"Любовь и шоковая терапия": гомельчанин снял кино, потратив на это три тысячи долларов

Источник материала:  
11.09.2014 13:37 — Новости Общества
Сергею Филатову 38 лет, он совладелец небольшого бизнеса. У него есть семья, двое детей-старшеклассников, хорошо налаженный быт. Но формула "работа-дом" в последнее время перестала его устраивать. Сергей решился на эксперимент: задумал снять художественный фильм об отношениях мужчины и женщины и выступить в нем в роли режиссера. И сделал это. Правда, с третьей попытки. Так что название фильма  "Испытание" вполне оправдывает себя и в реальной жизни.




"Понимал, что в этом плане я – "зеро"

– После длительных раздумий я решил попробовать свои творческие и организационные способности, посмотреть, что из этого получится,  говорит Сергей Филатов. Подумал, что производство кино вполне доступно в плане творческого самовыражения. Когда я слушаю плохую музыку, никогда не возникает желания написать что-то лучшее. Когда смотрю кино, время от времени думаю о том, что не верю происходящему на экране. Судя по многочисленным фильмам, которые сейчас штампуют на киностудиях, кризис в кино затянулся глубоко и надолго. Мной стали двигать внутренние амбиции: может, у меня и не получится снять лучше, но я смогу сделать не хуже, по крайней мере.

Итак, с прошлого лета Сергей полностью погрузился в захватившую его идею: много читал ("Столько литературы по режиссуре и по сценарию за последнее время перелопатил, что у меня уже была каша в голове"), посещал в Москве мастер-классы по кинопроизводству, наблюдал за процессом съемок.

У меня есть знакомые продюсеры, которые разрешили посмотреть, как снимаются фильмы со звездами класса "А". К примеру, я был в Москве на съемках комедии Гарика Харламова "Легок на помине". Наблюдал за процессом и понял, что он достаточно сложный. На съемку одной сцены, которая в кино длится секунд 30, уходит целый день с учетом подготовительных работ.

Сергей говорит, что хотел основательно подготовиться к реализации задуманного: "Я прекрасно понимал, что в этом плане я "зеро", и мне нужны базовые данные". Около года он думал над идеей кино. Подготовительный процесс занял около четырех месяцев.

На профильных сайтах гомельчанин разместил объявление о том, что ищет сценарий для короткометражного фильма. Говорит, перечитал немало разных историй, но ни одна из них не зацепила.

Прошлой осенью мне на глаза попался сценарий Татьяны Телешовой из Витебска. Она учится в Петербурге на сценариста. Изначально он назывался "Шоковая терапия". Супруги, которые находятся на грани развода, попадают в экстремальную ситуацию и это заставляет их пересмотреть свои отношения. Мне понравилась сама идея: если вы дороги друг другу, не спешите расставаться, потому что один совместно прожитый день может кардинально все изменить. Эта история о том, что угасающая любовь нуждается иногда в шоковой терапии.




При работе над фильмом Сергей изменил сценарий, переписал практически все диалоги. Давал читать его различным специалистам, одни говорили - поправь здесь, другие убери это. Но канва сюжета и идея остались прежними.


"Утром я проснулся и сказал всем отбой"

Для работы над фильмом я решил пригласить профи людей, которые уже были связаны с кино и точно знают, как это делается. Так чтобы в съемочной группе только я один был "чайником". Мне казалось, если я не смогу снять кино при участии профессионалов, то в случае провала пенять придется только на самого себя.

К съемкам фильма Сергей приступил в феврале, придерживаясь "зимней" версии сценария. По его приглашению в Гомель из Москвы и Петербурга приехали актер, звукорежиссер и осветитель, а из Минска оператор и актриса. Сергей говорит, что в Гомеле проблематично найти команду для реализации подобного проекта.

Был февраль. На улице минус 18 градусов. Две мои машины перед началом съемок как назло вышли из строя. Я взял кучу оборудования напрокат. Удалось оперативно раздобыть автомобиль, и мы кое-как добрались до места съемок. Целый день я только и делал, что относил-приносил что-то, кормил всех словом, выполнял функции администратора. Вот эту часть я не продумал заранее. Потом полночи не спал: просматривая отснятый материал, понял, что меня как режиссера на площадке не было, актеры были сами по себе. Мне нужно было обращать больше внимания на то, что происходит в кадре. Утром я проснулся и сказал всем: "Отбой".

