Как столичные евреи отметили праздник Симхат Тора. Репортаж TUT.BY
18.10.2014 13:19
—
Новости Общества
Вчера евреи Минска отметили свой праздник, который считают самым веселым - Симхат Тора, что означает "Радость Торы". Священная книга иудеев - Тора - разбита на 54 главы. Непрерывно в течение года, каждую неделю по главе, евреи читают Тору. В праздник Симхат Тора иудеи дочитывают последнюю главу последней книги и начинают первую главу первой. С Торой танцуют и веселятся - чтобы "не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова". Праздник отметили во всех общинах Минска. TUT.BY побывал в синагоге на Даумана.
TUT.BY посмотрел на праздничные танцы с Торой и прислушался к словам раввина о том, что смерть и жизнь всегда идут рядом.
В центре прогрессивного иудаизма "Бейт Симха" вместе молятся и изучают историю своего народа общины "Симха", "Тамар" и "Шекет". Прихожане сегодня собрались, чтобы почитать последнюю главу одной из книг и сразу же - начать с первой главы первой книги читать заново.
Среди пришедших - женихи и невесты Торы. Именно эти люди выбраны для почетного дела – чтения больших свитков со священными текстами.
- Невеста Торы - это дело реформистское. Так как у нас, у прогрессивного иудаизма, равные права мужчины и женщины, то как это так, если мужчина читает Тору, а женщина не читает? И вот нашли должность "невеста Торы", - объясняет накануне обряда председатель общины "Симха" Ефим Живов.
Женщины здесь на равных с мужчинами могут держать в руках Тору, молятся с ними в одной комнате; именно женщина начинает читать первую главу, когда мужчина прочел последнюю.
Праздник Симхат Тора завершает череду осенних праздников Суккот. Во время Суккот надо жить в шалашах, которые называются сукками. Сукки символизируют шалаши, в которых евреи жили во время 40 лет скитаний по пустыне. Во время Суккот человеку должны быть видны звезды сквозь подобие крыши из веток того, "что росло на земле, а теперь отделено от нее".
- В Израиле в наше время тоже живут в шалашах. В Минске, в синагоге на Даумана, стоят две большие сукки - там принимают пищу. Сукку можно ставить не только на земле, но и на крыше, балконе. До этого здания (на улице Шорной. - TUT.BY) у нас молельный зал был на Интернациональной. Старинное здание, рядом с кинотеатром "Победа". Внешняя разведка, прокуратура, КГБ - все рядом. Мы ставили сукку на балконе, раз в три года к нам приходили и узнавали, что у нас там, а вдруг там автомат? - смеется, вспоминая, Ефим Живов.
Раввин Григорий Абрамович разговаривает с прихожанами весело, то и дело отпуская шутки. В праздник "Радость Торы" принято веселиться. К тому же раввин называет это детским праздником - в нем вовсю принимает участие ребятня из общин.
Особый ритуал - пронести свитки Торы, которые раввин достает из специального синагогального ковчега за спиной.
- Носить Тору выбирают уважаемых людей. До революции это право покупалось. Но у нас не покупается, нет столько богатых людей, - рассказывает заместитель председателя общины "Симха" Исаак Вольман.
Три свитка Торы, главное достояние, проносят среди прихожан несколько раз. В это время всем дают притронуться к Торе рукой или корешком книги. Свитки - рукописный текст на пергаменте.
- Торы, когда изнашиваются и их нельзя уже использовать, захоранивают по специальному обряду. Пишут на свитках только специальные люди, - объясняют журналистам.
Игрушечный свиток Торы по очереди носят дети. Взрослые прихожане уважительно прикасаются и к нему.
Носят тяжелые свитки, которые весят по 16 килограмм и больше, пританцовывая, под веселые еврейские песни, знакомые давным давно не только евреям - "Шалом Алейхем", "7.40", "Тум балалайка".
После того как прихожане прикоснулись к свиткам, помолившись, женихи Торы, а потом и невесты, приступают к чтению священных текстов. Обычай перематывать свиток призван "не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова".
Ближе к окончанию праздника некоторые женщины уже находятся на кухне - после службы будет праздничное угощение. Разговаривая с журналистами, они вспоминают любопытные мелочи, которые нас объединяют. И то, что драники - вполне себе еврейское блюдо, и то, что многим из них в детстве мамы напевали еврейские песни не про картошку, а аккурат про бульбу (бульбос). Знакомят нас здесь и с мастером по еврейской вытинанке, которая рассказывает, что именно евреи когда-то принесли моду на вытинанки в белорусские местечки. Сейчас мастер учит этому народному ремеслу прихожан общины "Шекет" ("Тишина"), куда приходят слабослышащие люди.
Вскоре после веселья со свитками Торы тон праздника меняется. Раввин объявляет поминальную молитву, посвященную погибшим в стенах Минского гетто. И напоминает, что близится очередная дата - 23-25 октября вспоминают как последние дни Минского гетто.
Среди присутствующих - пожилой еврей Владимир Ландельман, который в массовке "Беларусьфильма" не раз играл не только веселые, но и печальные роли. Самой первой стала роль в кинофильме "Бабий Яр", снятом немцами и белорусами в 2003 году. Множество родственников Владимира были убиты в Минском гетто. О погибших в гетто сегодня и молятся в еврейском "Доме радости".
Раввин сопровождает поминальные минуты историей, которую здесь рассказывают из года в год.
- Однажды в концлагере стали насмехаться над человеком, который из картошки сделал ханукальный светильник. Каким-то образом нашел масло и рожок, чтобы погорела первая свечка. Насмехались не просто так - это же и завтрак, и обед, и ужин. Он ответил: "Вы знаете, я вообще не могу без еды, мне страшно смотреть, как эта картошка плавится и, наверное, как только она догорит, может быть, я даже ее и съем. Но сейчас она будет гореть, как моя ханукия". Ему сказали: "Зачем? Обрати внимание - мы вообще-то в концлагере, здесь всем все равно, мы без пяти минут мертвые". Он сказал: "Да, я тоже в курсе этого. Но одну вещь я скажу: человек может прожить определенное количество времени без еды, определенное количество времени без питья, даже определенное количество времени без воздуха. Единственное, без чего мы не можем прожить ни секунды - это без надежды. И это для меня свет надежды".
TUT.BY посмотрел на праздничные танцы с Торой и прислушался к словам раввина о том, что смерть и жизнь всегда идут рядом.
В центре прогрессивного иудаизма "Бейт Симха" вместе молятся и изучают историю своего народа общины "Симха", "Тамар" и "Шекет". Прихожане сегодня собрались, чтобы почитать последнюю главу одной из книг и сразу же - начать с первой главы первой книги читать заново.
Среди пришедших - женихи и невесты Торы. Именно эти люди выбраны для почетного дела – чтения больших свитков со священными текстами.
- Невеста Торы - это дело реформистское. Так как у нас, у прогрессивного иудаизма, равные права мужчины и женщины, то как это так, если мужчина читает Тору, а женщина не читает? И вот нашли должность "невеста Торы", - объясняет накануне обряда председатель общины "Симха" Ефим Живов.
Женщины здесь на равных с мужчинами могут держать в руках Тору, молятся с ними в одной комнате; именно женщина начинает читать первую главу, когда мужчина прочел последнюю.
Праздник Симхат Тора завершает череду осенних праздников Суккот. Во время Суккот надо жить в шалашах, которые называются сукками. Сукки символизируют шалаши, в которых евреи жили во время 40 лет скитаний по пустыне. Во время Суккот человеку должны быть видны звезды сквозь подобие крыши из веток того, "что росло на земле, а теперь отделено от нее".
- В Израиле в наше время тоже живут в шалашах. В Минске, в синагоге на Даумана, стоят две большие сукки - там принимают пищу. Сукку можно ставить не только на земле, но и на крыше, балконе. До этого здания (на улице Шорной. - TUT.BY) у нас молельный зал был на Интернациональной. Старинное здание, рядом с кинотеатром "Победа". Внешняя разведка, прокуратура, КГБ - все рядом. Мы ставили сукку на балконе, раз в три года к нам приходили и узнавали, что у нас там, а вдруг там автомат? - смеется, вспоминая, Ефим Живов.
Раввин Григорий Абрамович разговаривает с прихожанами весело, то и дело отпуская шутки. В праздник "Радость Торы" принято веселиться. К тому же раввин называет это детским праздником - в нем вовсю принимает участие ребятня из общин.
Особый ритуал - пронести свитки Торы, которые раввин достает из специального синагогального ковчега за спиной.
- Носить Тору выбирают уважаемых людей. До революции это право покупалось. Но у нас не покупается, нет столько богатых людей, - рассказывает заместитель председателя общины "Симха" Исаак Вольман.
Три свитка Торы, главное достояние, проносят среди прихожан несколько раз. В это время всем дают притронуться к Торе рукой или корешком книги. Свитки - рукописный текст на пергаменте.
- Торы, когда изнашиваются и их нельзя уже использовать, захоранивают по специальному обряду. Пишут на свитках только специальные люди, - объясняют журналистам.
Игрушечный свиток Торы по очереди носят дети. Взрослые прихожане уважительно прикасаются и к нему.
Носят тяжелые свитки, которые весят по 16 килограмм и больше, пританцовывая, под веселые еврейские песни, знакомые давным давно не только евреям - "Шалом Алейхем", "7.40", "Тум балалайка".
После того как прихожане прикоснулись к свиткам, помолившись, женихи Торы, а потом и невесты, приступают к чтению священных текстов. Обычай перематывать свиток призван "не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова".
|
|
Ближе к окончанию праздника некоторые женщины уже находятся на кухне - после службы будет праздничное угощение. Разговаривая с журналистами, они вспоминают любопытные мелочи, которые нас объединяют. И то, что драники - вполне себе еврейское блюдо, и то, что многим из них в детстве мамы напевали еврейские песни не про картошку, а аккурат про бульбу (бульбос). Знакомят нас здесь и с мастером по еврейской вытинанке, которая рассказывает, что именно евреи когда-то принесли моду на вытинанки в белорусские местечки. Сейчас мастер учит этому народному ремеслу прихожан общины "Шекет" ("Тишина"), куда приходят слабослышащие люди.
|
|
Вскоре после веселья со свитками Торы тон праздника меняется. Раввин объявляет поминальную молитву, посвященную погибшим в стенах Минского гетто. И напоминает, что близится очередная дата - 23-25 октября вспоминают как последние дни Минского гетто.
Среди присутствующих - пожилой еврей Владимир Ландельман, который в массовке "Беларусьфильма" не раз играл не только веселые, но и печальные роли. Самой первой стала роль в кинофильме "Бабий Яр", снятом немцами и белорусами в 2003 году. Множество родственников Владимира были убиты в Минском гетто. О погибших в гетто сегодня и молятся в еврейском "Доме радости".
Раввин сопровождает поминальные минуты историей, которую здесь рассказывают из года в год.
- Однажды в концлагере стали насмехаться над человеком, который из картошки сделал ханукальный светильник. Каким-то образом нашел масло и рожок, чтобы погорела первая свечка. Насмехались не просто так - это же и завтрак, и обед, и ужин. Он ответил: "Вы знаете, я вообще не могу без еды, мне страшно смотреть, как эта картошка плавится и, наверное, как только она догорит, может быть, я даже ее и съем. Но сейчас она будет гореть, как моя ханукия". Ему сказали: "Зачем? Обрати внимание - мы вообще-то в концлагере, здесь всем все равно, мы без пяти минут мертвые". Он сказал: "Да, я тоже в курсе этого. Но одну вещь я скажу: человек может прожить определенное количество времени без еды, определенное количество времени без питья, даже определенное количество времени без воздуха. Единственное, без чего мы не можем прожить ни секунды - это без надежды. И это для меня свет надежды".