Друзья среди студентов и разговоры о личном: преподаватель БГУ о работе, которая - радость
22.10.2014 21:07
—
Новости Общества
Многие из педагогов возводят между собой и учениками непреодолимую стену авторитета и не подпускают ближе установленной дистанции. Журналист TUT.BY пообщался с преподавателем, которому не чужда дружба со студентами. Педагог запросто может поговорить с ними на личные темы и даже приютить на некоторое время в своей квартире.
Инга Воюш – доцент кафедры истории журналистики и менеджмента СМИ Института журналистики БГУ, читает курсы истории журналистики, истории менеджмента, истории социальной коммуникации, селфменеджмента, а также маркетинга и менеджмента коммуникативной деятельности. В свое время училась в педучилище и педуниверситете, защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Белорусская литература".
– На втором курсе я вышла замуж, нужно было за что-то жить, поэтому мы с мужем пошли работать в школу. Он учителем физкультуры, а я – начальных классов. Днем работала, вечером училась на филфаке, а между этим управлялась по хозяйству. Когда перешла на третий курс, родилась дочка. Первый год попробовала кормить семью на декретные, а в остальные два мы с мужем перешли в ближайшую школу. Носили ребенка на работу и по очереди передавали друг другу: когда у меня уроки – она у мужа на руках, когда у меня форточка – она со мной.
Студенты на факультете журналистики о преподавателе отзываются исключительно положительно: "Добрый, понимающий, отзывчивый человек и преподаватель". Инга Воюш шутит, что в преподавании у нее действует система пряника и отсутствия пряника. Если все хорошо – будут пряники, если все плохо – все тоже будет окей, но пряников не будет.
Летом мы семьей уезжали к маме в Витебскую область, и я знала, что иногородняя студентка из моей кураторской группы будет работать в Минске. Я подошла к ней и предложила пожить у нас, приглядывать за кошкой вместо того, чтобы снимать квартиру. Изредка кто-то из студентов по настоянию хозяев должен быстро покинуть жилье, тогда перевалочным пунктом оказывается наш дом.
О том, что у нее гостят студенты, Инга Дмитриевна рассказывает очень непринужденно. Нас она поит чаем из кружки "сбычи мечт". Преподаватель рассказывает, что у одной ее студентки была мечта – объехать по периметру Америку. Девушка отправилась в Штаты работать, за два месяца накопила денег – и ее мечта осуществилась. Из той поездки в качестве подарка она привезла кружку. Инга Дмитриевна говорит, что перед тем, как сделать глоток, нужно обязательно загадать желание – сбудется.
– Если возникает ситуация, что человеку негде жить, и я вижу, что могу предложить помощь, звоню мужу и говорю: "Тут такое дело, у нас опять бездомный котенок". Он привык. Коллеги сначала удивлялись, когда узнавали, что у меня порой обитают студенты. Соглашусь, выглядит странно, что я завожу знакомцев среди студентов, переписываюсь с ними до часу ночи в интернете, могу о чем-то личном поговорить. Может, потому на кафедре у меня ироническое прозвище "добрый человек", – с улыбкой говорит преподаватель. – Но на самом деле я считаю так: то, что я могу с человеком поговорить, намного важнее, чем то, что он может переночевать на моем диване.
– Студенты, которые подрабатывают, оказываются в выигрышной ситуации в плане поиска места, потому что везде требуются выпускники с опытом, но диплом – прежде всего. На моем веку была история, когда молодой человек работал на телевидении, прогуливал, потому что нужно было по заданию редакции выезжать на репортажи во время занятий. Когда возник вопрос о сдаче сессии, молодого человека и на работе не поддержали, и из университета едва не отчислили. А позже руководство вовсе усомнилось, нужен ли на ТВ сотрудник без высшего образования по специальности.
Когда человек поступает в педуниверситет, многие, увы, считают, что он туда идет, потому что баллов не хватает. На самом деле люди туда идут, потому что они добры и умеют делиться этим. А на факультете журналистики быть добрым не так круто, как быть умным и успешным.
Среди моих студентов не все идеальны. Есть лоботрясы, прогульщики, они ворчат, огрызаются, могут о ком-то нелицеприятно отзываться в интернете, злиться. Но если я знаю, что они искренние люди, для меня это важнее всего.
Я должна быть там, где мои студенты. Они во "ВКонтакте" – и я там. Общение со студентами – это моя работа, и я сама ее выбрала. Ежедневно в соцсетях мне пишут от 16 до 32 человек. Чаще по делу – по вопросам семинарских занятий, курсовым, дипломным, реже – просто поговорить.
Муж понимает меня, когда я приезжаю домой в час ночи, потому что посещала студентов в общежитии. Любой другой подумал бы все что угодно, - не сдерживает смеха Инга Дмитриевна. – Сейчас он со своими студентами на турслет поехал на трое суток, и я его понимаю.
– Когда я открыто говорю, что средний балл отметок, которые я ставлю за сессию, ниже, чем у строгих, по мнению студентов, преподавателей, они смеются и мне не верят. Если я улыбаюсь на занятиях, это не значит, что я буду всем ставить отличные оценки.
Когда приходят новые студенты, они мне обычно сначала не нравятся. Первое ощущение – "вы чужие, я вас не знаю". Единственное, что толкает идти на занятия, чувство жуткого любопытства, за что же я их буду любить. Потому что это всегда заканчивается одинаково, –улыбается педагог.
Есть академические группы, от которых идет тепло. Ты приходишь к ним на пару хоть с головной болью, хоть с температурой, хоть с давлением и знаешь, что к концу пары станет легче. Было на термометре 38 – будет 36,6. Такой вот лечебный эффект! Вроде бы все хорошо, но моя "карма" в том, что меня принимают не за профессионала – меня считают просто милым человеком. Бытовые житейские качества заслоняют и опыт, и знания. Немного обидно, потому что на работу и науку уходит много сил.
Один уважаемый мною коллега однажды сострил: "Почему у нас такая маленькая зарплата? Потому что из нее вычитают стоимость удовольствия, которое мы получаем от работы. Так бы мы все по 1000 долларов получали! А как всю стоимость радости вычтут, остается 500". Наша работа – это радость, это то, что отбирает силы, но дает здоровье, в том числе душевное.
Инга Воюш – доцент кафедры истории журналистики и менеджмента СМИ Института журналистики БГУ, читает курсы истории журналистики, истории менеджмента, истории социальной коммуникации, селфменеджмента, а также маркетинга и менеджмента коммуникативной деятельности. В свое время училась в педучилище и педуниверситете, защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Белорусская литература".
– На втором курсе я вышла замуж, нужно было за что-то жить, поэтому мы с мужем пошли работать в школу. Он учителем физкультуры, а я – начальных классов. Днем работала, вечером училась на филфаке, а между этим управлялась по хозяйству. Когда перешла на третий курс, родилась дочка. Первый год попробовала кормить семью на декретные, а в остальные два мы с мужем перешли в ближайшую школу. Носили ребенка на работу и по очереди передавали друг другу: когда у меня уроки – она у мужа на руках, когда у меня форточка – она со мной.
Студенты на факультете журналистики о преподавателе отзываются исключительно положительно: "Добрый, понимающий, отзывчивый человек и преподаватель". Инга Воюш шутит, что в преподавании у нее действует система пряника и отсутствия пряника. Если все хорошо – будут пряники, если все плохо – все тоже будет окей, но пряников не будет.
"То, что я могу с человеком поговорить, намного важнее, чем то, что он может переночевать на моем диване"
– В первый год преподавания на журфаке мне дали кураторскую группу. Я у них 1 сентября спрашиваю: "Сегодня точно всем есть, где ночевать?" И тут рука поднимается, молодой человек говорит: "Я сегодня ночую на вокзале". Ему 17 лет, мама с папой отправили в город учиться. Они же не знают, что жилье, найденное по знакомству, сорвалось. Тогда он погостил у нас до заселения в общежитие. Из этой же группы потом девушка жила две недели, тоже ждала, пока место в общаге дадут. Они с дочкой очень поладили, и мы скучали, когда наша "квартирантка" уехала. В нашей двухкомнатной квартире в большой комнате дочка спит на одном диване, а второй свободен, он называется "студенческий диванчик".Летом мы семьей уезжали к маме в Витебскую область, и я знала, что иногородняя студентка из моей кураторской группы будет работать в Минске. Я подошла к ней и предложила пожить у нас, приглядывать за кошкой вместо того, чтобы снимать квартиру. Изредка кто-то из студентов по настоянию хозяев должен быстро покинуть жилье, тогда перевалочным пунктом оказывается наш дом.
О том, что у нее гостят студенты, Инга Дмитриевна рассказывает очень непринужденно. Нас она поит чаем из кружки "сбычи мечт". Преподаватель рассказывает, что у одной ее студентки была мечта – объехать по периметру Америку. Девушка отправилась в Штаты работать, за два месяца накопила денег – и ее мечта осуществилась. Из той поездки в качестве подарка она привезла кружку. Инга Дмитриевна говорит, что перед тем, как сделать глоток, нужно обязательно загадать желание – сбудется.
– Если возникает ситуация, что человеку негде жить, и я вижу, что могу предложить помощь, звоню мужу и говорю: "Тут такое дело, у нас опять бездомный котенок". Он привык. Коллеги сначала удивлялись, когда узнавали, что у меня порой обитают студенты. Соглашусь, выглядит странно, что я завожу знакомцев среди студентов, переписываюсь с ними до часу ночи в интернете, могу о чем-то личном поговорить. Может, потому на кафедре у меня ироническое прозвище "добрый человек", – с улыбкой говорит преподаватель. – Но на самом деле я считаю так: то, что я могу с человеком поговорить, намного важнее, чем то, что он может переночевать на моем диване.
"На первом-втором курсах нужно учиться, это важно. На старших курсах лучше найти подработку"
Инга Воюш как небезучастный к судьбе студентов человек нередко дает им советы: "Я всегда студентам говорю, что на первом-втором курсах нужно учиться, это важно. На старших курсах лучше найти подработку. Но ни одна подработка не должна мешать получению образования".– Студенты, которые подрабатывают, оказываются в выигрышной ситуации в плане поиска места, потому что везде требуются выпускники с опытом, но диплом – прежде всего. На моем веку была история, когда молодой человек работал на телевидении, прогуливал, потому что нужно было по заданию редакции выезжать на репортажи во время занятий. Когда возник вопрос о сдаче сессии, молодого человека и на работе не поддержали, и из университета едва не отчислили. А позже руководство вовсе усомнилось, нужен ли на ТВ сотрудник без высшего образования по специальности.
Когда человек поступает в педуниверситет, многие, увы, считают, что он туда идет, потому что баллов не хватает. На самом деле люди туда идут, потому что они добры и умеют делиться этим. А на факультете журналистики быть добрым не так круто, как быть умным и успешным.
Среди моих студентов не все идеальны. Есть лоботрясы, прогульщики, они ворчат, огрызаются, могут о ком-то нелицеприятно отзываться в интернете, злиться. Но если я знаю, что они искренние люди, для меня это важнее всего.
Я должна быть там, где мои студенты. Они во "ВКонтакте" – и я там. Общение со студентами – это моя работа, и я сама ее выбрала. Ежедневно в соцсетях мне пишут от 16 до 32 человек. Чаще по делу – по вопросам семинарских занятий, курсовым, дипломным, реже – просто поговорить.
"Тот, кто поработал в школе, понимает: человек этой профессии себе не принадлежит"
– Дочка периодически ворчит, ревнует, говорит: "У тебя главный ребенок – это я. На меня смотреть, меня жалеть, меня встречать". С мужем по этому поводу нет проблем: он тоже преподаватель, только в технологическом университете. Тот, кто поработал в школе, понимает, что человек этой профессии себе не принадлежит. Раньше учителям вообще не разрешали семью заводить! Это не бухгалтерия, где ты ушел, закрыл дверь, и цифры остались на работе.Муж понимает меня, когда я приезжаю домой в час ночи, потому что посещала студентов в общежитии. Любой другой подумал бы все что угодно, - не сдерживает смеха Инга Дмитриевна. – Сейчас он со своими студентами на турслет поехал на трое суток, и я его понимаю.
"Мое хорошее отношение к людям с оценками никак не связано"
Инга Дмитриевна рассказывает, что со злоупотреблением ее доверием она сталкивалась лишь пару раз – это ее раздражает и ставит в тупик. Ей непонятно, как личные отношения можно превращать в выгоду: "Был момент, когда меня пытались попросить подменить тест на кафедре, который писали у другого преподавателя. Степень сумасшествия просьбы этого человека довольно ярко была написана у меня на лице, он стал извиняться, бочком-бочком… и ушел".– Когда я открыто говорю, что средний балл отметок, которые я ставлю за сессию, ниже, чем у строгих, по мнению студентов, преподавателей, они смеются и мне не верят. Если я улыбаюсь на занятиях, это не значит, что я буду всем ставить отличные оценки.
Когда приходят новые студенты, они мне обычно сначала не нравятся. Первое ощущение – "вы чужие, я вас не знаю". Единственное, что толкает идти на занятия, чувство жуткого любопытства, за что же я их буду любить. Потому что это всегда заканчивается одинаково, –улыбается педагог.
"Некоторым нравится "дружить с доцентом", но меня это лишь приводит в недоумение"
– Я общаюсь со многими студентами, чаще всего в интернете. Я редко что-нибудь скрываю, просто знаю, что все сказанное может быть использовано против меня – учу ведь журналистов. Могу рассказать что-то личное, поделиться страхами и опасениями. И тогда судьба моих откровений только в руках собеседника. Бывает, конечно, что студенты рассказывают друг другу или коллегам то, чем я с ними делюсь. Дают почитать переписку или перед одногруппниками демонстрируют, что могут запросто мне позвонить. Некоторым нравится "дружить с доцентом", но меня это лишь приводит в недоумение.Есть академические группы, от которых идет тепло. Ты приходишь к ним на пару хоть с головной болью, хоть с температурой, хоть с давлением и знаешь, что к концу пары станет легче. Было на термометре 38 – будет 36,6. Такой вот лечебный эффект! Вроде бы все хорошо, но моя "карма" в том, что меня принимают не за профессионала – меня считают просто милым человеком. Бытовые житейские качества заслоняют и опыт, и знания. Немного обидно, потому что на работу и науку уходит много сил.
Один уважаемый мною коллега однажды сострил: "Почему у нас такая маленькая зарплата? Потому что из нее вычитают стоимость удовольствия, которое мы получаем от работы. Так бы мы все по 1000 долларов получали! А как всю стоимость радости вычтут, остается 500". Наша работа – это радость, это то, что отбирает силы, но дает здоровье, в том числе душевное.