Есть ли жизнь за МКАД? Репортаж из "белорусской Швейцарии": "Работа в Минске для нас - удовольствие недешевое"
25.10.2014 08:55
—
Новости Общества
Из всех спутников Логойск выделяется необычным природным ландшафтом – неслучайно многие ассоциируют этот город с горнолыжным курортом. А еще здесь немало источников родниковой воды, за которой в выходные тянутся вереницы машин из Минска. Именно природную красоту больше всего ценит в своем городе Ольга Лукшиц. По профессии она биолог, работает в общественной организации "Ахова птушак Бацькаўшчыны". За неимением дома работы по профилю в столице ей приходится бывать каждый будний день. Но вечером она с радостью уезжает подальше от "бетонных джунглей".Логойск официально стал городом в 1998 году.
Расстояние от Минска: 36 км.
Население: 12 тыс. человек.
Жилищный фонд: равное соотношение усадебной и многоэтажной застройки.
Инфраструктура: 3 школы, 4 детских сада, больница, ресторан, несколько кафе, два ФОК с бассейном и тренажерными залами, рядом – горнолыжные комплексы "Логойск" и "Силичи".
Условия в частном секторе здесь довольно комфортные – центральная канализация, природный газ, асфальтированная дорога, поэтому менять жизнь в своем доме на съемную квартиру наша героиня смысла не видит. Кроме того, 4 месяца в году она проводит в экспедициях по Узбекистану и не хочет лишний раз "переезжать с места на место".
Минская улица и универсам "Минский"
Знакомство с Логойском мы начали с улицы Минской и универсама "Минский" – словно и не было этих 36 километров по витебской трассе.По словам Ольги Лукшиц, эта часть города сейчас активно развивается благодаря столичной силе притяжения. В период повсеместного льготного кредитования здесь (да и вообще в Логойске) построили немало новеньких пятиэтажек. Недавно расширили главную дорогу – на 2 полосы. А вот про хвост спутника – ближе к Плещеницам – отчасти забыли, хотя и там сейчас строится небольшой коттеджный поселок.
С новостройками в "минском" районе города соседствуют дома 80-90-х годов. Как рассказала нам Ольга, строились они для работников большого завода оборонной промышленности, который должен был расположиться именно здесь. Союз развалился, а завод так и не был введен в строй.
Старые дома в городе выглядят изрядно пошарпанными – по ним давно плачет капитальный ремонт. Зато у местных жителей нет проблем с парковкой: выбирай любое понравившееся место.
Ольга Лукшиц указывает на большое поле в сторону от дороги. По слухам, здесь должны построить еще один большой квартал с пятиэтажками. Кого примут новые дома – минчан или логойчан, – собеседница точно не знает. Но ей не очень нравится идея с массовым переселением сюда жителей столицы. Негативный пример совсем рядом – Боровляны. "Был небольшой поселок, а теперь там сложно припарковаться, невозможно найти для ребенка место в детском саду, люди возят детей в Зеленый Луг".
Транспортная недоступность
Повторение сценария Боровлян в своем городе Ольга Лукшиц считает в ближайшей перспективе маловероятным. Все дело в транспортной доступности (или недоступности) города. Это единственный из шести названных правительством спутников, в который нельзя добраться на электричке. По мнению собеседницы, этот недостаток одним махом перечеркивает многие достоинства города.– Когда есть электричка, это совсем другой вопрос. Во-первых, это почти бесплатно в нашей стране. А во-вторых, человек знает, что электричка отправляется в определенное время, он приходит на вокзал и точно уверен, что уедет домой. С маршрутками совсем по-другому. Может оказаться меньше посадочных мест, очередь, ты пропустишь одну машину, придется ждать следующую. А это неприятно, особенно когда на улице холодно.
Маршрутки из Логойска в Минск курсируют довольно часто – почти каждые полчаса, но едут долго – больше часа по "старой дороге" (Ольга предполагает, что часть М3 для перевозчиков стала платной, отсюда и выбор маршрута). Из Логойска можно добраться в столицу также на автобусе, но в этом случае времени на дорогу уйдет еще больше.
Ольга Лукшиц отмечает еще одну проблему: в связи с закрытием Московского автовокзала из Минска маршрутки отправляются теперь с автостанции на Славинского. А это куда менее удобно: если раньше подъехать к вокзалу можно было на метро, то теперь нужно садиться на автобус.
