"Любовь и шоковая терапия": гомельчанин снял кино, потратив на это три тысячи долларов
11.09.2014 13:37
—
Новости Общества
Сергею Филатову 38 лет, он совладелец небольшого бизнеса. У него есть семья, двое детей-старшеклассников, хорошо налаженный быт. Но формула "работа-дом" в последнее время перестала его устраивать. Сергей решился на эксперимент: задумал снять художественный фильм об отношениях мужчины и женщины и выступить в нем в роли режиссера. И сделал это. Правда, с третьей попытки. Так что название фильма "Испытание" вполне оправдывает себя и в реальной жизни.
– После длительных раздумий я решил попробовать свои творческие и организационные способности, посмотреть, что из этого получится, – говорит Сергей Филатов. – Подумал, что производство кино вполне доступно в плане творческого самовыражения. Когда я слушаю плохую музыку, никогда не возникает желания написать что-то лучшее. Когда смотрю кино, время от времени думаю о том, что не верю происходящему на экране. Судя по многочисленным фильмам, которые сейчас штампуют на киностудиях, кризис в кино затянулся глубоко и надолго. Мной стали двигать внутренние амбиции: может, у меня и не получится снять лучше, но я смогу сделать не хуже, по крайней мере.
Итак, с прошлого лета Сергей полностью погрузился в захватившую его идею: много читал ("Столько литературы по режиссуре и по сценарию за последнее время перелопатил, что у меня уже была каша в голове"), посещал в Москве мастер-классы по кинопроизводству, наблюдал за процессом съемок.
– У меня есть знакомые продюсеры, которые разрешили посмотреть, как снимаются фильмы со звездами класса "А". К примеру, я был в Москве на съемках комедии Гарика Харламова "Легок на помине". Наблюдал за процессом и понял, что он достаточно сложный. На съемку одной сцены, которая в кино длится секунд 30, уходит целый день с учетом подготовительных работ.
Сергей говорит, что хотел основательно подготовиться к реализации задуманного: "Я прекрасно понимал, что в этом плане я – "зеро", и мне нужны базовые данные". Около года он думал над идеей кино. Подготовительный процесс занял около четырех месяцев.
На профильных сайтах гомельчанин разместил объявление о том, что ищет сценарий для короткометражного фильма. Говорит, перечитал немало разных историй, но ни одна из них не зацепила.
– Прошлой осенью мне на глаза попался сценарий Татьяны Телешовой из Витебска. Она учится в Петербурге на сценариста. Изначально он назывался "Шоковая терапия". Супруги, которые находятся на грани развода, попадают в экстремальную ситуацию и это заставляет их пересмотреть свои отношения. Мне понравилась сама идея: если вы дороги друг другу, не спешите расставаться, потому что один совместно прожитый день может кардинально все изменить. Эта история о том, что угасающая любовь нуждается иногда в шоковой терапии.
При работе над фильмом Сергей изменил сценарий, переписал практически все диалоги. Давал читать его различным специалистам, одни говорили - поправь здесь, другие – убери это. Но канва сюжета и идея остались прежними.
– Для работы над фильмом я решил пригласить профи – людей, которые уже были связаны с кино и точно знают, как это делается. Так чтобы в съемочной группе только я один был "чайником". Мне казалось, если я не смогу снять кино при участии профессионалов, то в случае провала пенять придется только на самого себя.
К съемкам фильма Сергей приступил в феврале, придерживаясь "зимней" версии сценария. По его приглашению в Гомель из Москвы и Петербурга приехали актер, звукорежиссер и осветитель, а из Минска – оператор и актриса. Сергей говорит, что в Гомеле проблематично найти команду для реализации подобного проекта.
– Был февраль. На улице минус 18 градусов. Две мои машины перед началом съемок как назло вышли из строя. Я взял кучу оборудования напрокат. Удалось оперативно раздобыть автомобиль, и мы кое-как добрались до места съемок. Целый день я только и делал, что относил-приносил что-то, кормил всех – словом, выполнял функции администратора. Вот эту часть я не продумал заранее. Потом полночи не спал: просматривая отснятый материал, понял, что меня как режиссера на площадке не было, актеры были сами по себе. Мне нужно было обращать больше внимания на то, что происходит в кадре. Утром я проснулся и сказал всем: "Отбой".
Сергей понимал, что приглашенные им профессионалы приехали в расчете на то, что съемки займут пять дней, ведь у них впереди другие проекты. За четыре оставшихся дня с таким подходом – без администратора и автомобилей – нереально получить нужный результат. И Сергей принял решение остановить процесс. В тот же день он поехал на вокзал, переоформил билеты и все тут же разъехались по домам.
- Осмыслив все, я решил, что кино надо снимать в спокойной обстановке, без спешки и суеты, - говорит Сергей.
Немало времени у него ушло на поиск главной героини, которая сыграла бы роль бизнес-леди. Сергей говорит, где только ни искал этот типаж: и в труппе Гомельского областного драмтеатра, и на сайтах других театров Беларуси. По мнению Сергея, прекрасных актрис много, но по фактуре ни одна не подходила. Он был уверен, что прекрасно вписалась бы в этот образ Светлана Зеленковская, сыгравшая главную роль в фильме "Анастасия Слуцкая".
– У меня было желание взять на эту роль актрису достойного уровня. Шли переговоры со Светланой Зеленковской, которая была не против участия в съемках. Но у актрисы – маленький ребенок, которому нет еще и года (сын Сергея Михалка. – TUT.BY). В итоге Светлана сказала: "Сергей, давайте не будем мучить друг друга, потому что в Гомель я точно не поеду". Я уже хотел ради нее в Минск съемки перенести: у меня была реальная проблема с выбором актеров.
Через некоторое время Сергей провел еще один кастинг в Минске и остановил свой выбор на минчанке Янине Соборовой, которая учится в Академии искусств. Для Янины это первая работа в кино. На роль ее мужа был утвержден ведущий эфира радио 107,4 FM Евгений Колосов.
– Казалось бы, все в сборе. Мы планируем съемки на март. Но оператор Гарик Вепшковский заболел, пришлось отложить работу на месяц, - рассказал Сергей. - Гарик Вепшковский – минчанин, по образованию актер кино, работал в театре, сейчас зарабатывает на жизнь тем, что снимает свадьбы. В последующем Гарик стал полноценным партнером при съемках этого фильма, с ним можно было обсуждать все рабочие моменты и проблемы.
Сергей говорит, что с момента его задумки было много разных знаков, говорящих ему – бросай это дело. Удержало одно – нравился сценарий.
– Если бы я не верил в эту историю, наверное, забросил бы свою идею, – признался он. – А так мне хотелось дожать, довести проект до конца. Тем более, что на него уже были потрачены деньги.
– Когда все были в сборе, я начал контролировать процесс съемок. Нашел для этого хорошее место – по Черниговскому шоссе. Машину, на которой по сценарию ехали супруги, "одолжил" для съемок мой друг, приехавший на несколько дней из Москвы. Кстати, в эпизодической роли снялся сотрудник банка. А волка сыграла собака Норди породы сибирский хаски.
У Сергея был полный набор "киношных" приспособлений: что-то взял в Минске напрокат, что-то смастерил сам.
Снимали кино на фотоаппарат Canon 5D Mark III. Планы сверху – радиоуправляемым вертолетом с камерой GoPro.
– В принципе для такого начинающего уровня вполне подходящая техника. Основная задача была обработать потом это видео. Оператор над этим неплохо потрудился, и картинка получилась вполне киношная.
