитанного. Конечно, это не так.
Переходим в другую группу для младших школьников. Учитель задает детям философский вопрос: что бы они делали, если бы Бог сотворил всех одинаковыми? Ребята делятся рассуждениями. Педагог Юлия Леонович считает, что таким образом она показывает детям красоту мира и доказывает, что "все в этом мире не просто так". Сама она выходец из этой воскресной школы – ходила сюда около 5 лет. Вернулась в качестве преподавателя "для души": ей это нравится.
В коридоре наблюдаем толпу из родителей, которые ждут возле двери своих детей. У каждого из них свой мотив, из-за которого они привели сюда ребенка.
– Мы живем поблизости и очень давно ходим в храм, – рассказывает мама маленькой Варвары Светлана Курсевич. – Я хочу, чтобы ребенок получил какое-то осознание того, что в жизни, наверное, нет смысла более важного, чем Бог. Без веры жить совершенно невозможно в этом мире.
– Я привела сюда ребенка, потому что здесь, наверное, лучше расскажут про Бога, чем мама дома, кто такой, откуда, почему, – многодетную маму Алесю Пасько прерывает ее сын Арсений неожиданной фразой "сначала было слово Божье". Что это значит, отвечать мальчик не захотел и спрятался за маму.
Вокальные способности детей мы могли оценить во время импровизированного "крестного хода". Один из уроков учитель решил провести на колокольне, которая является частью церковного комплекса. По пути ребята восславляли Бога в молитве: "Слава тебе, Боже, слава тебе".
Попробовать себя звонарем смогли не все. Леша ужасно боится высоты, поэтому предпочел остаться внизу. Пользуясь возможностью, мы расспросили его про Бога.
– Бог – это самый главный человек, он создал землю, он защищает нас. И если ты будешь плохо себя вести, он больше никогда не будет тебя защищать, – рассказывая об этом, мальчик разволновался и стал немного заикаться. – Надо себя хорошо вести, не обижать девочек ни в коем случае, наоборот, защищать, а плохие мальчики всегда бьются.
Подростки изучают религиозные науки уже на более серьезном уровне. На 3-ем уроке по традиции мальчишек и девчонок разделяют. Для будущих мужчин организован военно-патриотический клуб, где на примере святых ребята "учатся мужеству", изучают строевую подготовку, практикуются в стрельбе. Для девочек в это время идет урок домоводства: вышивание, кулинария, консультация медиков, уроки этикета. Кроме того, ребята могут посещать "медиачас" – учиться основам журналистского мастерства.
Каждое занятие начинается и заканчивается молитвой. Мы заходим в аудиторию и погружаемся в атмосферу тишины и порядка. Преподаватель – студент богословского училища – рассказывает о том, что такое символ веры и как он идентифицирует православных. Прихожане внимательно слушают и конспектируют.
Протоиерей Олег Шульгин по образованию физик. Читая "нравственное богословие", он соединяет религию и науку.
– Что произойдет с нашей Вселенной, если не придет Господь раньше? Что с ней сейчас происходит? Она расширяется. Будет ли она все время расширяться или когда-нибудь этот процесс остановится? Мы об этом не знаем. <…> Если средняя плотность Вселенной превзойдет критическую, она схлопнется и будет большой взрыв наоборот. Нам это не понравится. Тот вариант, что Вселенная не схлопнется, а будет все время расширяться, нам тоже не понравится. Потому что звезды погаснут, энергии не будет, мы будем бесконечно долго замерзать. Два сценария – и оба неблагоприятные, то есть Господь не оставляет нам ничего, кроме покаяния.
Любовь Громыко преподает христианскую эстетику и историю православной церкви с начала 90-х, когда на месте прихода стояли палатки. Для нее воскресная школа – это не обязанность, а "жизненное пространство".
– Я вообще-то росла атеистом, но меня спасала любовь к красоте храмов наших русских (я хотела чуть ли не целовать их стены) и любовь к иконе (обязанность для искусствоведа). С особым удовольствием я работаю с молодежью, когда они проявляют любознательность. Столько верующих молодых людей, как сейчас, раньше можно было встретить только в монастырях.
– Вот, например, про символ веры: раньше я воспринимал это просто как молитву, а это оказывается целый раздел катехизиса. Сейчас мы будем изучать, что значит каждое слово в этой молитве.
Марина Мазур также посещает воскресную школу параллельно с занятиями ребенка. Желание пойти в церковь у нее оформилось не сразу, а после жизненных потрясений. Несмотря на убежденность Марины в правильности выбранного пути, супруг ее не поддерживает. Свекровь также отреагировала не лучшим образом, но прихожанка непреклонна.
– Сейчас ведь очень много разных соблазнов, грязи, спайсы опять же. А я хочу вырастить ребенка духовно развитого, просто хорошего человека. И сама хочу развиваться в этом направлении, тоже, наверное, много было грехов.
Не все занятия проходят в формате лекции. Отец Ярослав проводит уроки литургики в так называемом "учебном храме". В нем нет иконостаса, благодаря чему можно видеть все, что во время службы обычно происходит "за закрытыми царскими вратами".
– Там я могу показать, откуда пошли те или иные традиции, откуда такой устав, какие используются предметы обихода или облачения. По воскресеньям в этом храме проходит богослужение для детей. Дети помогают на службе, выходят со свечами, сами поют и читают.
Для тех, кто учится, занятия условно бесплатны. Слушатели воскресной школы могут сделать добровольное пожертвование, исходя из своих возможностей. Отец Ярослав отказался комментировать размеры сумм, которые приносят прихожане: “Мы особенно это не отслеживаем”. При нас прихожанка передала администратору 100 тыс. рублей. Если слушатели отказываются платить, рассказывает клирик прихода, это администрацию не смущает. “Нам что – жалко что ли? Пусть пользуются”. Для записи в школу не требуют свидетельства о крещении.
Мы возвращаемся в класс, где ребята рисуют осень. Вместо песен о “веселых утятах” и “Антошке, который зовет копать картошку” они продолжают слушать серьезные тексты о Боге.
Что вкладывают в детей на занятиях в воскресной школе и зачем туда ходят взрослые, читайте в материале TUT.BY."Ангелы в небе высоком живут,
Богу всевышнему славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грезы детей".
Возраст слушателей – от 5 лет и до бесконечности
Воскресным утром к храму на Притыцкого спешат прихожане разных возрастов. Среди них немало малышей – на вид первоклашек и второклашек. Часть выходного дня они проведут не за просмотром мультфильмов, а за партой – их ожидает 3 урока по 35 минут с небольшими переменами. Несмотря на школьный распорядок, воскресную школу нельзя считать учебным заведением, поясняет клирик прихода, протодьякон отец Ярослав. По его словам, это скорее клуб по интересам после воскресного богослужения, поскольку за 2 часа в неделю невозможно дать глубокие знания. В этом году в школу при приходе записались больше 400 человек (в конце 90-х их было 700-800). Желающих разбили на группы: получилось девять классов для младших школьников, три – для подростков и три – для взрослой аудитории (от 17 и до бесконечности). Ходить на занятия можно несколько лет подряд: учебная программа будет отличаться. Около трети записавшихся традиционно отсеиваются спустя месяц-два.
Расписание уроков висит в холле одного из помещений церковного комплекса, который считается учебным. В воскресенье здесь можно наблюдать настоящий аншлаг. Прихожане пьют чай со свежей выпечкой, читают церковные книги, общаются.
Дети рисуют ангелов и смотрят мультфильмы об изгнании из рая
Мы попали на первый урок для младших школьников, который называют "Законом Божьим". Это основы различных духовных наук: житие святых, священное писание, этика и т.д. По словам педагога Маргариты Демидчук, подавать такую информацию нужно обязательно в игровой форме.На экране компьютера – картинка по теме изгнания Адама и Евы из рая. Маргарита объясняет детям, кто на ней изображен, и комментирует: "Расстроились Адам и Ева, и так они сильно плакали, что у них, наверное, были целые лужи слез. А когда еще лужи бывают? Правильно, от дождика".
Ребята становятся в круг и танцуют под песню о злой туче, которую наказали за плохие поступки, довели до слез, а потом простили. Учитель объясняет, что это часть воспитательного процесса. Дети должны понять, что за плохим поступком следует расплата, а за раскаянием – прощение.
– Церковную тему таким маленьким детям мы даем очень дозировано. Сегодня по картинкам они повторяли дни творения, мультфильм будем смотреть об изгнании из рая Адама и Евы. Но чем старше ребенок становится, тем больше говорим о религии.
– Еще ведь и дети тоже бывают разные, – дополняет коллегу отец Ярослав. – К нам приходят дети обычных прихожан, это не значит, что они ходят в церковь целыми днями. Некоторые родители считают, что в воскресной школе их детей научат добру, научат не обижать других, любить родителей. Вот он привел ребенка в школу – отдал на три урока и через 2 часа получил идеально воспитанного. Конечно, это не так.
“Мы хотим показать, что все в этом мире не просто так”
Переходим в другую группу для младших школьников. Учитель задает детям философский вопрос: что бы они делали, если бы Бог сотворил всех одинаковыми? Ребята делятся рассуждениями. Педагог Юлия Леонович считает, что таким образом она показывает детям красоту мира и доказывает, что "все в этом мире не просто так". Сама она выходец из этой воскресной школы – ходила сюда около 5 лет. Вернулась в качестве преподавателя "для души": ей это нравится. В коридоре наблюдаем толпу из родителей, которые ждут возле двери своих детей. У каждого из них свой мотив, из-за которого они привели сюда ребенка.
– Мы живем поблизости и очень давно ходим в храм, – рассказывает мама маленькой Варвары Светлана Курсевич. – Я хочу, чтобы ребенок получил какое-то осознание того, что в жизни, наверное, нет смысла более важного, чем Бог. Без веры жить совершенно невозможно в этом мире.
– Я привела сюда ребенка, потому что здесь, наверное, лучше расскажут про Бога, чем мама дома, кто такой, откуда, почему, – многодетную маму Алесю Пасько прерывает ее сын Арсений неожиданной фразой "сначала было слово Божье". Что это значит, отвечать мальчик не захотел и спрятался за маму.
"Бог – это самый главный человек, он защищает нас"
На втором уроке школьники занимаются творчеством. Они воплощают в рисунке, лепке, аппликациях то, что изучили во время "Закона Божьего". Третий урок – это всегда пение. Ребята упражняются в исполнении основных молитв и не только. Как дирижер и хоровик отец Ярослав ставит перед преподавателями задачу – научить ребят поддерживать хоровое пение в церкви.Вокальные способности детей мы могли оценить во время импровизированного "крестного хода". Один из уроков учитель решил провести на колокольне, которая является частью церковного комплекса. По пути ребята восславляли Бога в молитве: "Слава тебе, Боже, слава тебе".
Попробовать себя звонарем смогли не все. Леша ужасно боится высоты, поэтому предпочел остаться внизу. Пользуясь возможностью, мы расспросили его про Бога.
– Бог – это самый главный человек, он создал землю, он защищает нас. И если ты будешь плохо себя вести, он больше никогда не будет тебя защищать, – рассказывая об этом, мальчик разволновался и стал немного заикаться. – Надо себя хорошо вести, не обижать девочек ни в коем случае, наоборот, защищать, а плохие мальчики всегда бьются.
Подростки изучают религиозные науки уже на более серьезном уровне. На 3-ем уроке по традиции мальчишек и девчонок разделяют. Для будущих мужчин организован военно-патриотический клуб, где на примере святых ребята "учатся мужеству", изучают строевую подготовку, практикуются в стрельбе. Для девочек в это время идет урок домоводства: вышивание, кулинария, консультация медиков, уроки этикета. Кроме того, ребята могут посещать "медиачас" – учиться основам журналистского мастерства.
Взрослые слушают лекции о литургике и богословии
Во время уроков для детей часть родителей, чтобы не коротать час под дверью, посещают взрослую группу. Другие прихожане приходят на занятия осознанно для себя. На лекциях они изучают более серьезные предметы: основы Священного писания, Катехизиса, литургику, нравственное богословие, историю церкви.Каждое занятие начинается и заканчивается молитвой. Мы заходим в аудиторию и погружаемся в атмосферу тишины и порядка. Преподаватель – студент богословского училища – рассказывает о том, что такое символ веры и как он идентифицирует православных. Прихожане внимательно слушают и конспектируют.
Протоиерей Олег Шульгин по образованию физик. Читая "нравственное богословие", он соединяет религию и науку.
– Что произойдет с нашей Вселенной, если не придет Господь раньше? Что с ней сейчас происходит? Она расширяется. Будет ли она все время расширяться или когда-нибудь этот процесс остановится? Мы об этом не знаем. <…> Если средняя плотность Вселенной превзойдет критическую, она схлопнется и будет большой взрыв наоборот. Нам это не понравится. Тот вариант, что Вселенная не схлопнется, а будет все время расширяться, нам тоже не понравится. Потому что звезды погаснут, энергии не будет, мы будем бесконечно долго замерзать. Два сценария – и оба неблагоприятные, то есть Господь не оставляет нам ничего, кроме покаяния.
Любовь Громыко преподает христианскую эстетику и историю православной церкви с начала 90-х, когда на месте прихода стояли палатки. Для нее воскресная школа – это не обязанность, а "жизненное пространство".
– Я вообще-то росла атеистом, но меня спасала любовь к красоте храмов наших русских (я хотела чуть ли не целовать их стены) и любовь к иконе (обязанность для искусствоведа). С особым удовольствием я работаю с молодежью, когда они проявляют любознательность. Столько верующих молодых людей, как сейчас, раньше можно было встретить только в монастырях.
"Наверное, много было грехов"
Молодых людей на лекции мы, на самом деле, встретили много. Александр Алексеев записал в воскресную школу сначала старшую дочку, потом младшую, а сейчас пришел и сам. Как он объясняет, захотелось разобраться в многообразии церковных понятий, которые малопонятны обычному человеку.– Вот, например, про символ веры: раньше я воспринимал это просто как молитву, а это оказывается целый раздел катехизиса. Сейчас мы будем изучать, что значит каждое слово в этой молитве.
Марина Мазур также посещает воскресную школу параллельно с занятиями ребенка. Желание пойти в церковь у нее оформилось не сразу, а после жизненных потрясений. Несмотря на убежденность Марины в правильности выбранного пути, супруг ее не поддерживает. Свекровь также отреагировала не лучшим образом, но прихожанка непреклонна.
– Сейчас ведь очень много разных соблазнов, грязи, спайсы опять же. А я хочу вырастить ребенка духовно развитого, просто хорошего человека. И сама хочу развиваться в этом направлении, тоже, наверное, много было грехов.
Не все занятия проходят в формате лекции. Отец Ярослав проводит уроки литургики в так называемом "учебном храме". В нем нет иконостаса, благодаря чему можно видеть все, что во время службы обычно происходит "за закрытыми царскими вратами".
– Там я могу показать, откуда пошли те или иные традиции, откуда такой устав, какие используются предметы обихода или облачения. По воскресеньям в этом храме проходит богослужение для детей. Дети помогают на службе, выходят со свечами, сами поют и читают.
Условно бесплатные занятия
У большинства учителей в этой воскресной школе – педагогическое образование. Чаще всего ими становятся активные прихожане. Но есть здесь и врач-педиатр, и радиоведущая, и священнослужитель. За свою работу педагоги получают зарплату. По словам клирика прихода, в среднем, это 300-400 тысяч рублей в месяц, как он объясняет, "на книжки" (преподавание 1-2 уроков в неделю). Некоторые учителя отказываются от денег, принося свое время в жертву храму.Для тех, кто учится, занятия условно бесплатны. Слушатели воскресной школы могут сделать добровольное пожертвование, исходя из своих возможностей. Отец Ярослав отказался комментировать размеры сумм, которые приносят прихожане: “Мы особенно это не отслеживаем”. При нас прихожанка передала администратору 100 тыс. рублей. Если слушатели отказываются платить, рассказывает клирик прихода, это администрацию не смущает. “Нам что – жалко что ли? Пусть пользуются”. Для записи в школу не требуют свидетельства о крещении.
Мы возвращаемся в класс, где ребята рисуют осень. Вместо песен о “веселых утятах” и “Антошке, который зовет копать картошку” они продолжают слушать серьезные тексты о Боге.