Кто и как оформляет самые красивые витрины Минска
09.10.2014 07:50
—
Новости Общества
Наша встреча с витринистами проходила в мастерской сектора оформительских работ. Располагается она на пятом этаже магазина.
Атмосфера здесь царит поистине творческая. На большом столе — ножницы и линейки, ожидающие работы. На полу — коробки с рулонами цветной бумаги, тканью, разноцветной мишурой.
Коллектив мастерской небольшой: четыре специалиста, среди которых и заведующая сектором Ирина Белоусова. В универмаге она трудится уже 14 лет.
— Ирина Ивановна, хочу сделать комплимент нынешней композиции: вам удалось так оригинально соединить музыку и осень.
— Идея родилась неожиданно. Девчатам на глаза попалась картинка, на которой были изображены рука в белой перчатке и музыкальный инструмент. Эту "фишку" и решили использовать. Сложнее пришлось с музыкальными инструментами — они ведь стоят недешево. После длительных переговоров их согласились предоставить Национальный академический народный оркестр Беларуси имени И. Жиновича и Белорусская государственная академия музыки. Барабанную установку предложил предприниматель, торгующий в нашем магазине. А пианино отдал даром один неравнодушный минчанин.
— Какой будет следующая композиция, новогодняя?
— Музыкальную тему оставим, а героев принарядим в новогодние костюмы. Обязательно найдем изюминку.
Еще лет шесть назад оформление внешних витрин ГУМа выполняли по договору специалисты сторонних компаний. А Ирина Ивановна и ее коллеги ограничивались созданием вывесок и композиций в торговых залах.
— Потом сменилось руководство магазина, и наши полномочия расширились, — замечает витринист.
Самым необычным, по мнению Ирины Белоусовой, было оформление, придуманное три года назад к 60-летию ГУМа. Все шесть витрин тогда решили оформить предметами быта каждого из шести десятилетий. С инвентарем помогли коллеги: принесли патефоны, пылесос "Ракета", детские игрушки, мелкую мебель, одежду. Некоторые женские платья оказались такими миниатюрными, что не налезали на манекены.
— Неординарность наших витрин отмечают даже за рубежом, — говорит специалист. — Недавно мы случайно узнали, что весенние витрины ГУМа вошли в рейтинг 40 лучших в мире, который опубликовал российский сайт vitrinistika.ru. Причем фото туда мы не отправляли. Видимо, один из туристов сфотографировал наши композиции и разместил снимки в Интернете.
Труд витриниста лишь с большой натяжкой можно назвать женским. Девушки сами устанавливают оборудование, собирают манекены. Для того чтобы сменить композицию, порой требуется около трех недель.
— Иногда на бумаге все выглядит идеально, а при оформлении чего-то не хватает. Приходится переделывать. Сложность еще и в том, что витринное помещение не отапливается и в нем нет кондиционера: там зимой холодно, летом жарко. Если не проветривать, температура воздуха может доходить до плюс 90 градусов.
Пластиковый инвентарь не выдерживает — начинает плавиться, — замечает заведующая сектором.
— Бывает ли так, что покупатели просят продать наряд с манекена?
— Еще как бывает! Одной минчанке понравилось платье, которое увидела в витрине. Она целый месяц упрашивала руководство магазина продать его. Ей объяснили, что вырез в платье неудачный, поэтому оно надето задом наперед. Горожанка не сдавалась. В итоге желанный товар ей все же продали, правда, после смены композиции.
— Часто ли минчане благодарят витринистов?
— Для многих наш магазин стал родным и близким, ведь он один из старейших в городе. Даже незначительные изменения в оформлении витрин ГУМа не остаются незамеченными. Наши покупатели каждый месяц оставляют положительные отзывы в Книге замечаний и предложений, присылают письма с благодарностями по электронной почте.
Витринный инвентарь хранится на специальных складах. Больше всего там собрано искусственных елок (около 100) и новогодних украшений.
В Беларуси нет специализированных учебных заведений, где можно было бы получить профессию витриниста. Но, как отмечает Ирина Белоусова, главное в ее работе — чувство стиля. А оно может быть у любого человека.