– Мы сняли обычную жизненную историю с хэппи-эндом немного сериального формата, которая может на 25 минут отвлечь зрителя от обыденной жизни. Я прекрасно понимаю, что это далеко не шедевр, но если при просмотре у зрителей пробудились какие-то эмоции, считаю, что моя задача достигнута, – говорит Сергей.
Всего съемки продолжались 7 дней. На этот раз было затрачено 2 300 долларов. Так что с учетом первого неудачного опыта Сергей потратил на реализацию своего проекта 3 300 долларов.
– Мы уже достигли такого уровня взаимопонимания, когда она чувствует, что в данной ситуации лучше не мешать: если я что-то решил, все равно буду это делать. Жена мне помогала: носила обеды на съемочную площадку, поддерживала меня всячески.
– Медиа-пространство формирует зависимость к успеху и навязывает нам стереотип понятия "успешность". Хотя никто толком не понимает, что это такое. Если ты счастлив, находишься в гармонии с собой и окружающим миром – это и есть индикатор успешности, независимо от того, сколько у тебя денег, недвижимости и машин, – рассуждает Сергей. – Многие люди обременены мыслями о мнимой успешности, которая связана исключительно с роскошью. Вместе с этим уходит что-то очень важное – тепло, душевность – как у героини фильма. Точнее, даже не уходит, а нет почвы для появления этих чувств. По крайней мере, я для себя уже такую переоценку сделал. Гонку оставил в прошлом.
Найти дело по душе и чтобы это дело не доставляло проблем твоему окружению – такую формулу смысла жизни вывел для себя Сергей. "Потому что можно найти дело по душе – водку пить, к примеру – и при этом будут страдать близкие люди", – пояснил он.
Сергей говорит, что родился в один день с Вуди Алленом, только с промежутком в 40 лет.
– У него день рождения 1 декабря 1935 года, а у меня – 1 декабря 1975 года. Я в этом какие-то знаки нахожу, – смеется он. – В целом не могу назвать себя большим киноманом. Как зритель я консервативен. Мне нравятся фильмы Георгия Данелия, Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая. Из современных смотрю с удовольствием "Рассказы" режиссера Михаила Сегала.
И тут же добавил, что после съемок своего фильма совсем по-другому начал смотреть кино:
– Я теперь, помимо игры актеров, обращаю внимание на освещение. Пытаюсь понять, почему здесь оператор взял крупный план, а здесь вообще не показал актера, сфокусировавшись на какой-то детали интерьера. То есть раскладываю картинку на пазлы. Но если фильм хороший, забываю обо всем и погружаюсь с головой в происходящее на экране. На мой взгляд, это и есть индикатор того, что фильм удался.
Снять фильм может каждый, кто захочет, убежден Сергей. Потому считает, что не сделал ничего выдающегося. Сейчас он хочет попробовать себя в роли продюсера. На этой неделе едет на мастер-класс в Москву к продюсеру Дмитрию Рудовскому (фильмы "Сталинград", "9 рота", "Духless" и др.)
– У меня уже есть конкретные бизнес-идеи как можно сделать кино с небольшими затратами – до 100 тысяч долларов, но чтобы при этом оно было прокатным, с коммерческим потенциалом. Я буду учиться этой профессии, как можно глубже погружаться в эту кухню. В Минске есть продакшн-студии. Я вел с ними переговоры, и там готовы рассматривать мои идеи.
Что касается дебютного фильма "Испытание", то Сергей говорит, что не ставил перед собой задачи удивить кинокритиков:
– Просто хотел в спокойной обстановке попробовать себя в амплуа режиссера, пощупать насколько это мое – не мое. Прекрасно понимаю, что критики не очень высоко оценят мой фильм, потому что и по сценарию, и по режиссуре еще работать и работать.
Недавно Сергей сделал закрытый показ своего фильма в одном из гомельских кафе. Затем выложил его на YouTube.
17 сентября в рамках празднования Дня города фильм "Испытание" покажут на большом экране в Гомельском ГЦК в 19.00 (вход - свободный).
"Понимал, что в этом плане я – "зеро"
– После длительных раздумий я решил попробовать свои творческие и организационные способности, посмотреть, что из этого получится, – говорит Сергей Филатов. – Подумал, что производство кино вполне доступно в плане творческого самовыражения. Когда я слушаю плохую музыку, никогда не возникает желания написать что-то лучшее. Когда смотрю кино, время от времени думаю о том, что не верю происходящему на экране. Судя по многочисленным фильмам, которые сейчас штампуют на киностудиях, кризис в кино затянулся глубоко и надолго. Мной стали двигать внутренние амбиции: может, у меня и не получится снять лучше, но я смогу сделать не хуже, по крайней мере.Итак, с прошлого лета Сергей полностью погрузился в захватившую его идею: много читал ("Столько литературы по режиссуре и по сценарию за последнее время перелопатил, что у меня уже была каша в голове"), посещал в Москве мастер-классы по кинопроизводству, наблюдал за процессом съемок.
– У меня есть знакомые продюсеры, которые разрешили посмотреть, как снимаются фильмы со звездами класса "А". К примеру, я был в Москве на съемках комедии Гарика Харламова "Легок на помине". Наблюдал за процессом и понял, что он достаточно сложный. На съемку одной сцены, которая в кино длится секунд 30, уходит целый день с учетом подготовительных работ.
Сергей говорит, что хотел основательно подготовиться к реализации задуманного: "Я прекрасно понимал, что в этом плане я – "зеро", и мне нужны базовые данные". Около года он думал над идеей кино. Подготовительный процесс занял около четырех месяцев.
На профильных сайтах гомельчанин разместил объявление о том, что ищет сценарий для короткометражного фильма. Говорит, перечитал немало разных историй, но ни одна из них не зацепила.
– Прошлой осенью мне на глаза попался сценарий Татьяны Телешовой из Витебска. Она учится в Петербурге на сценариста. Изначально он назывался "Шоковая терапия". Супруги, которые находятся на грани развода, попадают в экстремальную ситуацию и это заставляет их пересмотреть свои отношения. Мне понравилась сама идея: если вы дороги друг другу, не спешите расставаться, потому что один совместно прожитый день может кардинально все изменить. Эта история о том, что угасающая любовь нуждается иногда в шоковой терапии.
При работе над фильмом Сергей изменил сценарий, переписал практически все диалоги. Давал читать его различным специалистам, одни говорили - поправь здесь, другие – убери это. Но канва сюжета и идея остались прежними.
"Утром я проснулся и сказал всем – отбой"
– Для работы над фильмом я решил пригласить профи – людей, которые уже были связаны с кино и точно знают, как это делается. Так чтобы в съемочной группе только я один был "чайником". Мне казалось, если я не смогу снять кино при участии профессионалов, то в случае провала пенять придется только на самого себя. К съемкам фильма Сергей приступил в феврале, придерживаясь "зимней" версии сценария. По его приглашению в Гомель из Москвы и Петербурга приехали актер, звукорежиссер и осветитель, а из Минска – оператор и актриса. Сергей говорит, что в Гомеле проблематично найти команду для реализации подобного проекта.
– Был февраль. На улице минус 18 градусов. Две мои машины перед началом съемок как назло вышли из строя. Я взял кучу оборудования напрокат. Удалось оперативно раздобыть автомобиль, и мы кое-как добрались до места съемок. Целый день я только и делал, что относил-приносил что-то, кормил всех – словом, выполнял функции администратора. Вот эту часть я не продумал заранее. Потом полночи не спал: просматривая отснятый материал, понял, что меня как режиссера на площадке не было, актеры были сами по себе. Мне нужно было обращать больше внимания на то, что происходит в кадре. Утром я проснулся и сказал всем: "Отбой".
Сергей понимал, что приглашенные им профессионалы приехали в расчете на то, что съемки займут пять дней, ведь у них впереди другие проекты. За четыре оставшихся дня с таким подходом – без администратора и автомобилей – нереально получить нужный результат. И Сергей принял решение остановить процесс. В тот же день он поехал на вокзал, переоформил билеты и все тут же разъехались по домам.
"Изначально я видел в главной роли Светлану Зеленковскую"
- Осмыслив все, я решил, что кино надо снимать в спокойной обстановке, без спешки и суеты, - говорит Сергей.Немало времени у него ушло на поиск главной героини, которая сыграла бы роль бизнес-леди. Сергей говорит, где только ни искал этот типаж: и в труппе Гомельского областного драмтеатра, и на сайтах других театров Беларуси. По мнению Сергея, прекрасных актрис много, но по фактуре ни одна не подходила. Он был уверен, что прекрасно вписалась бы в этот образ Светлана Зеленковская, сыгравшая главную роль в фильме "Анастасия Слуцкая".
– У меня было желание взять на эту роль актрису достойного уровня. Шли переговоры со Светланой Зеленковской, которая была не против участия в съемках. Но у актрисы – маленький ребенок, которому нет еще и года (сын Сергея Михалка. – TUT.BY). В итоге Светлана сказала: "Сергей, давайте не будем мучить друг друга, потому что в Гомель я точно не поеду". Я уже хотел ради нее в Минск съемки перенести: у меня была реальная проблема с выбором актеров.
Через некоторое время Сергей провел еще один кастинг в Минске и остановил свой выбор на минчанке Янине Соборовой, которая учится в Академии искусств. Для Янины это первая работа в кино. На роль ее мужа был утвержден ведущий эфира радио 107,4 FM Евгений Колосов.
– Казалось бы, все в сборе. Мы планируем съемки на март. Но оператор Гарик Вепшковский заболел, пришлось отложить работу на месяц, - рассказал Сергей. - Гарик Вепшковский – минчанин, по образованию актер кино, работал в театре, сейчас зарабатывает на жизнь тем, что снимает свадьбы. В последующем Гарик стал полноценным партнером при съемках этого фильма, с ним можно было обсуждать все рабочие моменты и проблемы.
Сергей говорит, что с момента его задумки было много разных знаков, говорящих ему – бросай это дело. Удержало одно – нравился сценарий.
– Если бы я не верил в эту историю, наверное, забросил бы свою идею, – признался он. – А так мне хотелось дожать, довести проект до конца. Тем более, что на него уже были потрачены деньги.
"Для меня главное, чтобы зритель поверил в эту историю"
– Когда все были в сборе, я начал контролировать процесс съемок. Нашел для этого хорошее место – по Черниговскому шоссе. Машину, на которой по сценарию ехали супруги, "одолжил" для съемок мой друг, приехавший на несколько дней из Москвы. Кстати, в эпизодической роли снялся сотрудник банка. А волка сыграла собака Норди породы сибирский хаски. У Сергея был полный набор "киношных" приспособлений: что-то взял в Минске напрокат, что-то смастерил сам.
Снимали кино на фотоаппарат Canon 5D Mark III. Планы сверху – радиоуправляемым вертолетом с камерой GoPro.
– В принципе для такого начинающего уровня вполне подходящая техника. Основная задача была обработать потом это видео. Оператор над этим неплохо потрудился, и картинка получилась вполне киношная.
– Мы сняли обычную жизненную историю с хэппи-эндом немного сериального формата, которая может на 25 минут отвлечь зрителя от обыденной жизни. Я прекрасно понимаю, что это далеко не шедевр, но если при просмотре у зрителей пробудились какие-то эмоции, считаю, что моя задача достигнута, – говорит Сергей.
Всего съемки продолжались 7 дней. На этот раз было затрачено 2 300 долларов. Так что с учетом первого неудачного опыта Сергей потратил на реализацию своего проекта 3 300 долларов.
"Медиа-пространство формирует зависимость к успеху"
Ситуация, о которой рассказывается в фильме, Сергею по жизни не близка: в семье он лидер. Серьезные решения принимает, как правило, он. Говорит, жена с пониманием отнеслась к такому необычному увлечению и не упрекала его за то, что он тратит деньги из семейного бюджета на съемки кино.– Мы уже достигли такого уровня взаимопонимания, когда она чувствует, что в данной ситуации лучше не мешать: если я что-то решил, все равно буду это делать. Жена мне помогала: носила обеды на съемочную площадку, поддерживала меня всячески.
– Медиа-пространство формирует зависимость к успеху и навязывает нам стереотип понятия "успешность". Хотя никто толком не понимает, что это такое. Если ты счастлив, находишься в гармонии с собой и окружающим миром – это и есть индикатор успешности, независимо от того, сколько у тебя денег, недвижимости и машин, – рассуждает Сергей. – Многие люди обременены мыслями о мнимой успешности, которая связана исключительно с роскошью. Вместе с этим уходит что-то очень важное – тепло, душевность – как у героини фильма. Точнее, даже не уходит, а нет почвы для появления этих чувств. По крайней мере, я для себя уже такую переоценку сделал. Гонку оставил в прошлом.
Найти дело по душе и чтобы это дело не доставляло проблем твоему окружению – такую формулу смысла жизни вывел для себя Сергей. "Потому что можно найти дело по душе – водку пить, к примеру – и при этом будут страдать близкие люди", – пояснил он.
Сергей говорит, что родился в один день с Вуди Алленом, только с промежутком в 40 лет.
– У него день рождения 1 декабря 1935 года, а у меня – 1 декабря 1975 года. Я в этом какие-то знаки нахожу, – смеется он. – В целом не могу назвать себя большим киноманом. Как зритель я консервативен. Мне нравятся фильмы Георгия Данелия, Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая. Из современных смотрю с удовольствием "Рассказы" режиссера Михаила Сегала.
И тут же добавил, что после съемок своего фильма совсем по-другому начал смотреть кино:
– Я теперь, помимо игры актеров, обращаю внимание на освещение. Пытаюсь понять, почему здесь оператор взял крупный план, а здесь вообще не показал актера, сфокусировавшись на какой-то детали интерьера. То есть раскладываю картинку на пазлы. Но если фильм хороший, забываю обо всем и погружаюсь с головой в происходящее на экране. На мой взгляд, это и есть индикатор того, что фильм удался.
Снять фильм может каждый, кто захочет, убежден Сергей. Потому считает, что не сделал ничего выдающегося. Сейчас он хочет попробовать себя в роли продюсера. На этой неделе едет на мастер-класс в Москву к продюсеру Дмитрию Рудовскому (фильмы "Сталинград", "9 рота", "Духless" и др.)
– У меня уже есть конкретные бизнес-идеи как можно сделать кино с небольшими затратами – до 100 тысяч долларов, но чтобы при этом оно было прокатным, с коммерческим потенциалом. Я буду учиться этой профессии, как можно глубже погружаться в эту кухню. В Минске есть продакшн-студии. Я вел с ними переговоры, и там готовы рассматривать мои идеи.
Что касается дебютного фильма "Испытание", то Сергей говорит, что не ставил перед собой задачи удивить кинокритиков:
– Просто хотел в спокойной обстановке попробовать себя в амплуа режиссера, пощупать насколько это мое – не мое. Прекрасно понимаю, что критики не очень высоко оценят мой фильм, потому что и по сценарию, и по режиссуре еще работать и работать.
Недавно Сергей сделал закрытый показ своего фильма в одном из гомельских кафе. Затем выложил его на YouTube.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
17 сентября в рамках празднования Дня города фильм "Испытание" покажут на большом экране в Гомельском ГЦК в 19.00 (вход - свободный).