TUT.BY проследил, какими дорогами колесил минский трамвай 85 лет
13.10.2014 17:06
—
Новости Общества
85 лет назад, 13 октября 1929 года, в белорусской столице пустили трамвай. TUT.BY изучил, по каким дорогам он колесил все эти годы. Еще мы разыскали архивное видео и факсимильные изображения страниц столичных газет, сообщавших об открытии трамвайного движения.
Партийная газета "Звязда" в 1929 году писала о грандиозном митинге на площади перед вокзалом. В речи председателя Совета Народных Комиссаров БССР Николая Голодеда прозвучало: "Белоруссия, страна болот, превращается в страну электричества, трамваев и Осинстроев. Мы догоняем Америку быстрым темпом, несмотря на то, что Белоруссия отстала от нее на двадцать лет!".
Хроника ударного строительства двух трамвайных линий (Вокзал – Площадь Свободы и Комаровка – Станция Товарная) была такова. В сентябре 1928 года уложили первые рельсы на Советской улице возле электростанции и на новом железобетонном мосту (теперешнее пересечение проспекта Независимости со Свислочью в районе парка им. Горького).
Большие земляные работы проделали там, где сегодня проспект спускается к цирку. Фактически срезали гору – иначе вагоны не одолели бы крутой подъем. На 9 метров расширили Долгобродскую улицу. В районе вокзала проложили широкую улицу Ново-Бобруйскую (ныне Бобруйская). На Бакунинской специально для трамвая построили новый мост через Свислочь.
5 октября 1929 года в проводную воздушную сеть на пробу подали напряжение в 6 тысяч вольт. Милиция ловила хулиганов, забавлявшихся искрами от подброшенных к проводам железяк.
8 октября из Москвы на открытых железнодорожных платформах прибыли пять трамвайных вагонов. "Неистовствовали фотографы, – писала газета "Рабочий". – Аппараты кровожадно щелкали, запечатляя на восприимчивых пластинках вид трамваев: сбоку, анфас, в профиль, с земли, с крыши, на ходу, словно это была галлюцинация и вагоны могли сейчас пропасть из виду, исчезнуть, обернуться очередной отпиской Мытищинского вагоностроительного завода". Еще пять трамваев обещали к 20 октября. Вагон модели КМ с деревянным корпусом имел 32 места для сидения и 40 для проезда стоя.
С оптимистичной статьей "Рабочие окраины приблизились к центру" выступил в "Рабочем" начальник Управления строительства трамвая М. Кадушин.
Главный инженер товарищ Максименко справедливо утверждал, что из-за плохих дорог автобус пока не может первенствовать в городе.
В ночь с 8 на 9 октября 1929 года в Минске сделали пробно-технический пуск трамвая. По линии прошел один вагон, на котором до 4 часов утра успело проехаться все руководство горсовета и комхоза. Убедившись, что городское начальство осталось живо, во втором пробном пуске через сутки решили поучаствовать руководители партии и правительства БССР. С 10 вечера до 3 часов ночи на трамвае ездили тт. Голодед, Яцкевич, Рабинович, а также представители профессиональных и общественных организаций. Торжественный пуск назначили на воскресенье 13 октября 1929 года.
Первые пять вагонов минского трамвая пустили по линии Вокзал – Комаровка, о чем 15 октября сообщила газета "Рабочий".
Сообщалось, что за первый день работы трамвая на нем прокатилось восемь тысяч "платных" пассажиров и около 500 — "бесплатных".
К 1934 году протяженность пути составила 33 километра, на маршруты выходило 56 вагонов. За первый год работы минский трамвай перевез свыше 10 миллионов пассажиров. Страна гордилась тем, что 98 процентов оборудования трамвайного хозяйства столицы Советской Белоруссии было изготовлено на советских заводах.
Между прочим, Мингорсовет установил таксу 10 копеек за весь маршрут (членам профсоюза – 8 копеек), что принципиально отличалось от тогдашнего автобуса, где плату брали за расстояние. Салоны трамваев снабдили табличками с категорическим напоминанием: "Плацiць грошы ўперад, каб не плацiць штрафу".
Первые курсы для водителей трамвая в Минске открылись в 1930 году. Об этом в кинофильме "Через город, через годы" вспоминает водитель трамвая. Героиня рассказывает, как однажды ей пришлось перевозить монумент Ленина от Товарной станции. В другом видео, предоставленном архивистами, можно увидеть новенькие трамвайчики, которые пришли в Минск с Урала в 1948 году.
Открыть/cкачать видео (23.09 МБ)
Партийная газета "Звязда" в 1929 году писала о грандиозном митинге на площади перед вокзалом. В речи председателя Совета Народных Комиссаров БССР Николая Голодеда прозвучало: "Белоруссия, страна болот, превращается в страну электричества, трамваев и Осинстроев. Мы догоняем Америку быстрым темпом, несмотря на то, что Белоруссия отстала от нее на двадцать лет!".
Хроника ударного строительства двух трамвайных линий (Вокзал – Площадь Свободы и Комаровка – Станция Товарная) была такова. В сентябре 1928 года уложили первые рельсы на Советской улице возле электростанции и на новом железобетонном мосту (теперешнее пересечение проспекта Независимости со Свислочью в районе парка им. Горького).
Большие земляные работы проделали там, где сегодня проспект спускается к цирку. Фактически срезали гору – иначе вагоны не одолели бы крутой подъем. На 9 метров расширили Долгобродскую улицу. В районе вокзала проложили широкую улицу Ново-Бобруйскую (ныне Бобруйская). На Бакунинской специально для трамвая построили новый мост через Свислочь.
5 октября 1929 года в проводную воздушную сеть на пробу подали напряжение в 6 тысяч вольт. Милиция ловила хулиганов, забавлявшихся искрами от подброшенных к проводам железяк.
8 октября из Москвы на открытых железнодорожных платформах прибыли пять трамвайных вагонов. "Неистовствовали фотографы, – писала газета "Рабочий". – Аппараты кровожадно щелкали, запечатляя на восприимчивых пластинках вид трамваев: сбоку, анфас, в профиль, с земли, с крыши, на ходу, словно это была галлюцинация и вагоны могли сейчас пропасть из виду, исчезнуть, обернуться очередной отпиской Мытищинского вагоностроительного завода". Еще пять трамваев обещали к 20 октября. Вагон модели КМ с деревянным корпусом имел 32 места для сидения и 40 для проезда стоя.
С оптимистичной статьей "Рабочие окраины приблизились к центру" выступил в "Рабочем" начальник Управления строительства трамвая М. Кадушин.
Главный инженер товарищ Максименко справедливо утверждал, что из-за плохих дорог автобус пока не может первенствовать в городе.
В ночь с 8 на 9 октября 1929 года в Минске сделали пробно-технический пуск трамвая. По линии прошел один вагон, на котором до 4 часов утра успело проехаться все руководство горсовета и комхоза. Убедившись, что городское начальство осталось живо, во втором пробном пуске через сутки решили поучаствовать руководители партии и правительства БССР. С 10 вечера до 3 часов ночи на трамвае ездили тт. Голодед, Яцкевич, Рабинович, а также представители профессиональных и общественных организаций. Торжественный пуск назначили на воскресенье 13 октября 1929 года.
Первые пять вагонов минского трамвая пустили по линии Вокзал – Комаровка, о чем 15 октября сообщила газета "Рабочий".
Сообщалось, что за первый день работы трамвая на нем прокатилось восемь тысяч "платных" пассажиров и около 500 — "бесплатных".
К 1934 году протяженность пути составила 33 километра, на маршруты выходило 56 вагонов. За первый год работы минский трамвай перевез свыше 10 миллионов пассажиров. Страна гордилась тем, что 98 процентов оборудования трамвайного хозяйства столицы Советской Белоруссии было изготовлено на советских заводах.
Между прочим, Мингорсовет установил таксу 10 копеек за весь маршрут (членам профсоюза – 8 копеек), что принципиально отличалось от тогдашнего автобуса, где плату брали за расстояние. Салоны трамваев снабдили табличками с категорическим напоминанием: "Плацiць грошы ўперад, каб не плацiць штрафу".
Первые курсы для водителей трамвая в Минске открылись в 1930 году. Об этом в кинофильме "Через город, через годы" вспоминает водитель трамвая. Героиня рассказывает, как однажды ей пришлось перевозить монумент Ленина от Товарной станции. В другом видео, предоставленном архивистами, можно увидеть новенькие трамвайчики, которые пришли в Минск с Урала в 1948 году.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (23.09 МБ)
Кинофильм "Через город, через годы", 1-2 ч., 1966 г., реж. В.Четвериков, В.Орлов, опер. В.Орлов; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.
Киножурнал "Савецкая Беларусь", № 15, 1948 г., реж. Ю.Стальмаков, опер. В.Китас; киностудия "Беларусьфильм".
Видеоматериалы подготовила главный архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.