Почему себестоимость посещения общественного туалета вдвое выше себестоимости проезда?
25.10.2014 11:10
—
Новости Общества
В минувшем мае общественные туалеты в Минске подорожали сразу на четверть – и все равно при этом взимаемая сумма покрывала лишь треть издержек. Сообщалось, что до наступления отопительного сезона повышать стоимость посещения не будут. Отопление включили – что ждет туалеты? И почему себестоимость одного похода по нужде вдвое превышает себестоимость одной поездки в общественном транспорте?
Почти три года назад, в декабре 2011-го, директор предприятия "Малые архитектурные формы" Олег Мехедко рассказывал, что себестоимость посещения одного общественного туалета – 5000 рублей, сама услуга тогда стоила для горожан 1200 рублей, то есть окупаемость составляла всего около 25%. По свежим майским данным окупаемость достигла 30%. А что сейчас?
Экономист УП "Малые архитектурные формы" Юлия Бойкова рассказала, что сейчас себестоимость одного посещения общественного туалета составляет 13,5 тысяч рублей. Получается, что при нынешней цене за услугу в 5000 рублей заведения окупаются на 37%. Напомним, себестоимость одной поездки в метро в начале года составляла всего 5 тысяч рублей.
В туалетную себестоимость входят несколько параметров. Около 60% приходится на обслуживающий персонал: уборщиков и кассиров. Иногда один туалет, в зависимости от его размеров и посещаемости, обслуживают до 5-6 уборщиц; всего их на предприятии работает 78 человек, кассиров – 128 (бывают туалеты, в которых на мужское и женское отделение приходится свой кассир). И уборщики, и кассиры получают, по словам Юлии Антоновны, примерно по 3 миллиона рублей в месяц.
УП "МАФ" и находящиеся в его ведении общественные туалеты не освобождены от налоговой нагрузки – предприятие платит налог на зарплату, земельный налог, отчисления в фонд социальной защиты. На налоги приходится 22,5% себестоимости.
Требования санитарных норм города обязывают проводить влажную уборку, применять дезинфицирующие и дезодорирующие средства, зимой - убирать снег. В себестоимость заложены и расходные материалы: туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца; горячая и холодная вода; канализация.
Приходится оплачивать и услуги сторонних организаций: утилизацию мусора, например, или перевозку оборудования. Накладные расходы включают оплату услуг сантехников, электриков, столяров, плотников, - то есть, штат специалистов, которых тоже приходится содержать предприятию. Также в себестоимость заложена амортизация основных средств. Все общехозяйственные расходы составляют 3,5% себестоимости.
Отопительный сезон стартовал, но повышать цену услуги пока не планируется: теперешние 5000 рублей являются довольно приличной суммой за такую услугу. Если взвинтить ценник еще выше, то не исключено, что граждане начнут активно посещать кусты и подворотни, нежели заведения, специально для этого предназначенные.
На некоторых станциях метро находятся общественные туалеты, неподконтрольные ни самому метрополитену, ни УП "МАФ", - там стоимость посещения составляет 4500 рублей. На железнодорожном вокзале цена услуги еще ниже: 2500 рублей. Если и на вокзале поднимут цену до пяти тысяч рублей, то народ еще более активно станет искать укромные уголки в районе 17-го пути. Юлия Бойкова говорит, что напрямую сравнивать вокзал и "МАФ" не стоит: БЖД – прибыльное предприятие, а вокзал – это "город в городе", и даже с существующей сегодня ценой на посещение вокзального туалета "железка" вряд ли терпит убытки. А "Малые архитектурные формы" на хозрасчет не переведешь и рекламные модули на стенах кабинок вешать не станешь, поэтому повышение стоимости услуги – это снижение нагрузки на бюджет. А на будущий год ассигнования обещали урезать…
Любопытно, что сегодняшняя себестоимость проезда в метро (5-6 тысяч рублей) включает в себя около 30-35 параметров, включая затраты на содержание составов метро, на их ремонт и обслуживание, на зарплату машинистам (которые зарабатывают втрое больше кассиров туалетов) и, наконец, на содержание тех же служебных туалетов на станциях метро. Как так получается, что обслуживать станцию подземки выходит дешевле, чем отдельно стоящий туалет? Во многом это зависит от посещаемости: подземка за сутки перевозит 850 тысяч человек, а поток на отдельных станциях превышает 60 тысяч человек в день. Небольшая стоимость жетончика, помноженная на сотни тысяч пассажиров-плательщиков, и позволяет содержать все большое метрохозяйство. Туалеты же работают с очень разной нагрузкой. Летом, например, когда горожане активно ходят в парки, посещаемость туалета может достигать нескольких сотен в день. Самые посещаемые туалеты – в парках Горького и Челюскинцев, на улицах Гикало, Суражской и Судмалиса. Последний – один из туалетов со стабильной и примерно одинаковой посещаемостью круглый год, потому что находится возле железнодорожной станции Минск-Восточный, - в среднем за сутки проходит всего около 100 человек. Но все же себестоимость нельзя привязывать к посещаемости напрямую, ведь когда сезон аттракционов проходит, парковые туалеты закрывают, однако их обслуживание продолжается: нужно следить за водопроводом, электрикой, сантехникой.
Заместитель директора "Малых архитектурных форм" по содержанию, обслуживанию и благоустройству Людмила Гриневич рассказывает: в 2005 году решением Мингорисполкома все туалеты, которые принадлежали районным "Ремавтодорам" (по 5-6 штук на каждый), передали на баланс "МАФ". К тому времени большинство из них были закрыты, но со временем почти все, кроме самых запущенных, восстановили. Примерно половина из них были бесплатными, но, поясняет Людмила Юрьевна, в этих заведениях очень быстро наступала антисанитария, а вороватые посетители откручивали унитазы и даже отковыривали кафельную плитку, поэтому пришлось сделать их платными. Сегодня у предприятия 74 общественных туалета, из них двадцать модульных; два туалета – на улицах Филимонова и Авангардной – бесплатные: окружающие дома барачного типа, лишенные собственных санузлов, пока еще не расселены.
Еще около 30-40 минских туалетов принадлежит другим организациям, ведомствам и министерствам. В июле прошлого года Николай Ладутько был недоволен тем, что из 15 проданных туалетов работают только четыре. Считается, что санитарный стандарт будет выполняться, если одно отхожее место приходится на тысячу жителей. Подсчитать, сколько туалетов в городе, довольно сложно из-за того, что уборные кафе, кинотеатров, поликлиник, вузов, автозаправок, гипермаркетов тоже можно приравнять к общественным, хотя доступ к ним не всегда прост. Тем более что в начале 2012 года в Минске вопреки здравому смыслу отменили постановление, обязывающее пускать в туалеты кафе и ресторанов не только посетителей, но и людей с улицы. Хорошо хоть, удалось отстоять общественные туалеты, размещенные в жилых домах: в начале 2009-го Генеральная прокуратура направила в Мингорисполком требование закрыть такие заведения, ибо они нарушают санитарные правила. Любопытно, что еще в 2008-м мэр Минска Михаил Павлов подписал решение №2934 "О размещении общественных туалетов в г. Минске", согласно которому в 2009-2012 годах по городу должны были построить 38 новых общественных туалетов и установить 41 модульный туалет, но это решение почти целиком так и осталось лишь на бумаге. Список трех десятков общественных туалетов столицы можно посмотреть здесь, а изучить гид по уборным – в этом фоторепортаже.
Интересно, что проблема невероятно высокой себестоимости туалетов стоит не только в Минске, но и, например, в Санкт-Петербурге. Так, в 2006 году затраты на одного посетителя уборной составляли 49,3 рубля при себестоимости поездки на метро в 14 рублей (жетончик стоил 12 рублей: уже много лет его цена стоит примерно на уровне себестоимости одной поездки). Три года спустя посещение туалета стоило 15 рублей при себестоимости около 100 рублей, поездка на метро же стоила 20 рублей.
Почти три года назад, в декабре 2011-го, директор предприятия "Малые архитектурные формы" Олег Мехедко рассказывал, что себестоимость посещения одного общественного туалета – 5000 рублей, сама услуга тогда стоила для горожан 1200 рублей, то есть окупаемость составляла всего около 25%. По свежим майским данным окупаемость достигла 30%. А что сейчас?
Экономист УП "Малые архитектурные формы" Юлия Бойкова рассказала, что сейчас себестоимость одного посещения общественного туалета составляет 13,5 тысяч рублей. Получается, что при нынешней цене за услугу в 5000 рублей заведения окупаются на 37%. Напомним, себестоимость одной поездки в метро в начале года составляла всего 5 тысяч рублей.
В туалетную себестоимость входят несколько параметров. Около 60% приходится на обслуживающий персонал: уборщиков и кассиров. Иногда один туалет, в зависимости от его размеров и посещаемости, обслуживают до 5-6 уборщиц; всего их на предприятии работает 78 человек, кассиров – 128 (бывают туалеты, в которых на мужское и женское отделение приходится свой кассир). И уборщики, и кассиры получают, по словам Юлии Антоновны, примерно по 3 миллиона рублей в месяц.
УП "МАФ" и находящиеся в его ведении общественные туалеты не освобождены от налоговой нагрузки – предприятие платит налог на зарплату, земельный налог, отчисления в фонд социальной защиты. На налоги приходится 22,5% себестоимости.
Требования санитарных норм города обязывают проводить влажную уборку, применять дезинфицирующие и дезодорирующие средства, зимой - убирать снег. В себестоимость заложены и расходные материалы: туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца; горячая и холодная вода; канализация.
Приходится оплачивать и услуги сторонних организаций: утилизацию мусора, например, или перевозку оборудования. Накладные расходы включают оплату услуг сантехников, электриков, столяров, плотников, - то есть, штат специалистов, которых тоже приходится содержать предприятию. Также в себестоимость заложена амортизация основных средств. Все общехозяйственные расходы составляют 3,5% себестоимости.
Отопительный сезон стартовал, но повышать цену услуги пока не планируется: теперешние 5000 рублей являются довольно приличной суммой за такую услугу. Если взвинтить ценник еще выше, то не исключено, что граждане начнут активно посещать кусты и подворотни, нежели заведения, специально для этого предназначенные.
На некоторых станциях метро находятся общественные туалеты, неподконтрольные ни самому метрополитену, ни УП "МАФ", - там стоимость посещения составляет 4500 рублей. На железнодорожном вокзале цена услуги еще ниже: 2500 рублей. Если и на вокзале поднимут цену до пяти тысяч рублей, то народ еще более активно станет искать укромные уголки в районе 17-го пути. Юлия Бойкова говорит, что напрямую сравнивать вокзал и "МАФ" не стоит: БЖД – прибыльное предприятие, а вокзал – это "город в городе", и даже с существующей сегодня ценой на посещение вокзального туалета "железка" вряд ли терпит убытки. А "Малые архитектурные формы" на хозрасчет не переведешь и рекламные модули на стенах кабинок вешать не станешь, поэтому повышение стоимости услуги – это снижение нагрузки на бюджет. А на будущий год ассигнования обещали урезать…
Любопытно, что сегодняшняя себестоимость проезда в метро (5-6 тысяч рублей) включает в себя около 30-35 параметров, включая затраты на содержание составов метро, на их ремонт и обслуживание, на зарплату машинистам (которые зарабатывают втрое больше кассиров туалетов) и, наконец, на содержание тех же служебных туалетов на станциях метро. Как так получается, что обслуживать станцию подземки выходит дешевле, чем отдельно стоящий туалет? Во многом это зависит от посещаемости: подземка за сутки перевозит 850 тысяч человек, а поток на отдельных станциях превышает 60 тысяч человек в день. Небольшая стоимость жетончика, помноженная на сотни тысяч пассажиров-плательщиков, и позволяет содержать все большое метрохозяйство. Туалеты же работают с очень разной нагрузкой. Летом, например, когда горожане активно ходят в парки, посещаемость туалета может достигать нескольких сотен в день. Самые посещаемые туалеты – в парках Горького и Челюскинцев, на улицах Гикало, Суражской и Судмалиса. Последний – один из туалетов со стабильной и примерно одинаковой посещаемостью круглый год, потому что находится возле железнодорожной станции Минск-Восточный, - в среднем за сутки проходит всего около 100 человек. Но все же себестоимость нельзя привязывать к посещаемости напрямую, ведь когда сезон аттракционов проходит, парковые туалеты закрывают, однако их обслуживание продолжается: нужно следить за водопроводом, электрикой, сантехникой.
Заместитель директора "Малых архитектурных форм" по содержанию, обслуживанию и благоустройству Людмила Гриневич рассказывает: в 2005 году решением Мингорисполкома все туалеты, которые принадлежали районным "Ремавтодорам" (по 5-6 штук на каждый), передали на баланс "МАФ". К тому времени большинство из них были закрыты, но со временем почти все, кроме самых запущенных, восстановили. Примерно половина из них были бесплатными, но, поясняет Людмила Юрьевна, в этих заведениях очень быстро наступала антисанитария, а вороватые посетители откручивали унитазы и даже отковыривали кафельную плитку, поэтому пришлось сделать их платными. Сегодня у предприятия 74 общественных туалета, из них двадцать модульных; два туалета – на улицах Филимонова и Авангардной – бесплатные: окружающие дома барачного типа, лишенные собственных санузлов, пока еще не расселены.
Еще около 30-40 минских туалетов принадлежит другим организациям, ведомствам и министерствам. В июле прошлого года Николай Ладутько был недоволен тем, что из 15 проданных туалетов работают только четыре. Считается, что санитарный стандарт будет выполняться, если одно отхожее место приходится на тысячу жителей. Подсчитать, сколько туалетов в городе, довольно сложно из-за того, что уборные кафе, кинотеатров, поликлиник, вузов, автозаправок, гипермаркетов тоже можно приравнять к общественным, хотя доступ к ним не всегда прост. Тем более что в начале 2012 года в Минске вопреки здравому смыслу отменили постановление, обязывающее пускать в туалеты кафе и ресторанов не только посетителей, но и людей с улицы. Хорошо хоть, удалось отстоять общественные туалеты, размещенные в жилых домах: в начале 2009-го Генеральная прокуратура направила в Мингорисполком требование закрыть такие заведения, ибо они нарушают санитарные правила. Любопытно, что еще в 2008-м мэр Минска Михаил Павлов подписал решение №2934 "О размещении общественных туалетов в г. Минске", согласно которому в 2009-2012 годах по городу должны были построить 38 новых общественных туалетов и установить 41 модульный туалет, но это решение почти целиком так и осталось лишь на бумаге. Список трех десятков общественных туалетов столицы можно посмотреть здесь, а изучить гид по уборным – в этом фоторепортаже.
Интересно, что проблема невероятно высокой себестоимости туалетов стоит не только в Минске, но и, например, в Санкт-Петербурге. Так, в 2006 году затраты на одного посетителя уборной составляли 49,3 рубля при себестоимости поездки на метро в 14 рублей (жетончик стоил 12 рублей: уже много лет его цена стоит примерно на уровне себестоимости одной поездки). Три года спустя посещение туалета стоило 15 рублей при себестоимости около 100 рублей, поездка на метро же стоила 20 рублей.