Жители Логойска предпочитают работать дома
Учитывая множество пересадок, самым выгодным кажется вариант с личным авто. Наша героиня доезжает до работы в среднем минут за 40 – дорога хорошая, ехать комфортно, ограничение скорости – 100 км/ч. Но когда погода становится нелетной (снегопад, гололед), логойские склоны дают о себе знать – приходится ждать, пока спуски очистят от снега и обработают специальным составом. Тем, у кого работа привязана строго ко времени, придется регулярно оправдываться за опоздания.И кроме всего прочего, считает собеседница, работа в Минске для автомобилистов – недешевое удовольствие. В среднем бензин плюс амортизация авто тянет на 200 долларов в месяц. Маршрутка стоит 18 тысяч в один конец – если зарплата невелика, смысл ездить также теряется.
Именно поэтому, по наблюдениям Ольги, жители Логойска предпочитают искать работу у себя дома либо в сфере торговли сразу у Минской кольцевой. В спутнике есть несколько небольших производств, государственных и частных, видимо, поэтому о глобальных проблемах с трудоустройством местная жительница не слышала.
– Есть с советских времен у жителей Логойска мечта о пуске электротранспорта в Минск – трамвая или троллейбуса. Про этот проект периодически вспоминают, но он требует очень больших затрат, и пока, судя по всему, инвестиций на него не нашли. Я так понимаю, Логойск сделали спутником, в первую очередь, из-за своего туристического потенциала. И хотелось бы, чтобы так и оставалось, чтобы гигантского производства здесь не было.
На совещании в УП "Минскградо" специалисты поделились концепциями развития городов-спутников. Так, в Логойске планируется развивать объекты спорта, отдыха и туризма, общественного питания, построить торговый и крупный медицинский центр, открыть несколько промышленных предприятий. По подсчетам градостроителей, в этом населенном пункте возможен прирост населения с 12-ти до 32 тысяч, а жилого фонда – с 280 тыс. до 1 млн квадратов. В перспективе планируется пустить скоростной трамвай.
Построиться в Логойске с каждым годом сложнее
Ольга показывает нам относительно новый коттеджный район под названием Зеленый Луг – в стороне от центральной улицы (и снова мы чувствуем себя в Минске). Участки здесь выделялись для тех, кто стоял в очереди. Сейчас, рассказывает наш экскурсовод, свободной земли в Логойске почти не осталось. Под участки ее нужно выводить из сельхозоборота, чего у нас не любят, поэтому процесс строительства застопорился.Неподалеку от Зеленого Луга расположился продуктовый мини-рынок – единственное подобное место в городе. Крупным универсамом также считается "Пассаж", реорганизованный из вещевого рынка. Его даже когда-то посещал президент. Но поскольку большая часть местных магазинов относится к "Белкоопсоюзу" (с соответствующим выбором), большие закупки Ольга Лукшиц предпочитает делать в Минске. В Логойске покупает базовые продукты: хлеб и молоко.
Около месяца назад в городе начали строить большой "Евроопт". По мнению Ольги, его появление на рынке создаст конкуренцию и послужит толчком к снижению цен в городе.
Две центральные площади – для руководства и для людей
Центральные площади в городе две. На первой (для руководства) доминирует райисполком с памятниками Ленину и Марксу по обеим сторонам. Здесь же установлена Доска почета с перечислением имен передовиков, в стороне – большая рекламная растяжка с социальным сюжетом к давно прошедшему Дню матери.Дом культуры с двумя симпатичными беседками находится на реконструкции – здесь активно готовятся к его сдаче. Замыкают площадь музыкальная школа и центральный магазин "Замковый", тоже недавно отремонтированный. "Повесили на него фотографии разных замков, но ни одного белорусского замка там не увидишь".
В шаговой доступности отсюда все учреждения, которые нужны человеку в жизни: два банка, "Белгосстрах", объекты малой торговли, ресторан, который чаще всего используется для проведения свадеб, поминальные столы и выпускные. Ольга Лукшиц предпочитает минские кафе, но при желании, говорит девушка, поужинать можно и в Логойске. Однажды она привозила в местный ресторан своих голландских коллег – недовольных не было.
Вторая центральная площадь (для людей) расположилась в глубине города. Здесь жизнь кипит по-настоящему – в самом центре идет торговля саженцами и овощами, рядом располагаются универмаг и строительный магазин. Недалеко отсюда – Логойская больница. Проблемы в ней типичны для малых городов, но, пожалуй, главное – это нехватка врачей узкого профиля.
Туристам – добро пожаловать…
Зато Логойск может похвастаться своими достопримечательностями. Это городок с богатой историей – впервые упоминается в летописях с 1078 года. В разное время он являлся владением Ягайло, Витовта, князей Чарторыйских, а также графов Тышкевичей. Еще до того как в Минске появились туристические указатели к ЧМ по хоккею, рассказывает Ольга, в Логойске они уже были.Сворачиваем к Свято-Николаевской церкви – с уникальными росписями на тему апокалипсиса. Рядом с ней – известная минчанам чудодейственная криница – здесь, по словам нашей героини, берут воду все, кроме самих жителей Логойска. У них чистейшая вода течет прямо из крана.
От криницы по бетонной дорожке идем в направлении логойского парка. Позади оставляем еще одну достопримечательность города – костел Святого Казимира, который издалека смотрится еще интереснее.
В парке, рассказывает Ольга Лукшиц, когда-то был усадебный дом Тышкевичей, но от него сохранилась лишь одна стена. Несмотря на это, парк производит очень приятное впечатление – здесь чисто, спокойно, а по краям дорожек установлены фонарные столбы. Правда, у жителей Логойска популярностью это место не пользуется – сюда заходят транзитом, чтобы срезать дорогу к автостанции. "Здесь водятся ушастые совы, а мой друг-ботаник даже нашел очень редкий лишайник", – хвастается одним из любимейших мест в Логойске Ольга.
...спортсменам тоже найдется занятие
В парке вот уже несколько лет ремонтируют стадион – на его восстановление в райисполкоме даже можно оставить пожертвования (видимо, пока жертвуют плохо, раз дело не спорится). Зато здесь каждый год зимой находится место для катка. Работает прокат коньков, а со своими можно кататься бесплатно.В парке и на стадионе зимой обустраивают трассы для беговых лыж. Любителей прокатиться на лыжне немного, но они есть. Хотя на трассе в Веснянке, признается Ольга Лукшиц, ей понравилось больше – там снег есть в любую погоду. А для любителей горных лыж в Логойске и вовсе все под рукой – в горнолыжные комплексы можно ходить пешком хоть каждый день. Время от времени там проходят интересные фестивали.
Вообще в Логойске два физкультурно-оздоровительных центра. В них предлагают заниматься аквааэробикой, аэробикой, волейболом, футболом, работает детская секция по тхэквондо, лыжно-биатлонная школа – это перечень услуг, о котором собеседница знает точно. В Логойске две средние школы и одна гимназия. Работают 4 детских садика – один из них совсем новый, открылся не так давно на въезде в город из Минска.
А вот любителям вечеринок лучше остаться в Минске
Недавно в спутнике установили несколько светофоров. Ольга шутит: "Логойчане и без них нормально жили, но и с ними живут не хуже". Сама она любит передвигаться по родному городу на велосипеде. В отличие от Минска для велосипедистов здесь полная свобода: автомобилей немного, поэтому можно спокойно ездить по проезжей части, постоянно меняя маршруты. Но единомышленников у нашей героини мало – череда спусков и подъемов отбивает желание крутить педали. А помимо занятий спортом, здесь делать особо нечего – кино не посмотришь, спектакли тоже. Ближайший водоем, на котором можно приятно провести время летом, – Дубровское водохранилище. В Минске тоже особенно засиживаться нельзя – последний транспорт уходит до 10 часов вечера. Наша героиня от этого совсем не страдает, скорее – наоборот. Выходной в Минске для нее – это потерянный день.
– Обычно в конце рабочего дня у меня установка одна – вернуться домой. Город все-таки влияет на мое эмоциональное состояние, хотя это всегда зависит от личного восприятия. В небольших городах я ощущаю себя ближе к природе и реальной жизни. По моей теории, важно видеть не только бетон и асфальт, но и зеленую траву, птиц, насекомых, чтобы не фонарь в окно светил, а звезды были видны…
Я бы даже, наверное, с большим удовольствием жила в какой-нибудь деревне в окрестностях Минска, чтобы иметь большое личное пространство. А вообще сейчас связь и торговля развиты, поэтому почти все блага, которые есть в большом городе, есть и у нас.