Как столичные евреи отметили праздник Симхат Тора. Репортаж TUT.BY

Источник материала:  
18.10.2014 13:19 — Новости Общества
Вчера евреи Минска отметили свой праздник, который считают самым веселым - Симхат Тора, что означает "Радость Торы". Священная книга иудеев - Тора - разбита на 54 главы. Непрерывно в течение года, каждую неделю по главе, евреи читают Тору. В праздник Симхат Тора иудеи дочитывают последнюю главу последней книги и начинают первую главу первой. С Торой танцуют и веселятся - чтобы "не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова". Праздник отметили во всех общинах Минска. TUT.BY побывал в синагоге на Даумана.




TUT.BY посмотрел на праздничные танцы с Торой и прислушался к словам раввина о том, что смерть и жизнь всегда идут рядом.

В центре прогрессивного иудаизма "Бейт Симха" вместе молятся и изучают историю своего народа общины "Симха", "Тамар" и "Шекет". Прихожане сегодня собрались, чтобы почитать последнюю главу одной из книг и сразу же - начать с первой главы первой книги читать заново.

Среди пришедших - женихи и невесты Торы. Именно эти люди выбраны для почетного дела чтения больших свитков со священными текстами.

- Невеста Торы - это дело реформистское. Так как у нас, у прогрессивного иудаизма, равные права мужчины и женщины, то как это так, если мужчина читает Тору, а женщина не читает? И вот нашли должность "невеста Торы", - объясняет накануне обряда председатель общины "Симха" Ефим Живов.

Женщины здесь на равных с мужчинами могут держать в руках Тору, молятся с ними в одной комнате; именно женщина начинает читать первую главу, когда мужчина прочел последнюю.

Праздник Симхат Тора завершает череду осенних праздников Суккот. Во время Суккот надо жить в шалашах, которые называются сукками. Сукки символизируют шалаши, в которых евреи жили во время 40 лет скитаний по пустыне. Во время Суккот  человеку должны быть видны звезды сквозь подобие крыши из веток того, "что росло на земле, а теперь отделено от нее".

- В Израиле в наше время тоже живут в шалашах. В Минске, в синагоге на Даумана, стоят две большие сукки - там принимают пищу. Сукку можно ставить не только на земле, но и на крыше, балконе. До этого здания (на улице Шорной. - TUT.BY) у нас молельный зал был на Интернациональной. Старинное здание, рядом с кинотеатром "Победа". Внешняя разведка, прокуратура, КГБ - все рядом. Мы ставили сукку на балконе, раз в три года к нам приходили и узнавали, что у нас там, а вдруг там автомат? - смеется, вспоминая, Ефим Живов.


Так выглядела сукка на балконе в доме на Интернациональной во время Суккот

Раввин Григорий Абрамович разговаривает с прихожанами весело, то и дело отпуская шутки. В праздник "Радость Торы" принято веселиться. К тому же раввин называет это детским праздником - в нем вовсю принимает участие ребятня из общин.




Особый ритуал - пронести свитки Торы, которые раввин достает из специального синагогального ковчега за спиной.

- Носить Тору выбирают уважаемых людей. До революции это право покупалось. Но у нас не покупается, нет столько богатых людей,
- рассказывает заместитель председателя общины "Симха" Исаак Вольман.




Три свитка Торы, главное достояние, проносят среди прихожан несколько раз. В это время всем дают притронуться к Торе рукой или корешком книги. Свитки - рукописный текст на пергаменте.

- Торы, когда изнашиваются и их нельзя уже использовать, захоранивают по специальному обряду. Пишут на свитках только специальные люди, - объясняют журналистам.

Игрушечный свиток Торы по очереди носят дети. Взрослые прихожане уважительно прикасаются и к нему.




Носят тяжелые свитки, которые весят по 16 килограмм и больше, пританцовывая, под веселые еврейские песни, знакомые давным давно не только евреям - "Шалом Алейхем", "7.40", "Тум балалайка".




После того как прихожане прикоснулись к свиткам, помолившись, женихи Торы, а потом и невесты, приступают к чтению священных текстов. Обычай перематывать свиток призван "не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова".




Ближе к окончанию праздника некоторые женщины уже находятся на кухне - после службы будет праздничное угощение. Разговаривая с журналистами, они вспоминают любопытные мелочи, которые нас объединяют. И то, что драники - вполне себе еврейское блюдо, и то, что многим из них в детстве мамы напевали еврейские песни не про картошку, а аккурат про бульбу (бульбос). Знакомят нас здесь и с мастером по еврейской вытинанке, которая рассказывает, что именно евреи когда-то принесли моду на вытинанки в белорусские местечки. Сейчас мастер учит этому народному ремеслу прихожан общины "Шекет" ("Тишина"), куда приходят слабослышащие люди.


Еврейская вытинанка с традиционными символами



Мастер по вытинанке Валентина Слюнченко...
... и глухонемая ученица общины "Шекет" Тамара Мартынчик, сама уже ставшая вытинанщицей

Вскоре после веселья со свитками Торы тон праздника меняется. Раввин объявляет поминальную молитву, посвященную погибшим в стенах Минского гетто. И напоминает, что близится очередная дата - 23-25 октября вспоминают как последние дни Минского гетто.




Среди присутствующих - пожилой еврей Владимир Ландельман, который в массовке "Беларусьфильма" не раз играл не только веселые, но и печальные роли. Самой первой стала роль в кинофильме "Бабий Яр", снятом немцами и белорусами в 2003 году. Множество родственников Владимира были убиты в Минском гетто. О погибших в гетто сегодня и молятся в еврейском "Доме радости".


Владимир Ландельман

Раввин сопровождает поминальные минуты историей, которую здесь рассказывают из года в год. 

- Однажды в концлагере стали насмехаться над человеком, который из картошки сделал ханукальный светильник. Каким-то образом нашел масло и рожок, чтобы погорела первая свечка. Насмехались не просто так - это же и завтрак, и обед, и ужин. Он ответил: "Вы знаете, я вообще не могу без еды, мне страшно смотреть, как эта картошка плавится и, наверное, как только она догорит, может быть, я даже ее и съем. Но сейчас она будет гореть, как моя ханукия". Ему сказали: "Зачем? Обрати внимание - мы вообще-то в концлагере, здесь всем все равно, мы без пяти минут мертвые". Он сказал: "Да, я тоже в курсе этого. Но одну вещь я скажу: человек может прожить определенное количество времени без еды, определенное количество времени без питья, даже определенное количество времени без воздуха. Единственное, без чего мы не можем прожить ни секунды - это без надежды. И это для меня свет надежды".


←Прогноз погоды на 19 октября

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика