Вышиванка и васильки: какие любительские эскизы предлагали для ребрендинга "Белавиа"
03.11.2014 08:28
—
Новости Общества
Авиакомпания "Белавиа" официально объявила о начале ребрендинга, причем помогать перевозчику будут сотрудники Boeing. Интересно, что обратили внимание и на любительский проект минчанина Ильи Андреева - его решили пригласить к участию во встрече рабочей группы. Какие еще любительские проекты ребрендинга предлагались дизайнерами?
О ребрендинге "Белавиа" стали широко говорить с начала 2012 года, однако его реализация несколько затянулась, - в томительном ожидании дизайнеры сами стали предлагать концепты ливреи.
Интересно будет вспомнить, как выглядели белорусские самолеты на заре независимости страны. В 1995 году журнал "Мир авиации" сообщал: "Весь 1992 год белорусские самолеты продолжали летать в прежней, "союзной" окраске. К осени на машинах появилась крупная надпись "БЕЛАРУСЬ" и национальный бело-красно-белый флажок (для чего на киль пришлось нанести широкую синюю полосу), но с сохранением прежней регистрации и даже логотипом "АЭРОФЛОТ", правда, сильно уменьшившимся – словно все еще не веря, что СССР развалился". А уже с 1993 года появилась и привычная нам ливрея "Белавиа", - таким образом, ей уже более двух десятков лет.
В январе 2013 студия Ar Mods Design, занимающаяся созданием виртуальных объектов для авиасимуляторов, представила, как было сказано, "концепт ребрендинга Национальной авиакомпании Беларусии "БЕЛАВИА" 2013" (орфография сохранена). В качестве плюсов дизайна было отмечено следующее:
- цвета национального флага РБ;
- национальный орнамент;
- оригинальная и узнаваемая "птичка" на логотипе авиакомпании.
Надо сказать, что ливрея выглядит действительно самобытно. И, в самом деле, среди "вышиванки" на хвосте можно разглядеть и "птичку" из существующего логотипа авиаперевозчика. Любопытно, что "вышиванка" имеется не только на хвосте, но и на нижней части корпуса. Вдоль фюзеляжа и двигателей идут тонкие параллельные красная и зеленая линии. По левому борту надпись "Белавиа" выполнена кириллицей, по правому – латиницей, а вот регистрационный номер – несуществующий: R-912AR.
Видео: Armodsdesign
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Свежий проект от Ильи Андреева тоже показывает нам ливрею самолетов (Boeing 737-800), а в придачу – рекламный биллборд (на нем можно разглядеть адрес нерабочего сайта airbelarus.by). Мотивацию и толкование автор приводит такие:
"Во-первых, авиакомпания сейчас называется так, что непонятно откуда она прилетела. А во-вторых, от ее образа отчетливо отдает прошлым. Я бы назвал авиакомпанию Air Belarus (международно) и Авіялініі Беларусі / Авиалинии Беларуси (локально). Все истории с производными от названия страны (например, Belarusian Airlines) у неподготовленной аудитории вызовет вопрос типа "А? Откуда самолет?". И, думаю, разные люди могут найти разные ответы на этот вопрос. А мы же хотим сделать так, чтобы во всем мире название звучало одинаково. Знаком бы сделал аббревиатуру АБ, буквы которой соединяет между собой самолет. Мы про летать из А в Б на самолете".
Многим такое объяснение покажется весьма спорным. К слову, в списке десяти крупнейших по пассажиропотоку авиакомпаний мира четко выраженные названия стран или регионов встречаются только у четырех. В комментариях к рендерам пользователи пишут, что очень детализированное изображение цветка василька будет совершенно невнятно выглядеть при черно-белой печати или при маленьком размере (например, на авторучках и брелоках). Неудачными называют также шрифт и цветовой градиент надписи.
"Во-первых, авиакомпания сейчас называется так, что непонятно откуда она прилетела. А во-вторых, от ее образа отчетливо отдает прошлым. Я бы назвал авиакомпанию Air Belarus (международно) и Авіялініі Беларусі / Авиалинии Беларуси (локально). Все истории с производными от названия страны (например, Belarusian Airlines) у неподготовленной аудитории вызовет вопрос типа "А? Откуда самолет?". И, думаю, разные люди могут найти разные ответы на этот вопрос. А мы же хотим сделать так, чтобы во всем мире название звучало одинаково. Знаком бы сделал аббревиатуру АБ, буквы которой соединяет между собой самолет. Мы про летать из А в Б на самолете".
Многим такое объяснение покажется весьма спорным. К слову, в списке десяти крупнейших по пассажиропотоку авиакомпаний мира четко выраженные названия стран или регионов встречаются только у четырех. В комментариях к рендерам пользователи пишут, что очень детализированное изображение цветка василька будет совершенно невнятно выглядеть при черно-белой печати или при маленьком размере (например, на авторучках и брелоках). Неудачными называют также шрифт и цветовой градиент надписи.
На самолете можно заметить несуществующий регистрационный номер EW-500PA, но он имитирует реальные регномера "Белавиа"
Осенью 2012 года сама авиакомпания "Белавиа" проводила любительский конкурс на логотип, который бы использовался в качестве аватарки на страницах авиакомпании в соцсетях. Среди предложенных работы были и варианты с васильком. Некоторые из вариантов оказались не лишены интереса.
В конкурсе победила работа Светланы Дрозд (в правом верхнем углу)
В качестве шутливого ответа на этот конкурс дизайнер Вадим Шмыгов разработал свой собственный вариант логотипа со слоганом. Свою идею он прокомментировал так: "Хорошие дизайнеры не станут тратить время на участие в подобных мероприятиях, у них достаточно оплачиваемой работы. Значит, в нем будут участвовать непрофессионалы. Да и работы в любом случае будут оцениваться неспециалистами, которые из треша выберут самый трешевый вариант".
Мотивы национальных узоров использовались в логотипе белорусской авиакомпании Bel-Air (не путать со швейцарской авиакомпанией Belair и датской Bel Air), работавшей в 1992-1999 годах. Журнал "Мир авиации" писал в 1995-м: "Лайнеры Belair, окрашенные в национальные цвета, выделяются среди остальных своей элегантностью".
В 2013 году на экраны вышел фильм World War Z (в русском прокате – "Война миров Z") про многочисленных зомби, с достаточно "трешовым" сюжетом. Сюжет книги 2006 года, по которой снят фильм, еще более чуден. В частности, Россия становится тоталитарной монархией, поглощает Беларусь и планирует захватить Украину. Так вот, в фильме, несмотря на всеобщий апокалипсис и миллионы обезумевших зомби, исправно продолжает работать авиакомпания Belarus Airways. Герой Брэда Питта летит на самолете Airbus A310-304 этой компании из Иерусалима в Кардифф. Для айдентики компании почему-то выбрали синий и оранжевый цвета, которые больше подходят армянской Armavia, нежели белорусскому перевозчику. Там же, в Иерусалимсокм аэропорту, стоят самолеты вымышленных авиакомпаний Air Impala и Sapphire IV.
В прошлом году заместитель генерального директора "Белавиа" Николай Чергинец рассказал нам в интервью по поводу любительских проектов ребрендинга:
"Не секрет, мы хотим провести ребрендинг. Но, если совсем просто сказать, то руки не доходят. Потому что если просто перекрасить самолеты, то это не ребрендинг. При ребрендинге меняется все: и философия компании, и сервис, и потом уже это находит отражение во внешних проявлениях: визитках, бланках авиакомпании, ливрее или форме бортпроводников", - заявил гендиректор.
По словам Чергинца, торопиться в этом вопросе не стоит: "Мы проводили встречи, участвовало 7-8 компаний, они делали нам предложения; некоторые из них предлагали варианты, рисунки, хотя мы и не требовали их. Создается рабочая группа из наших сотрудников и сотрудников компании-партнера, и они пытаются понять наши традиции, наше понимание авиации, и на встречах они стараются выработать видение ребрендинга. Но нельзя сказать, что приходит какая-то компания и говорит: нате вам, мол, новый логотип, новый цвет, используйте вот это. Если кто-то себе представляет, что именно так происходит ребрендинг, - то это непрофессиональный подход, и с вероятностью в 90% такой подход приведет к провалу, и лучше уж тогда совсем этим не заниматься. Мы понимаем, ребрендинг нужно делать однозначно, но категорически против того, чтобы быстро сделать и чтобы в результате стало еще хуже. А то, что там гуляет в интернете, орнаменты эти, - это люди что-то за пару минут рисуют на компьютере; хотят поиграться – пусть рисуют. Можно провести такие конкурсы, чтобы интерес к "Белавиа" подогреть, но это не ребрендинг".
"Не секрет, мы хотим провести ребрендинг. Но, если совсем просто сказать, то руки не доходят. Потому что если просто перекрасить самолеты, то это не ребрендинг. При ребрендинге меняется все: и философия компании, и сервис, и потом уже это находит отражение во внешних проявлениях: визитках, бланках авиакомпании, ливрее или форме бортпроводников", - заявил гендиректор.
По словам Чергинца, торопиться в этом вопросе не стоит: "Мы проводили встречи, участвовало 7-8 компаний, они делали нам предложения; некоторые из них предлагали варианты, рисунки, хотя мы и не требовали их. Создается рабочая группа из наших сотрудников и сотрудников компании-партнера, и они пытаются понять наши традиции, наше понимание авиации, и на встречах они стараются выработать видение ребрендинга. Но нельзя сказать, что приходит какая-то компания и говорит: нате вам, мол, новый логотип, новый цвет, используйте вот это. Если кто-то себе представляет, что именно так происходит ребрендинг, - то это непрофессиональный подход, и с вероятностью в 90% такой подход приведет к провалу, и лучше уж тогда совсем этим не заниматься. Мы понимаем, ребрендинг нужно делать однозначно, но категорически против того, чтобы быстро сделать и чтобы в результате стало еще хуже. А то, что там гуляет в интернете, орнаменты эти, - это люди что-то за пару минут рисуют на компьютере; хотят поиграться – пусть рисуют. Можно провести такие конкурсы, чтобы интерес к "Белавиа" подогреть, но это не ребрендинг".