"Посмотрите, как скромно мы живем". Супруга экс-директора "Борисовдрева" рассказала о его задержании и визитах "важных дядей"
15.10.2014 21:47
—
Новости Общества
Супруга экс-директора печально известного завода "Борисовдрев" Елена Мальцева в последнее время часто вспоминает слова своего мужа годичной давности: "Потерпи, родная, закончится модернизация, и станет легче". Модернизацию завершают без него, а легче не становится. Владимир Мальцев находится в СИЗО на Володарского, дети глубоко потрясены, а сама Елена занята поиском денег для оплаты услуг адвоката. TUT.BY побывал дома у семьи Мальцевых и узнал новые подробности о задержании молодого директора, аресте имущества и настроениях в зале суда.
Год назад поездка Лукашенко на деревообрабатывающее предприятие "Борисовдрев" завершилась громкими отставками. Президент был крайне недоволен тем, как на заводе продвигается модернизация, и потребовал возбудить уголовные дела по фактам бесхозяйственности. Журналисты TUT.BY сразу же выехали в Борисов, прошли по следам Лукашенко и были немало удивлены тому, как за директора завода Владимира Мальцева заступались не только приближенные, но и простые работники. "Мне нравится, как он работает. Он здесь днями и ночами", – говорили тогда о молодом директоре.
Однако расположение сотрудников предприятия не избавило Владимира Мальцева от уголовного преследования. 11 марта он был заключен под стражу. В отношении гендиректора ОАО "Борисовдрев" было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 424 УК Беларуси (Злоупотребление властью или служебными полномочиями) в связи с причинением тяжких последствий государственным интересам в ходе выполнения мероприятий по модернизации, проводимой на предприятии.
По словам гособвинителя, действия Мальцева нанесли предприятию ущерб в сумме 18 млрд рублей. Кроме того, был причинен вред государственным интересам в виде неисполнения срока государственной программы модернизации "Борисовдрева" и, как следствие, срыва выпуска новой продукции, создания новых рабочих мест, увеличения уровня рентабельности и темпов роста объема производства, увеличения заработной платы работников "Борисовдрева". Владимиру Мальцеву грозит от 3 до 10 лет лишения свободы.
Построил дом и все еще не вырастил сына
Елена Мальцева согласилась на интервью без лишних вопросов: "Приезжайте, посмотрите, как скромно мы живем". Прибыв в Борисов по нужному адресу, мы увидели 2-этажный коттедж, обшитым сайдингом. Как позже нам объяснила хозяйка, этот дом ее муж спроектировал и построил практически в одиночку. Сам сделал сруб, сам его сюда привез, сам составил сводно-сметный расчет – помощников приглашали только в исключительных случаях. Въехали в этот дом супруги задолго до истории с "Борисовдревом", а до этого 7 лет жили в общежитии. На участке возле дома нет аккуратно постриженного газона и живых изгородей из туй. Собачья будка, баня, беседка, грядки с клубникой и покосившийся забор – ландшафтных дизайнеров сюда не приглашали. "Вон сарайчик для курочек начинал делать, но не успел".
Возле дома припаркована старая Volvo. Хозяйка уточняет, что в семье 2 машины, последняя Opel Zafira куплена частично в кредит. Все имущество арестовано и передано Елене Мальцевой на хранение.
"Интересы предприятия ставил выше интересов семьи"
В гостиной встречаем старшую дочь Мальцевых 13-летнюю Татьяну – она учится в 8-м классе и выглядит копией отца. 5-летний Мирослав на момент нашего визита был в детском саду. По словам Елены, если младшему сыну еще можно объяснить отсутствие папы "работой", то дочка уже все понимает. В школе ее нередко спрашивают о том, правда ли, что отец находится в тюрьме. Татьяна старается в этот момент сразу же перевести тему – это личное.На последнем свидании с дочерью Мальцев неожиданно похвалил ее оценки, а раньше всегда критиковал. Елена объясняет это переоценкой ценностей: "Понял, что в его жизни главное – это семья". Вообще свидания с родственниками во время расследования дела допускаются редко, но Мальцевым пошли навстречу.
– Муж сейчас чувствует себя хорошо и настроен решительно. В конце сентября он перенес операцию по удалению опухоли (доброкачественной. – TUT.BY). Вообще грыжа позвоночника беспокоила его давно, но из-за работы он не обращал на нее внимания. Ему кололи лекарство, и только после этого он мог встать. Вставал – и шел на работу. Он у нас трудоголик в прямом смысле слова. Интересы предприятия ставил выше своих собственных и даже выше интересов семьи.
Владимир Мальцев из простой семьи: отец – тракторист, мать – фельдшер в поликлинике. Познакомились супруги в Борисовском колледже: он работал заведующим лабораторией и преподавал, а она пришла на практику. "Я когда его увидела, сразу поняла, что он будет моим мужем, даже пришла домой и маме об этом сказала". Сразу после свадьбы Владимир ушел из колледжа в производство. Работал конструктором на заводе "Автогидроусилитель", потом его пригласили на должность главного инженера на "Резинотехнику".
– Я как сейчас помню, он на кухне стоит, и мы с ним решаем этот вопрос. Думаю, тогда и надо было его остановить. Потом уже нереально это было сделать… Просто когда мы только переехали в этот дом, здесь практически ничего не было, голые стены. Он туда пошел просто потому, что зарплату предложили больше. Карьеризм ему не свойственен был никогда.
Идти в директора не хотел
На "Борисовдрев" Владимир Мальцев пришел на одну из руководящих должностей, потом стал главным инженером, а чуть позже его "поставили" – именно это слово использует Елена –генеральным директором. По ее словам, у них просто не было выбора.– Он не хотел этого, и я не хотела. Мне сейчас сложно это объяснить. Человека постоянно нет дома, а когда приходит, он настолько уставший, что на семью у него не остается ни времени, ни сил. Чтобы пойти куда-то в гости вдвоем, выходные как-то вместе провести, куда-то на природу выйти, такого не было. Приезжал вечером часов в 10-11, не раньше. Он говорил: "Потерпи, родная, закончится модернизация, и все будет по-другому, станет легче". У нас был очень сложный этап, вся семья жила этим.
Модернизация на "Борисовдреве" идет уже 8 лет, а Владимир Мальцев провел в статусе генерального директора полтора года. Предыдущие руководители, в отличие от мужа Елены, сейчас на свободе. По словам Елены, за время, когда Мальцев был генеральным директором, на заводе прошло более 40 различных проверок – никаких нарушений выявлено не было.
– Ему дали задание, он его выполнял, муж был далек от тонкостей этого дела. И вообще я бы сказала, что он патологически честный человек. Ну вы же видите, как мы живем. У меня два огорода, на которых я сажаю картошку, свеклу – все как в обычной семье. Он знал, что взятки не берет, людей огород мне копать не приглашает, поэтому опасений каких-то у него не было. Все, что мы покупали на заводе, например, доску для беседки, проводили через магазин, я сохраняла все квитанции.
Такой реакции никто не ожидал
Перед приездом Лукашенко, свидетельствует супруга, экс-директор "Борисовдрева" был взволнован, но не более чем. Он не ожидал такой реакции от президента, ведь, по расчетам Мальцева, все было выполнено в срок. Елена узнала о большом "разборе полетов" из интернета – муж не поднимал трубку. По ее мнению, вина за испорченное впечатление от предприятия лежит целиком и полностью на строителях, из-за которых на площадке была грязь.По ее словам, в суде практически все свидетельствуют против обвинения и поддерживают версию мужа о происходящем, кроме одного человека – Николая Бусалова. Он участвовал в модернизации объекта в качестве генерального директора ОАО "Строительный трест № 21" Борисова. В ноябре прошлого года Лукашенко потребовал снять его с занимаемой должности и возбудить в отношении него уголовное дело, но в итоге обвинение было снято. Сейчас Бусалов занимает должность заместителя директора того же треста.
- Я могу предположить, что причина острой неприязни этого человека к моему мужу кроется в одном эпизоде. В процессе модернизации, когда был аврал, строители должны были работать на объекте круглые сутки. Ночью один из дежурных завода заметил, что на территории стройки пьянствуют, причем пьянствовал кто-то из начальников строительного треста, не простые рабочие. Был вызван наряд милиции, это зафиксировано в протоколе, юрист на заводе об этом рассказывал в суде. Понятное дело, когда это всплыло наружу, самого Бусалова по головке не погладили. На суде он всячески пытался очернить мужа, причем показания его были крайне непоследовательными. А его заместитель опроверг показания Бусалова.
"Под белы рученьки взяли, в черную машину посадили"
После критики Лукашенко модернизировать "Борисовдрев" бросились всем миром. Елена рассказывает, что ее супруг даже радовался, что наконец все зашевелились, чиновники сразу поспешили на помощь. До последнего момента в семье не предполагали, что все может закончиться судом. – 11 марта я вышла с работы, меня под белы рученьки взяли, в черную машину посадили и повезли на обыск. Мы приехали к нам в дом с важными дяденьками, они мне показали постановление о задержании моего мужа и начали проводить арест имущества, вплоть до старого водонагревателя, который стоял у нас в коридоре и который в связи с занятостью муж все никак не успевал вывезти на свалку. Насчитали 400 млн, из них порядка 300 млн – это машина, которую взяли в кредит, поэтому такая сумма и получилась.
В тот же день, когда к супруге приехали описывать имущество, Владимира Мальцева вызвали в Минск. Там же и задержали. Елена вспоминает, что как раз накануне он запустил котельную, то есть ему дали завершить начатое.
– Государственный адвокат позвонила мне, наверное, часов в 8 и сказала, что раньше ей было некогда, домашние дела, – Елена обрывается на полуслове, ей тяжело вспоминать тот день. – Конечно же, я начала искать другого адвоката. Мы уже полгода работаем с Дмитрием Горячко, и я очень довольна. За это время он понял, что с нас тут особо нечего взять, суммы он берет чисто символические, но для меня и это довольно серьезно. Я уже всех родственников, друзей дергаю.
Деньги закончились, судебные слушания – нет
Поддержку Елена чувствует со всех сторон. В колледже ей ставят расписание занятий таким образом, чтобы она успевала ездить в Минск на заседания суда. Родители постоянно приходят на выручку с детьми. А в социальной сети "ВКонтакте" друзья открыли группу поддержки Елене Мальцевой. Материальный вопрос еще никогда не стоял в семье так остро. В колледже Елена зарабатывает чуть более 4 млн, а только на содержание мужа в СИЗО (лекарства, передачи) тратит около 3 млн в месяц. По словам собеседницы, она еще не привлекала к своей проблеме общественность, но задумывается об этом. В первую очередь, чтобы оплатить адвоката.– Когда его арестовали, "под шумок", я не знаю, как это по-другому назвать, меня обязали оплатить множество штрафов за мужа. Причем когда я ему рассказываю, за что я плачу, он объясняет мне, что все документы у него должны быть в порядке. Он предусмотрительно собирал все копии, но Следственный комитет их изъял, поэтому я не могу проверить, за что я плачу... После того, что случилось, я даже плакать не могу. Когда плачешь, это уже идет процесс расслабления. В нашей ситуации, кроме меня, ему помочь некому. Если не я, то произойдет что-то страшное, он просто опустит руки, и все.
По совету адвоката Елена Мальцева отказалась от дачи показаний. Она регулярно ездит в суд, но не выдерживает до конца заседаний: "У меня поднимается давление, хотя до этого никогда проблем со здоровьем не было". Владимир Мальцев, напротив, занимает активную позицию на слушаниях: задает вопросы свидетелям, дает пояснения. Вину он не признает.
"Эгоистическое паразитирование служебными полномочиями"
Елена говорит, что они с мужем верят в белорусское правосудие, и у них для этого есть основания.– На суде сразу видно, кто говорит правду, а кто - нет. Те, кто пытаются оговорить моего мужа, путаются в показаниях, и у них ничего не получается. Особенно нас с мужем удивило обвинение в "эгоистическом паразитировании служебными полномочиями" – это полный бред. Я верю в то, что найдутся настоящие виновники, если они существуют. Они пытались найти виноватого, но не учли, насколько честен мой муж и насколько хорошо к нему относятся другие люди. Еще они думали, наверное, что найдут здесь какое-то золото/бриллианты, но не нашли.
Судебное следствие началось 23 сентября и по-прежнему находится на этапе допроса свидетелей. На одном из последних слушаний Владимир Мальцев читал стихи известного российского политического деятеля Евгения Примакова: "…Мы мчимся, нас кнутом подстегивает время, мы спотыкаемся, но нас не тем судить, кто даже ногу не поставил в стремя и только поучает всех, как жить".