Сергей понимал, что приглашенные им профессионалы приехали в расчете на то, что съемки займут пять дней, ведь у них впереди другие проекты. За четыре оставшихся дня с таким подходом без администратора и автомобилей – нереально получить нужный результат. И Сергей принял решение остановить процесс. В тот же день он поехал на вокзал, переоформил билеты и все тут же разъехались по домам.


"Изначально я видел в главной роли Светлану Зеленковскую"

- Осмыслив все, я решил, что кино надо снимать в спокойной обстановке, без спешки и суеты, - говорит Сергей.

Немало времени у него ушло на поиск главной героини, которая сыграла бы роль бизнес-леди. Сергей говорит, где только ни искал этот типаж: и в труппе Гомельского областного драмтеатра, и на сайтах других театров Беларуси. По мнению Сергея, прекрасных актрис много, но по фактуре ни одна не подходила. Он был уверен, что прекрасно вписалась бы в этот образ Светлана Зеленковская, сыгравшая главную роль в фильме "Анастасия Слуцкая".

У меня было желание взять на эту роль актрису достойного уровня. Шли переговоры со Светланой Зеленковской, которая была не против участия в съемках. Но у актрисы маленький ребенок, которому нет еще и года (сын Сергея Михалка. – TUT.BY). В итоге Светлана сказала: "Сергей, давайте не будем мучить друг друга, потому что в Гомель я точно не поеду". Я уже хотел ради нее в Минск съемки перенести: у меня была реальная проблема с выбором актеров.

Через некоторое время Сергей провел еще один кастинг в Минске и остановил свой выбор на минчанке Янине Соборовой, которая учится в Академии искусств. Для Янины это первая работа в кино. На роль ее мужа был утвержден ведущий эфира радио 107,4 FM Евгений Колосов.



Актеры Евгений Колосов, Янина Соборова и оператор Гарик Вепшковский

Казалось бы, все в сборе. Мы планируем съемки на март. Но оператор Гарик Вепшковский заболел, пришлось отложить работу на месяц, - рассказал Сергей. - Гарик Вепшковский минчанин, по образованию актер кино, работал в театре, сейчас зарабатывает на жизнь тем, что снимает свадьбы. В последующем Гарик стал полноценным партнером при съемках этого фильма, с ним можно было обсуждать все рабочие моменты и проблемы.

Сергей говорит, что с момента его задумки было много разных знаков, говорящих ему бросай это дело. Удержало одно нравился сценарий.

Если бы я не верил в эту историю, наверное, забросил бы свою идею, признался он. А так мне хотелось дожать, довести проект до конца. Тем более, что на него уже были потрачены деньги.


"Для меня главное, чтобы зритель поверил в эту историю"

Когда все были в сборе, я начал контролировать процесс съемок. Нашел для этого хорошее место по Черниговскому шоссе. Машину, на которой по сценарию ехали супруги, "одолжил" для съемок мой друг, приехавший на несколько дней из Москвы. Кстати, в эпизодической роли снялся сотрудник банка. А волка сыграла собака Норди породы сибирский хаски.


Хаски Нора в роли волка

У Сергея был полный набор "киношных" приспособлений: что-то взял в Минске напрокат, что-то смастерил сам.







Снимали кино на фотоаппарат Canon 5D Mark III. Планы сверху радиоуправляемым вертолетом с камерой GoPro.


Оператор крепит камеру на капоте автомобиля

В принципе для такого начинающего уровня вполне подходящая техника. Основная задача была обработать потом это видео. Оператор над этим неплохо потрудился, и картинка получилась вполне киношная.




Мы сняли обычную жизненную историю с хэппи-эндом немного сериального формата, которая может на 25 минут отвлечь зрителя от обыденной жизни. Я прекрасно понимаю, что это далеко не шедевр, но если при просмотре у зрителей пробудились какие-то эмоции, считаю, что моя задача достигнута, говорит Сергей.




Всего съемки продолжались 7 дней. На этот раз было затрачено 2 300 долларов. Так что с учетом первого неудачного опыта Сергей потратил на реализацию своего проекта 3 300 долларов.

"Медиа-пространство формирует зависимость к успеху"

Ситуация, о которой рассказывается в фильме, Сергею по жизни не близка: в семье он лидер. Серьезные решения принимает, как правило, он. Говорит, жена с пониманием отнеслась к такому необычному увлечению и не упрекала его за то, что он тратит деньги из семейного бюджета на съемки кино.

Мы уже достигли такого уровня взаимопонимания, когда она чувствует, что в данной ситуации лучше не мешать: если я что-то решил, все равно буду это делать. Жена мне помогала: носила обеды на съемочную площадку, поддерживала меня всячески.


Группа к съемкам готова

Медиа-пространство формирует зависимость к успеху и навязывает нам стереотип понятия "успешность". Хотя никто толком не понимает, что это такое. Если ты счастлив, находишься в гармонии с собой и окружающим миром это и есть индикатор успешности, независимо от того, сколько у тебя денег, недвижимости и машин, рассуждает Сергей. Многие люди обременены мыслями о мнимой успешности, которая связана исключительно с роскошью. Вместе с этим уходит что-то очень важное тепло, душевность как у героини фильма. Точнее, даже не уходит, а нет почвы для появления этих чувств. По крайней мере, я для себя уже такую переоценку сделал. Гонку оставил в прошлом.

Найти дело по душе и чтобы это дело не доставляло проблем твоему окружению такую формулу смысла жизни вывел для себя Сергей. "Потому что можно найти дело по душе водку пить, к примеру и при этом будут страдать близкие люди", пояснил он.

Сергей говорит, что родился в один день с Вуди Алленом, только с промежутком в 40 лет.

У него день рождения 1 декабря 1935 года, а у меня 1 декабря 1975 года. Я в этом какие-то знаки нахожу, смеется он. В целом не могу назвать себя большим киноманом. Как зритель я консервативен. Мне нравятся фильмы Георгия Данелия, Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая. Из современных смотрю с удовольствием "Рассказы" режиссера Михаила Сегала.

И тут же добавил, что после съемок своего фильма совсем по-другому начал смотреть кино:

Я теперь, помимо игры актеров, обращаю внимание на освещение. Пытаюсь понять, почему здесь оператор взял крупный план, а здесь вообще не показал актера, сфокусировавшись на какой-то детали интерьера. То есть раскладываю картинку на пазлы. Но если фильм хороший, забываю обо всем и погружаюсь с головой в происходящее на экране. На мой взгляд, это и есть индикатор того, что фильм удался.


Настройка поляризационного фильтра, чтобы уменьшить блики стекла

Снять фильм может каждый, кто захочет, убежден Сергей. Потому считает, что не сделал ничего выдающегося. Сейчас он хочет попробовать себя в роли продюсера. На этой неделе едет на мастер-класс в Москву к продюсеру Дмитрию Рудовскому (фильмы "Сталинград", "9 рота", "Духless" и др.)

У меня уже есть конкретные бизнес-идеи как можно сделать кино с небольшими затратами до 100 тысяч долларов, но чтобы при этом оно было прокатным, с коммерческим потенциалом. Я буду учиться этой профессии, как можно глубже погружаться в эту кухню. В Минске есть продакшн-студии. Я вел с ними переговоры, и там готовы рассматривать мои идеи.

Что касается дебютного фильма "Испытание", то Сергей говорит, что не ставил перед собой задачи удивить кинокритиков:

Просто хотел в спокойной обстановке попробовать себя в амплуа режиссера, пощупать насколько это мое не мое. Прекрасно понимаю, что критики не очень высоко оценят мой фильм, потому что и по сценарию, и по режиссуре еще работать и работать.

Недавно Сергей сделал закрытый показ своего фильма в одном из гомельских кафе. Затем выложил его на YouTube.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


17 сентября в рамках празднования Дня города фильм "Испытание" покажут на большом экране в Гомельском ГЦК в 19.00 (вход - свободный).
←Родственники Николая Статкевича обратились в милицию по поводу анонимки с угрозами

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика