Для эффективной борьбы с коррупцией в Беларуси необходима гласность и реформа судебной системы
Для эффективной борьбы с коррупцией в Беларуси в первую очередь необходима реформа судебной системы и полная открытость информации по коррупционным делам. К такому выводу пришли участники круглого стола по обсуждению нового законопроекта о борьбе с коррупцией.
«Многие проблемы были бы сняты, если бы в Беларуси была нормальная независимая судебная система», — отметила шеф-редактор газеты «Народная воля» Светлана Калинкина. При этом она подчеркнула, что в последние годы значительно возросло число закрытых судебных заседаний по коррупционным делам.
«Судят милиционеров, военных, чиновников за закрытыми дверями якобы из-за сведений, составляющих государственную тайну, хотя там воровство и коррупция, не имеющие к гостайне никакого отношения», — сказала она.
В свою очередь юрист Владимир Букштынов отметил, что, хотя Беларусь является участником важных международных конвенций по борьбе с коррупцией и белорусское законодательство как комплекс правовых мер по борьбе с этим явлением в целом укладывается в рамки международных стандартов, борьба с коррупцией в стране неэффективна в связи с практикой применения этого законодательства, сообщает БелаПАН.
«Проблема в том, что в таких авторитарных государствах, как Беларусь, органы для борьбы с коррупцией являются зависимыми и действуют только в разрешенных им рамках. Часто их деятельность носит избирательный характер», — сказал он.
Букштынов также подчеркнул, что предоставленная президенту Беларуси возможность освобождать лицо от уголовной ответственности — это «нонсенс, этого нет в других странах». «У нас также есть узаконенное неравенство граждан перед законом. Речь идет о списке лиц, уголовные дела в отношении которых могут возбуждаться только с разрешения президента», — отметил юрист.
Юрист Центра по правам человека Андрей Левников также считает, что необходимо провести реформу судебной системы. «Кроме того, самое страшное для коррупции — это открытость, гласность. Должен быть обеспечен свободный доступ к получению информации и ее свободное распространение, а также защита того, кто сообщает о коррупционном преступлении», — сказал он.