Продать машину и выбросить права? Минчане, которые отказались рулить не только в День без автомобиля
22.09.2014 19:27
—
Новости Общества
Из года в год 22 сентября автомобилистам во всем мире предлагается хотя бы на один день отказаться от личного авто. Сегодня любой водитель в Минске мог использовать свое удостоверение в качестве проездного на общественный транспорт и внести свой вклад в улучшение экологической обстановки в городе. Но завтра наступит обычный день, когда даже самые ответственные автомобилисты снова сядут за руль и забудут о выбросах в атмосферу еще на один год. TUT.BY разыскал водителей, которые ездят на общественном транспорте и ходят пешком не только в День без автомобиля.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314708392.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314738189.jpg)
2011-й год стал переломным в водительской карьере Юлии Голубовской. Она переехала из Чижовки на Городской вал, оттуда на Грушевскую – где находится Управление ГАИ – добираться гораздо быстрее и удобнее (в том числе и на общественном транспорте). Перемены в белорусской экономике также поспособствовали идее отказаться от ежедневной езды на авто.
– Для всех, кто работает на госслужбе, было нелегкое время в финансовом плане. И это было основной причиной, почему я перестала каждый день пользоваться авто. Постоянно заправлять его, обслуживать, чинить по необходимости – все это очень дорого. На машину уходили почти все свободные деньги. А ведь их можно потратить на свое развитие, обучение.
Ближайшая остановка от дома Юлии Голубовской – всего в несколько минутах ходьбы. Ждать транспорта долго не пришлось – автобус ездит строго по расписанию. По словам Юлии, на общественном транспорте она добирается до работы за 15 минут, а на машине – за 10.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314745736.jpg)
– Плюс-минус 5 минут не играют существенной роли. А летом в хорошую погоду я иногда и пешком могу пройтись, – рассказывает Юлия. Несмотря на полупустой автобус, она предпочитает добираться на работу стоя. – По Минску передвигаться на общественном транспорте можно без проблем. "Толкотни" я особо не замечаю, но даже если и приходится иногда пару остановок в переполненном транспорте проехать, это можно выдержать. Не такая уж я привередливая.
После того как Юлия Голубовская променяла машину на общественный транспорт, она не спешила с ней расставаться. Долгое время использовала автомобиль для поездок за город, но теперь и вовсе хочет его продать.
– Раньше мне надо было к маме ездить в Могилев (незадолго до этого умер отец), а теперь мы ей уже приобрели там машину. Сейчас, когда едем за город, часто кооперируемся со знакомыми. У сестры еще есть авто, при необходимости, я думаю, смогу им воспользоваться. А так мне машина не нужна. Если даже случаются какие-то мероприятия на выходных в Минске, то на них лучше ехать без автомобиля, чтобы хорошенько провести время, – с юмором напоминает о последствиях нетрезвого вождения инспектор ГАИ.
По словам Юлии, в автомобильные времена она часто приходила домой к полуночи и ничего не успевала. С машиной всегда появлялись какие-то дела и встречи. Теперь свободного времени у нее стало больше, как и денег в кошельке.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314752597.jpg)
На работу к инспектору мы приехали раньше, чем успели задать все интересующие вопросы. Днем у Юлии Голубовской была запланирована акция, посвященная Дню без автомобиля.
– Акция длится всего один день, но, может быть, кто-то из тех, кто ее поддержит, в другой день тоже решит поехать на метро, – делится мнением собеседница, но признается, что никто из знакомых еще не последовал ее примеру. Большинство сотрудников ГАИ приезжают на работу также на авто. Хотя у головного здания мы обнаружили несколько припаркованных велосипедов.
– Я не скажу, что уметь машину вообще не нужно в жизни. Ситуации бывают разные, ко мне иногда обращаются друзья, когда нужно кого-то подменить и сесть за руль. Пока я одна, могу спокойно проехаться на автобусе, но жизнь идет дальше. Мне не надо будет, к примеру, ждать мужа с работы, чтобы куда-то съездить. Я могу сама сесть за руль.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314759523.jpg)
О времени, проведенном за рулем, Юлия Голубовская не жалеет. Говорит, что в последний год перед тем, как поставить машину, часто мечтала стать пассажиром и не думать, куда и как повернуть.
Поддерживаем акцию и на метро добираемся до станции "Институт культуры". На перроне встречаем с электрички председателя "Таварыства беларускай мовы" Олега Трусова, который приехал в Минск на работу из загородного дома под Фаниполем. Как и многие другие минчане, он умеет водить автомобиль, но надеется, что в жизни больше никогда не сядет за руль. Свое водительское удостоверение археолог, преподаватель, общественный деятель и офицер в запасе сдал за ненадобностью в архив вместе с другими документами.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314766144.jpg)
– Купіць для мяне машыну не праблема. Я магу зрабіць гэта хоць сёння, грошы ў мяне ёсць. Але я спадзяюся, што ніколі яе мець не буду. У жыцці павінны быць дзве рэчы – здароўе і грошы. Калі ў мяне ў кішэні грошы, я вазьму любое элітнае таксі і заеду куды трэба. І калі я езджу за мяжу, я таксама езджу альбо на таксоўцы, альбо на грамадскім транспарце. Калі ёсць грошы, машына не патрэбна.
Получить права на вождение автомобиля Олег Анатольевич никогда не мечтал. Он вырос в Мстиславле, где до определенной поры не функционировал даже общественный транспорт. Было принято много ходить пешком. И время, потраченное на прогулку, никогда не считалось потерянным. С детства Олег Трусов невзлюбил технику, особенно запах бензина. Но во времена учебы на военной кафедре ему как офицеру запаса пришлось научиться управлять различными видами транспорта, в том числе и БТР, которыми выписывал "восьмерки". Так что с техникой Олег Трусов знаком отлично, но старается держаться от нее подальше.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314771962.jpg)
– Я археолаг па прафесіі, і транспарта ў нас заўсёды хапала службовага. Калі, дапусцім, купіць машыну, трэба палову жыцця патраціць на яе. Рамонты гэтыя, гараж ёй шукаць, запраўляць бензінам. Ёсць яшчэ праблема, што я перавучаны ляўша, заўжды блытаю, дзе – “права”, а дзе –“лева”. Таму за рулём я магу своечасова не зрэагаваць.
Я на электрычцы з-пад Фаніпаля прыязджаю хутчэй, чым буду ехаць з якой-небудзь Каменнай горкі сюды на машыне. І я не павінен думаць пра тое, каб каго-небудзь не стукнуць.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314777480.jpg)
Электричка привозит Олега Трусова почти прямиком к работе – он преподает в Университете культуры. Помимо загородного дома, у нашего собеседника есть две квартиры в Минске, и всюду он добирается на общественном транспорте – на метро или автобусе. А когда позволяет время, всегда старается пройти пешком – по старой памяти.
– Грамадскі транспарт працуе ў нас не горш, чым у іншых краінах свету, а я часта езджу і магу параўнаць. Адзіная праблема – у нашых аўтобусах пакуль што няма кандыцыянераў. А ў польскіх ўжо стаяць. Не заўседы па графіку ездзяць электрычкі. Калі спазняюцца і адмяняюцца, ніхто прабачэння не просіць. Але наогул, у параўненні з савецкім часам, мінскі грамадскі транспарт сёння – неба і зямля.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314782228.jpg)
Вопрос, нужен автомобиль в городе или нет, может стать темой для дискуссии. Отдавая дань акции, приводим еще несколько мыслей от тех, кто может себе позволить машину, но не видит в этом смысла.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314708392.jpg)
Инспектор ГАИ Юлия Голубовская: "На машину уходили почти все свободные деньги"
Молодая девушка с рюкзаком за плечами, которую можно часто наблюдать на остановке 74-го автобуса на Городском валу, спешит на службу в ГАИ. Юлия Голубовская работает старшим инспектором ДПС специального подразделения по обеспечению дорожной безопасности. Ряды сотрудников Госавтоинспекции она пополнила в 2006 году, а водительское удостоверение получила годом ранее. Стаж вождения у Юлии приличный – около 6 лет по будням она регулярно ездила по городу, а по выходным наезжала по 500 км за городом – гостила у матери в Могилеве.![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314738189.jpg)
2011-й год стал переломным в водительской карьере Юлии Голубовской. Она переехала из Чижовки на Городской вал, оттуда на Грушевскую – где находится Управление ГАИ – добираться гораздо быстрее и удобнее (в том числе и на общественном транспорте). Перемены в белорусской экономике также поспособствовали идее отказаться от ежедневной езды на авто.
– Для всех, кто работает на госслужбе, было нелегкое время в финансовом плане. И это было основной причиной, почему я перестала каждый день пользоваться авто. Постоянно заправлять его, обслуживать, чинить по необходимости – все это очень дорого. На машину уходили почти все свободные деньги. А ведь их можно потратить на свое развитие, обучение.
Ближайшая остановка от дома Юлии Голубовской – всего в несколько минутах ходьбы. Ждать транспорта долго не пришлось – автобус ездит строго по расписанию. По словам Юлии, на общественном транспорте она добирается до работы за 15 минут, а на машине – за 10.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314745736.jpg)
– Плюс-минус 5 минут не играют существенной роли. А летом в хорошую погоду я иногда и пешком могу пройтись, – рассказывает Юлия. Несмотря на полупустой автобус, она предпочитает добираться на работу стоя. – По Минску передвигаться на общественном транспорте можно без проблем. "Толкотни" я особо не замечаю, но даже если и приходится иногда пару остановок в переполненном транспорте проехать, это можно выдержать. Не такая уж я привередливая.
После того как Юлия Голубовская променяла машину на общественный транспорт, она не спешила с ней расставаться. Долгое время использовала автомобиль для поездок за город, но теперь и вовсе хочет его продать.
– Раньше мне надо было к маме ездить в Могилев (незадолго до этого умер отец), а теперь мы ей уже приобрели там машину. Сейчас, когда едем за город, часто кооперируемся со знакомыми. У сестры еще есть авто, при необходимости, я думаю, смогу им воспользоваться. А так мне машина не нужна. Если даже случаются какие-то мероприятия на выходных в Минске, то на них лучше ехать без автомобиля, чтобы хорошенько провести время, – с юмором напоминает о последствиях нетрезвого вождения инспектор ГАИ.
По словам Юлии, в автомобильные времена она часто приходила домой к полуночи и ничего не успевала. С машиной всегда появлялись какие-то дела и встречи. Теперь свободного времени у нее стало больше, как и денег в кошельке.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314752597.jpg)
На работу к инспектору мы приехали раньше, чем успели задать все интересующие вопросы. Днем у Юлии Голубовской была запланирована акция, посвященная Дню без автомобиля.
– Акция длится всего один день, но, может быть, кто-то из тех, кто ее поддержит, в другой день тоже решит поехать на метро, – делится мнением собеседница, но признается, что никто из знакомых еще не последовал ее примеру. Большинство сотрудников ГАИ приезжают на работу также на авто. Хотя у головного здания мы обнаружили несколько припаркованных велосипедов.
– Я не скажу, что уметь машину вообще не нужно в жизни. Ситуации бывают разные, ко мне иногда обращаются друзья, когда нужно кого-то подменить и сесть за руль. Пока я одна, могу спокойно проехаться на автобусе, но жизнь идет дальше. Мне не надо будет, к примеру, ждать мужа с работы, чтобы куда-то съездить. Я могу сама сесть за руль.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314759523.jpg)
О времени, проведенном за рулем, Юлия Голубовская не жалеет. Говорит, что в последний год перед тем, как поставить машину, часто мечтала стать пассажиром и не думать, куда и как повернуть.
Председатель ТБМ Олег Трусов: "З дзяцінства не люблю запах бензіна”
Поддерживаем акцию и на метро добираемся до станции "Институт культуры". На перроне встречаем с электрички председателя "Таварыства беларускай мовы" Олега Трусова, который приехал в Минск на работу из загородного дома под Фаниполем. Как и многие другие минчане, он умеет водить автомобиль, но надеется, что в жизни больше никогда не сядет за руль. Свое водительское удостоверение археолог, преподаватель, общественный деятель и офицер в запасе сдал за ненадобностью в архив вместе с другими документами. ![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314766144.jpg)
– Купіць для мяне машыну не праблема. Я магу зрабіць гэта хоць сёння, грошы ў мяне ёсць. Але я спадзяюся, што ніколі яе мець не буду. У жыцці павінны быць дзве рэчы – здароўе і грошы. Калі ў мяне ў кішэні грошы, я вазьму любое элітнае таксі і заеду куды трэба. І калі я езджу за мяжу, я таксама езджу альбо на таксоўцы, альбо на грамадскім транспарце. Калі ёсць грошы, машына не патрэбна.
Получить права на вождение автомобиля Олег Анатольевич никогда не мечтал. Он вырос в Мстиславле, где до определенной поры не функционировал даже общественный транспорт. Было принято много ходить пешком. И время, потраченное на прогулку, никогда не считалось потерянным. С детства Олег Трусов невзлюбил технику, особенно запах бензина. Но во времена учебы на военной кафедре ему как офицеру запаса пришлось научиться управлять различными видами транспорта, в том числе и БТР, которыми выписывал "восьмерки". Так что с техникой Олег Трусов знаком отлично, но старается держаться от нее подальше.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314771962.jpg)
– Я археолаг па прафесіі, і транспарта ў нас заўсёды хапала службовага. Калі, дапусцім, купіць машыну, трэба палову жыцця патраціць на яе. Рамонты гэтыя, гараж ёй шукаць, запраўляць бензінам. Ёсць яшчэ праблема, што я перавучаны ляўша, заўжды блытаю, дзе – “права”, а дзе –“лева”. Таму за рулём я магу своечасова не зрэагаваць.
Я на электрычцы з-пад Фаніпаля прыязджаю хутчэй, чым буду ехаць з якой-небудзь Каменнай горкі сюды на машыне. І я не павінен думаць пра тое, каб каго-небудзь не стукнуць.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314777480.jpg)
Электричка привозит Олега Трусова почти прямиком к работе – он преподает в Университете культуры. Помимо загородного дома, у нашего собеседника есть две квартиры в Минске, и всюду он добирается на общественном транспорте – на метро или автобусе. А когда позволяет время, всегда старается пройти пешком – по старой памяти.
– Грамадскі транспарт працуе ў нас не горш, чым у іншых краінах свету, а я часта езджу і магу параўнаць. Адзіная праблема – у нашых аўтобусах пакуль што няма кандыцыянераў. А ў польскіх ўжо стаяць. Не заўседы па графіку ездзяць электрычкі. Калі спазняюцца і адмяняюцца, ніхто прабачэння не просіць. Але наогул, у параўненні з савецкім часам, мінскі грамадскі транспарт сёння – неба і зямля.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/09/1411469314782228.jpg)
Вопрос, нужен автомобиль в городе или нет, может стать темой для дискуссии. Отдавая дань акции, приводим еще несколько мыслей от тех, кто может себе позволить машину, но не видит в этом смысла.
Вадим Замировский, фотограф. Окончил автошколу, но от покупки авто воздержался. Предпочитает читать книгу в автобусе, нежели нервничать за рулем.
– Я решил пойти в автошколу, чтобы иметь возможность в любой момент сесть за руль и поехать. Считаю, что для мужчины это обязательный навык. Я могу взять машину у друзей и перевезти, к примеру, какую-нибудь мебель, но мне это нужно максимум раз в месяц. Покупать машину, чтобы садиться за руль максимум раз в месяц, я не вижу резона. Все-таки она будет ломаться, и ее надо обслуживать.
Я не хочу ездить по Минску на машине постоянно, потому что это пробки, это стресс. Я легко добираюсь всюду на общественном транспорте. Иногда, конечно, нужно из Лошицы доехать в Уручье, но такое случается не каждый день. Чаще всего дорога на общественном транспорте занимает не намного больше времени, чем на машине. И в это время я могу читать книгу, а это намного приятнее, чем нервничать за рулем. Кроме того, если я не буду ездить на машине, хоть ненамного, но выбросов в атмосферу будет меньше.Виталий Волянюк, журналист. Пока не видит смысла в покупке авто. Считает, что содержать машину дороже, чем каждый день ездить на такси.
– Смысл покупки машины есть в двух случаях: если на ней нужно часто выезжать за город либо машина нужна для работы. В других случаях с экономической точки зрения иметь машину не вижу смысла. Возьмем цикл длиной 5 лет. Средняя подержанная машина с техобслуживанием, со страхованием и прочим будет стоить не менее 10 тысяч долларов. Оттолкнемся от цены топлива доллар за литр. Если ездить экономично и тратить 2 литра бензина в день, то за год на него уйдет 730 долларов, а за 5 лет придется потратить на топливо 3650 долларов. Все вместе – машина, ее обслуживание и топливо – обойдется в 13 650 долларов за 5 лет. Затем, как правило, люди машину меняют. Автомобиль теряет свою стоимость из года в год, амортизируется. Покупая новую машину, скорее всего, нужно будет доложить еще какие-то деньги.
Средняя стоимость поездки на такси в Минске – примерно 7 долларов. Сумму, затраченную на содержание автомобиля (13650), делим на 7 и получаем 1950 поездок – ими мы можем распорядиться как угодно. Если ездить на такси 2 раза в день (на работу и с работы), этих поездок хватит на 2 года и 7 месяцев. При этом не нужно думать ни о парковке, ни о пробках, ни об обслуживании авто. Если заложить одну поездку на такси в день, а в других случаях, например, воспользоваться метро или купить велосипед и передвигаться на нем в теплое время, можно закрыть вопрос на 5 лет.
По рассказам знакомых-автолюбителей, я понял, что машина отнимает довольно много времени. Поэтому даже если каждый день захочешь пользоваться такси вместо покупки машины, ты экономишь время, а для меня оно гораздо важнее денег. Поэтому я не совсем понимаю культ автомобиля, который, как мне кажется, есть в нашем обществе. Я считаю, что в этом вопросе должен быть здравый смысл. Есть много других полезных вещей, на которые можно потратить деньги, нежели очередная машина, которая будет создавать в городе пробки и загрязнять воздух.