Шок, страх, слезы, радость. Две истории материнства в подростковом возрасте

Источник материала:  
14.10.2014 19:05 — Новости Общества
"Каждый думает, что с ним этого не случится",  мы говорим о ранней беременности с 23-летней молодой мамой, а рядом, роняя альбомные листы и тетради, снует 8-летнее светловолосое чудо. Ксюша появилась на свет, когда матери было 14. На другом конце города рассуждают о взрослой жизни совсем еще юные муж и жена. Ей 16, ему 19, они уверяют, что с нетерпением ждут малыша, вот только никак не могут подобрать ему имя. О материнстве раньше времени, связанных с ним чувствах и переживаниях, читайте в материале TUT.BY. 




По данным ресурсного центра Фонда ООН, около 16 миллионов девочек в год во всем мире в возрасте до 18 лет становятся матерями и еще 3 млн 200 тысяч прерывают беременность. В возрасте до 15 лет в Беларуси треть юношей и девушек имеют сексуальный опыт. Удельный вес 15-летних подростков, имевших опыт сексуальных отношений, колеблется среди девочек от 2% в Армении и 3% в Македонии до 71% в Гренландии, а среди мальчиков – от 15% в Словакии до 48% в Румынии. 91% беременностей у подростков в Беларуси прерывается методом вакуум-аспирации.

"Случайно, скорее всего, получилось"

Роман и Арина Бабицкие поженились 2 недели назад. Ребята встречались около года, познакомились в общей компании, незаметно дружба переросла в любовь. Сначала хотели просто расписаться, а потом решили, что все нужно сделать по-взрослому, ведь "такое событие бывает раз в жизни". Дома у родителей Арины им выделили отдельную комнату с двуспальной кроватью – так началась их совместная жизнь.

19-летний Роман после машиностроительного лицея и недавно устроился на работу упаковщиком в "Керамин". Арина учится в 11-м классе, но в конце этой четверти планирует перейти на "домашнее обучение". Ей всего 16 лет, но под сердцем она уже носит ребенка – сейчас идет 20-я неделя. 


Живот округлился совсем чуть-чуть: если не знать о беременности, ее не заметишь. Будущая мама уже побывала на двух УЗИ, но пол ребенка пока определить не удалось. Арине кажется, что будет девочка. О своем необычном положении она узнала на 6-недельном сроке.

– Это было так неожиданно. Обнаружила беременность по задержке, а еще оливок очень захотелось резко, хотя оливки вообще не переношу. Подумала, что это странно, надо бы проверить. Проверила. Случайно, скорее всего, получилось… Сразу не знала, что делать, как рассказывать родителям. Сообщила парню.

– Я тоже сначала не знал, как быть, – пожимает плечами Роман. Именно от него исходило решение пожениться. В ушах главы семьи – тоннели, Арина красит волосы в яркий вишневый цвет. Молодые люди признаются: они хотят доказать себе и всем остальным, что справятся.

– У меня даже не было мыслей намекать на аборт, мы заранее об этом думали и обсуждали. Говорили, если вдруг что-то случится, сразу свадьба будет. 


Арина признает: замуж ей очень хотелось. Она сама выбирала подвенечное платье, участвовала в организации праздника.

Слезы от горя или от радости?

Самым сложным для ребят было рассказать обо всем родителям. Первым о беременности узнал отец Романа. Если верить парню, отец хлопнул его по плечу и предупредил: "Сейчас ты узнаешь, что такое взрослая жизнь". Обещал всячески помогать и поддерживать. А мать и вовсе, как говорят ребята, "заплакала от радости, когда узнала".

 Мы сидели, рассказывали ей на кухне, а потом смотрим: у нее потекли слезы.

– Точно от радости? – уточняем на всякий случай.
  
– Да, потому что она во всем нам помогает, постоянно звонит, спрашивает, как дела. На свадьбе расплакалась. Еще поможет нам с коляской, с кроваткой, у нее самой совсем маленькие дети. Так что нам много чего не надо будет покупать (младшему брату Романа – 3 года, он сможет играть в песочнице с тетей или дядей – TUT.BY).




Мать Арины, услышав новость, тоже заплакала, но на этот раз от шока. Она предложила дочери решить вопрос с помощью мини-аборта (вакуум). Девушка наотрез отказалась.

– Она испугалась, подумала, что у нее будут проблемы, будут ее везде вызывать… Но я сразу сказала, что не хочу убивать. Что бы там ни было, может, там еще не ребенок, а маленькое существо, я сказала, что этого не сделаю. Потом мама рассказала папе. Он постоянно стеснялся у меня об этом спросить. И только потом уже начал интересоваться, как я себя чувствую.


Портрет маленькой Арины все еще висит на центральном месте в прихожей.

Как заверили нас ребята, сейчас родители уже полностью приняли их решение и обещали свою помощь. Тем не менее, жить долго с ними под одной крышей ребята не планируют. Будущие молодые родители уверены, что в скором времени смогут позволить себе съемное жилье. "Сможем арендовать, думаем, квартиру долларов за 400, уже все рассчитали".

"Вот, наша несовершеннолетняя пришла"

В школе к беременности 11-классницы отнеслись на удивление спокойно, рассказывает Арина. 

– Я даже не ожидала. Думала, что будут говорить: как так получилось? А они, наоборот, успокаивали: не переживай, мы сделаем все, чтобы ты закончила нормально школу, чтобы был нормальный аттестат. Одноклассники тоже нормально отнеслись, постоянно спрашивают, как самочувствие. Есть знакомые, которые могут косо посмотреть, но я с ними стараюсь не общаться.

Врачи не отказывают себе в язвительных комментариях из разряда "вот, наша несовершеннолетняя пришла". По словам Арины, она не считает это оскорблением. Быть беременной ей нравится.

– Какая разница: сейчас или потом? Маленький ребенок – это всегда хорошо. Будет такое маленькое создание бегать и кричать "мама"… Вот эти ручки, толчки, это так необычно. Родов почему-то не боюсь: я прочла много книг, знаю, каким будет процесс, поэтому мне не страшно. Я потерплю.


Из плюсов раннего материнства Арина, в первую очередь, назвала освобождение от сдачи экзаменов. Роман представляет, как будет гулять с ребенком спустя время, а их будут называть друзьями. "Сейчас это легче все, когда молодые. Потом проблем больше появится".

После окончания 11-го класса Арина планирует поступать учиться на заочное отделение, куда – еще не придумала. Роман тоже уверяет, что хочет получить "вышку". Будущие родители уверены, что ребенок не станет для них преградой.

– Я думаю, что нормально все будет, потому что это инстинкты. Многие говорят, что вот с ребенком никуда не съездите отдохнуть. Подрастет, будет годика три, и можно будет съездить… Поэтому если вернуть время назад, я бы ничего не меняла. 

Мать Арины: "Хотелось избежать позора"

Поскольку ребята пока еще не до конца представляют, что их ждет в будущем, мы решили поговорить с их родителями. Романа в семье Арины знали неплохо. Вместе встречали Новый год, не раз приглашали в гости на чай. Тем не менее, новость о беременности дочери для Марины Евменчик стала шоком. По ее словам, первой реакцией было желание уговорить дочь избавиться от ребенка, чтобы никто не узнал о ее беременности и не заклеймил семью позором.

– Когда мы были молодые, как нас воспитывали? Что все это неправильно, что общество это никогда не примет. Но оказалось, что ситуация изменилась. Мы сходили к психологу, и она помогла "разрулить" ситуацию, объяснила, что формируется молодая семья, ничего в этом страшного нет, какая разница, когда это произойдет – в 16 или в 18? В школе тоже отнеслись с пониманием, знакомые не отвернулись. Обидных слов в адрес нашей семьи мы не слышали вообще.




Марина Александровна считает, что предотвратить подростковую беременность вряд ли способны задушевные беседы с родителями. Возможно, информацию о последствиях ранних сексуальных связей полезно размещать в интернете, где подростки проводят большую часть времени. Но если случилось то, что случилось, советует мать беременной школьницы, задача родителей – успокоиться самим и поддержать своего ребенка, который чувствует себя еще хуже и может решиться на самые неожиданные поступки.

 Как я вижу дальнейшую жизнь Арины и Романа? Они останутся жить с нами, им сейчас нужна моральная поддержка, чтобы брак сохранился. Сейчас начнется притирка характеров: если это происходит в сформированном возрасте, это происходит проще. В материальном отношении, конечно, они пока на моих плечах. Но я говорила Роману: раз вы решили сохранить ребенка, придется взять ответственность за семью в более раннем возрасте, чем другие молодые люди. А для Арины в порядке вещей должна быть дальнейшая учеба.



Когда дети и их родители вырастают 

Для 23-летней Кристины Филиченок беременность, роды, первый зуб и первые шаги ее ребенка уже давно в прошлом. Она успела окончить школу, отучиться в лицее на швею и найти хорошую работу по специальности. Дочери Ксюше исполнилось 8 лет, она ходит во второй класс. Во время интервью девочка ведет себя очень активно: показывает, какие финты умеет вытворять на турнике, демонстрирует свои рисунки ко Дню матери и даже делится своим мнением по поводу белорусских пап.



– Мои одноклассницы не могут поверить, что ребенок может родиться без папы. Они говорят, что такого не бывает. А у меня есть друг, который тоже без папы. И я не хочу папу, потому что папа вечно орет, он вечно чем-то занят, к нему не подойти вообще, потому что у него, видите ли, много работы…

– Это тебе в школе такое рассказали?
– удивляется сказанному мама. – Не все папы такие.




Об отце Ксюши Кристина рассказывает неохотно. Говорит, что это была разовая ошибка – у них не было длительных отношений, и он ничего не знает о дочери. "И не надо, зачем нам какие-то проблемы?". Зато на все остальные вопросы собеседница отвечает без стеснения, для чего нужно иметь немало мужества.

– У нас такая история… Как говорит моя бабушка, действительно, наверное, Бог дал. Мы узнали только на 7 месяце. У меня не было никаких признаков беременности, шли критические дни, не было видно живота, поправилось немного – и все. 

В школе пустили слух, чтобы намекнуть о беременности

На тот момент Кристина училась в 8-м классе, ей было 14 лет. Знакомая матери сказала, что в школу пришла справка о том, что ее дочь беременна. Оказалось, что никакой справки не было. Кто-то пустил слух: люди нашли такой изощренный способ, чтобы намекнуть на беременность. Сделали тесты – из пяти только один оказался положительным. Были серьезные подозрения на опухоль. Когда в гинекологии подтвердили беременность, мать девушки даже выдохнула. "Пусть лучше ходит беременная", – хорошо запомнила ее слова Кристина. Несовершеннолетнюю маму поставили на учет в гинекологии. 

Кристина во время беременности. "У меня никаких догадок не было. Медкомиссии у нас в школе были, мы проходили врачей – и ничего. Потом, когда узнала, я, конечно, была ошарашена. Шок был, и слезы были, плакала. Хотя все довольно спокойно тогда произошло – ругани у нас не было…"

Сестра Вика наблюдала все, что происходило в то время с Кристиной. Она подтверждает: "Конечно, к такому спокойно отнестись нельзя. Просто было уже поздно что-то говорить, реально поздно. Какой был смысл на нее орать?"

Самой большой неожиданностью новость оказалась для отца Кристины. В те дни в семье впервые увидели, как он заплакал. Мужчина еще долго относился к дочери настороженно, но внучку полюбил. "Он ее все время по магазинам водит, всякие куколки дарит, конфетки. Мама говорит, что он с нами маленькими так не возился. И всем хвастается: вот у меня какая внучка".
На фото: дедушка и бабушка с внучкой

В школе обидных замечаний в свой адрес девушка не помнит. "На уроках одноклассники могли положить ладошку на живот, слушали, шевелится ли дочка. А еще, знаете, бывают ведь пьющие семьи, считается, что именно в них девушки рано рожают. У нас, в принципе, такого не было, и все об этом знали". 


Врачи: "Вы уже отказываетесь, будем заявление писать"

Родила школьница практически молча. Врачи говорили, что на тот момент она уже была относительно хорошо сформировавшейся женщиной. Но относились к юной роженице не всегда тактично.

– Я очень хорошо помню фразу врача сразу после родов: "Вы же отказываетесь, будем заявление писать". Я говорю: кто вам это сказал?! То есть хорошо, что меня вообще спросили, а так, наверное, забрали бы ребенка и все... Врач сказал, что молодые девчонки очень часто бросают детей.

Ксюша родилась крепенькой девочкой. Вес – 53 см, рост – 170. Листая фотоальбом, Кристина подчеркивает, что после родов друзья от нее не отвернулись. "Вот все наши одноклассницы с Ксюшой – у них просто мания была поиграть, на ручках ее поносить, покормить. Друзья с машинами говорили: если куда-то надо поехать, звони, мы отвезем. То есть поддержка у меня была со всех сторон".

После родов мать Кристины бросила работу и оформила на себя опекунство, чтобы позволить дочери доучиться в школе. Благодаря матери, девушка ходила в 9-й класс, как будто ничего не случилось. А потом поступила в лицей.

– Помню только, что часто был сильный недосып. Ксюша как чувствовала: если контрольная завтра, так у нее сразу зубки болели. Мы тут ей зубы по очереди чесали, – улыбается молодая мама.




"Это наша общая дочка"

– Просто у нас мама все сделала, – старается быть объективной сестра Вика. – Она приняла все решения, дала доучиться Кристине, ведь не все родители так делают. Даже решила за нее, куда поступать  она до последнего была в растерянности. Ну и я тоже: давай благодари меня! Пока Кристина училась в лицее или выступала на концертах, я приходила со школы и сидела с Ксюшей. Можно сказать, что это наша общая дочка.

 Если бы от меня все отвернулись, не знаю, как бы я справилась. В тот момент, конечно, я еще ребенком была, какие-то свои мысли, где-то сама себе могла сидеть и плакать.


У Ксюши с крестной мамой Викой особые отношения. Кристина их называет не тетей и племянницей, а, скорее, подружками. Когда мелкая поссорится с мамой, та бежит к Вике. Если от Вики нет поддержки, то выручит бабушка.

По словам Кристины, она никогда не чувствовала себя "взаперти". Если ей хотелось пойти в кино или к друзьям в гости, мать и сестра всегда были на подхвате. Зато с материальной точки зрения сестры вспоминают это время как очень мрачное. Приходилось жить практически на одно пособие.

Замужем за работой

Сегодня  семья распоряжается тремя зарплатами. Кристина нашла работу не сразу (иногда коллеги не принимали, "считали низшим созданием, когда узнавали о ребенке"), но своим нынешним местом довольна. Считает, что у нее в жизни все сложилось относительно благополучно.

– Я отучилась, зарабатываю, во всяком случае, своего ребенка содержать в состоянии. Сейчас вообще стало проще: Ксюша пойдет на улице гулять, а я могу зайти к подруге, попить с ней кофе. Чтобы в чем-то я была зажата, такого сказать не могу. Но если вечером куда-то хочу пойти, в первую очередь, спрашиваю у дочки: а можно мама сходит куда-то? Она у меня такая девочка… со своим мнением. Может сказать: не общайся с этими людьми, они тебя не любят. Прислушиваюсь.




Молодая мама живет с родителями, которые уже давно в разводе, дочерью и сестрой-двойняшкой в 1-комнатной квартире. Ксюша рассказывает, как они впятером здесь помещаются: "Смотрите, тут два, там два, тут один. Я сплю с мамой". На очереди на улучшение жилищных условий семья стоит с 99-го года. Как матери-одиночке, когда-то ей предоставляли возможность взять льготный кредит на долевое строительство, вспоминает Кристина. Но тогда потянуть его они не могли. Сейчас вся надежда на сестру, которая хочет стать на очередь как молодой специалист (работает в школе).

Что касается личной жизни, то пока, как говорит Кристина, она "замужем за работой". Как-то полтора года жила с молодым человеком – бывшим одноклассником, с которым раньше были друзьями и который очень сильно поддержал девушку в первые годы материнства. Но не сложилось. "У меня есть друзья, их много, но чтобы кого-то искать, даже нет желания. Неизвестно еще, какой человек может попасться".

Ксюша хвастает своими рисунками - так она представляет маму. В школе девочка дополнительно занимается рисованием, танцами и музыкой. От нее в этой семье нет секретов. "А что скрывать?" – аргументирует тетя Вика. "У нее просто мама моложе, чем все остальные. А пап у нас у многих нету, хотя где-то они есть, но их как будто и нет".

"Иногда ведь дети могут сделать что-то назло"

Вопрос, что будет, если Ксюша забеременеет, будучи подростком, ставит Кристину в тупик. В глубине души она надеется, что с ее ребенком этого не случится. Но как предотвратить раннюю беременность, наверняка не знает.

– В нашей ситуации мама нам обо всем говорила… Но нужно, наверное, не просто говорить, а чтобы был какой-то контакт между родителями и детьми, доверие. Иногда ведь дети могут сделать что-то назло. У меня была просто глупость, юношеский максимализм. Я, конечно, своей жизни другой и не представляю. Но нужно думать о своих родителях, о будущем ребенка. Есть просто такие девочки, которые…




– Тупые! – режет "правду-матку" сестра.

 Именно, в житейском плане. Каждый думает, что с ним этого не случится.

Кристина признается, что пока второго ребенка не хочет, разве что от племянницы не откажется. На что сестра Вика отвечает категорическим отказом.  

– Я насмотрелась, отдохнуть хочу, это как своего ребенка вырастить… Может быть, как раз-таки глядя на Ксюшу, я и не тороплюсь. Я бы ни в коем случае не советовала людям повторять наш опыт. "Вот она родила – и все в порядке". В такие ситуации просто лучше не попадать.



***
Уже в лифте маленькая Ксюша погрустнела и спросила:

– А почему вы берете у мамы интервью?

– Чтобы в День матери рассказать о том, какая она у тебя хорошая,
 – отвечаем. А мысленно добавляем: чтобы поздравить твою бабушку, и будущую бабушку ребенка Арины и Романа, и всех остальных матерей, которые с достоинством переживают раннюю беременность своих детей-подростков.
←Дни Риги пройдут в Минске в 2016 году

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика