Изыди! «Школьным монстрам» объявлена война
После безрезультатной войной с кружевным бельем и кедами, Госдума России начала атаку на «креативных» производителей товаров для школьников. Речь идет о тетрадях, рюкзаках и других товарах с изображениями черепов, монстров и прочей бесовщины.
Российские законодатели убеждены, что, пытаясь угнаться за тенденциями моды, производители часто пренебрегают моральными принципами и выпускают продукцию, от которой становится жутко даже взрослым.
В Беларуси эта инициатива находит понимание.
В ближайшем будущем Общественный совет по нравственности намерен вплотную заняться вопросом о мерах повышения воспитательного воздействия на детей. В первую очередь, это коснется ответственности родителей за прививание детишкам этических и эстетических понятий.
Какие мультики смотрят дети? Во что играют? Какие игрушки просят им купить? Кто становится героем для ребенка? Чем занимается ребенок в интернете?
По мнению председателя совета Николая Чергинца, сегодня все эти вопросы имеют место. Решать их надо на очень серьезном уровне, с помощью специальной комиссии, в которой должны быть и врачи, и психологи, с учетом времени и происходящих перемен, ведь просто так ничего запрещать нельзя.
Например, нужно проанализировать, как влияет на детей увлеченность куклами-зомби и есть ли, действительно, вред от нанесения на предметы школьной канцелярии, рюкзаки и детскую одежду рисунков с черепами и прочими ужасами.
«Во всем должна быть мера, — считает Николай Чергинец. — Например, запрет мультфильма «Ну, погоди!», за который также ратовала Госдума России, мне кажется неуместным. А вот к куклам надо относиться серьезнее, потому что это не просто какие-то игрушки, они становятся фактически друзьями, о которых дети заботятся. И если у друга будет «собачья голова», о чем тогда можно говорить?»
В то же время председатель совета по нравственности убежден — рубить с плеча нельзя.
«Они из интернета получают столько информации, что уже о каких-то вещах знают больше, чем взрослые! — беспокоится Чергинец. — Если собрать комиссию, которая определит вред, исходящий от какой-либо продукции, в первую очередь надо обсуждать эту проблему с теми, кто эту продукцию выпускает. Если речь идет о детях, нельзя просто лепить картинку. В этом деле должна быть совместная работа врачей, психологов, художников, модельеров, родителей. У нас, к сожалению, всеми этими делами занимается ГОСТ, который, по всей видимости, не заостряет внимание на таких деталях».
Белорусский психолог Надежда Цыркун также поддержала инициативу Госдумы РФ.
«Вы бы погрузили своего ребенка в мир черепов и ужасов? Нет. Картинка влияет на восприятие мира даже, когда ребенок еще не разговаривает, — отметила специалист в комментарии для Naviny.by. — Это элемент психологического воздействия. По сути, картинка зомбирует, а производители, не задумываясь, лепят что угодно и получают за это деньги. Но дело не только в производителях, ведь покупают ребенку вещи, телевизор включают родители. И когда на трехлетней девочке надета майка «Я люблю Париж» или на более старшей —«Целуй меня везде», это о чем-то говорит».
В признании любви к Парижу нет ничего дурного, но все должно быть по возрасту, подчеркнула эксперт: «На трехлетнем ребенке это смотрится пошло».
«Никаких вопросов не вызвали бы майки с надписями «Я люблю маму и папу» или «Знаю буквы», — считает Надежда Цыркун. — Посмотрите на школьниц — одни нимфетки! Понятие красоты исчезает. Теперь модно быть сексуальными. И вот стоит такая пигалица, вся из себя «секси».
Психолог обращает внимание родителей, что если показывать ребенку злые мультики, покупать продукцию с изображением ужасов, у него снизится чувствительность к жестокости. А в будущем это может породить соответствующие действия.
«Ребенок сам не поймет, что тот или иной персонаж плохой, ведь родители включили телевизор, купили майку с монстром. Последствия всего этого — низкий уровень культуры. На одежде должны быть хорошие, добрые, яркие картинки со смыслом. Если даже это майка с черепом, там должен прочитываться посыл. Например, «бедный Йорик» — Гамлет держит на ладони череп. Это понятно», — говорит Надежда Цыркун.
По ее мнению, у нас в принципе «с культурой беда».
«Надо водить детей в театры, на выставки. Их должно быть как можно больше. Необходимо, наконец, понять: главное из министерств — Министерство культуры. Оно должно безгранично финансироваться, потому что культура нужна во всем», — уверена эксперт.
«У человека есть животный и культурный уровень развития — когда мы живем не эмоциями, а восприятием и высшими чувствами, — поясняет Надежда Цыркун. — Это надо прививать детям, а в школах отменяют МХК, потом еще что-нибудь отменят — дождемся».
Мария ВОЙТОВИЧ