Начался новый учебный год
01.09.2014 08:00
—
Новости Общества
Минск, 1 сентября. В учреждениях образования всех уровней сегодня начнут учебу два миллиона человек. Из них 104 тысячи — первоклассники, что на 4,5 тысячи больше, чем год назад.
В этом учебном году в стране открылись четыре новые школы, рассчитанные на 3 тысячи учебных мест: две — в Минске и по одной — в Гродно и Бресте. Закрыто 87 малокомплектных, преимущественно сельских, школ, в которых обучались от 10 до 40 учеников. В большинстве закрытых школ обучение велось на белорусском языке, однако в Министерстве образования не видят проблемы в выборе для школьников языка обучения.
Как утверждает министр образования Сергей Маскевич, в школах "есть возможность обучаться или на белорусском, или на русском языке". "Но мы сегодня ставим главную задачу: чтобы начиная с дошкольных учебных учреждений, и начальной школы особенно, дети успешно владели и белорусским и русским языком", — заявил министр.
В прошлом учебном году обучение на белорусском языке велось в 148 минских классах, где занимались лишь 1,6% учащихся столицы. По данным председателя комитета по образованию Мингорисполкома Михаила Мирончика, за последние пять лет эти цифры сократились в полтора раза. "В отдельно взятых районах в течение трех последних лет от 16 старших групп дошкольных учреждений к этому году осталась одна, а белорусскоязычных классов в школах и гимназиях и вовсе нет", — сообщил он. На сегодня в Минске работают пять гимназий с белорусским языком обучения — № 4, 9, 14, 23 и 28.
По мнению Мирончика, необходимо развивать "белорусскоязычный сегмент в образовательном пространстве города", для чего в ближайшее время планируется разработать комплексный план мероприятий.
Одним из новшеств нового учебного года станет меньшее количество экзаменов по окончании девятого класса: выпускники будут сдавать три обязательных экзамена — русский и белорусский языки, математику (ранее четыре). Одиннадцатиклассники, наоборот, вместо трех будут сдавать четыре обязательных экзамена — по русскому или белорусскому языку (на выбор), математике, иностранному языку и истории Беларуси.
Внесены изменения в перечень профильных вступительных испытаний для поступления в вузы в 2015 году: абитуриенты, поступающие на специальность "Начальное образование", будут сдавать биологию (ЦТ) и историю Беларуси (ЦТ); "Технический труд и предпринимательство. Обслуживающий труд и предпринимательство", "Технический труд и техническое творчество. Обслуживающий труд и изобразительное искусство" — испытания по творчеству и истории Беларуси (ЦТ); "Классическая филология", "Романо-германская филология", "Восточная филология" — иностранный язык (ЦТ) и историю Беларуси (ЦТ); "Издательское дело" — иностранный язык (ЦТ) и математику (ЦТ); группы специальностей "Право" — обществоведение (ЦТ) и иностранный язык (ЦТ); "Общественное питание" — химию (ЦТ) и математику (ЦТ). Кроме того, изменились приоритеты профильных специальностей на некоторых медицинских и филологических специальностях.
Министерство образования собирается активизировать работу по подготовке педагогов для профильных классов в школах. С прошлого года такие классы могут формироваться в школах на добровольной основе, однако основным условием их создания является наличие квалифицированных кадров. "Родители ведут своих детей в школу, потому что там есть соответствующие педагоги", — подчеркнул министр образования.
В Минске в этом учебном году сформировано 194 старших класса с углубленным изучением предметов, в их числе 74 физико-математических, 86 филологических, 14 обществоведческих, 10 химико-биологических. Кроме того, в столице созданы шесть интегрированных классов для детей с аутизмом. До этого в столице работал один такой класс, в котором обучались трое детей с аутизмом.
В этом году на работу в школы пришли около пяти тысяч молодых специалистов. "Воспроизводство молодых специалистов для учреждений образования обеспечено, — заявил Маскевич. — Другое дело, что нам хотелось бы (и мы над этим будем усиленно работать) повышать закрепляемость молодых специалистов". Министр добавил, что в этом году Минобразования уделит большее внимание развитию наставничества над молодыми работниками.
Следует отметить, что с 1 сентября в среднем на 18% повышены зарплаты педагогическим работникам — за счет сбалансированного увеличения размеров надбавок за квалификационные категории.
Минобразования планирует расширить эксперимент по внедрению отраслевой системы оплаты труда педработников, который в прошлом году проводился в пяти учреждениях среднего образования Минска. По словам Маскевича, эксперимент привел к "значительной дифференциации" зарплат учителей в пределах некоторых школ или микрорайонов, которая в отдельных местах достигала 2,5 млн. рублей. В этом году в эксперимент будут вовлечены несколько школ в Гродно и Гомеле, а также все учреждения общего среднего образования Барановичского района Брестской области.
Анастасия Солонович, БелаПАН.
В этом учебном году в стране открылись четыре новые школы, рассчитанные на 3 тысячи учебных мест: две — в Минске и по одной — в Гродно и Бресте. Закрыто 87 малокомплектных, преимущественно сельских, школ, в которых обучались от 10 до 40 учеников. В большинстве закрытых школ обучение велось на белорусском языке, однако в Министерстве образования не видят проблемы в выборе для школьников языка обучения.
Как утверждает министр образования Сергей Маскевич, в школах "есть возможность обучаться или на белорусском, или на русском языке". "Но мы сегодня ставим главную задачу: чтобы начиная с дошкольных учебных учреждений, и начальной школы особенно, дети успешно владели и белорусским и русским языком", — заявил министр.
В прошлом учебном году обучение на белорусском языке велось в 148 минских классах, где занимались лишь 1,6% учащихся столицы. По данным председателя комитета по образованию Мингорисполкома Михаила Мирончика, за последние пять лет эти цифры сократились в полтора раза. "В отдельно взятых районах в течение трех последних лет от 16 старших групп дошкольных учреждений к этому году осталась одна, а белорусскоязычных классов в школах и гимназиях и вовсе нет", — сообщил он. На сегодня в Минске работают пять гимназий с белорусским языком обучения — № 4, 9, 14, 23 и 28.
По мнению Мирончика, необходимо развивать "белорусскоязычный сегмент в образовательном пространстве города", для чего в ближайшее время планируется разработать комплексный план мероприятий.
Одним из новшеств нового учебного года станет меньшее количество экзаменов по окончании девятого класса: выпускники будут сдавать три обязательных экзамена — русский и белорусский языки, математику (ранее четыре). Одиннадцатиклассники, наоборот, вместо трех будут сдавать четыре обязательных экзамена — по русскому или белорусскому языку (на выбор), математике, иностранному языку и истории Беларуси.
Внесены изменения в перечень профильных вступительных испытаний для поступления в вузы в 2015 году: абитуриенты, поступающие на специальность "Начальное образование", будут сдавать биологию (ЦТ) и историю Беларуси (ЦТ); "Технический труд и предпринимательство. Обслуживающий труд и предпринимательство", "Технический труд и техническое творчество. Обслуживающий труд и изобразительное искусство" — испытания по творчеству и истории Беларуси (ЦТ); "Классическая филология", "Романо-германская филология", "Восточная филология" — иностранный язык (ЦТ) и историю Беларуси (ЦТ); "Издательское дело" — иностранный язык (ЦТ) и математику (ЦТ); группы специальностей "Право" — обществоведение (ЦТ) и иностранный язык (ЦТ); "Общественное питание" — химию (ЦТ) и математику (ЦТ). Кроме того, изменились приоритеты профильных специальностей на некоторых медицинских и филологических специальностях.
Министерство образования собирается активизировать работу по подготовке педагогов для профильных классов в школах. С прошлого года такие классы могут формироваться в школах на добровольной основе, однако основным условием их создания является наличие квалифицированных кадров. "Родители ведут своих детей в школу, потому что там есть соответствующие педагоги", — подчеркнул министр образования.
В Минске в этом учебном году сформировано 194 старших класса с углубленным изучением предметов, в их числе 74 физико-математических, 86 филологических, 14 обществоведческих, 10 химико-биологических. Кроме того, в столице созданы шесть интегрированных классов для детей с аутизмом. До этого в столице работал один такой класс, в котором обучались трое детей с аутизмом.
В этом году на работу в школы пришли около пяти тысяч молодых специалистов. "Воспроизводство молодых специалистов для учреждений образования обеспечено, — заявил Маскевич. — Другое дело, что нам хотелось бы (и мы над этим будем усиленно работать) повышать закрепляемость молодых специалистов". Министр добавил, что в этом году Минобразования уделит большее внимание развитию наставничества над молодыми работниками.
Следует отметить, что с 1 сентября в среднем на 18% повышены зарплаты педагогическим работникам — за счет сбалансированного увеличения размеров надбавок за квалификационные категории.
Минобразования планирует расширить эксперимент по внедрению отраслевой системы оплаты труда педработников, который в прошлом году проводился в пяти учреждениях среднего образования Минска. По словам Маскевича, эксперимент привел к "значительной дифференциации" зарплат учителей в пределах некоторых школ или микрорайонов, которая в отдельных местах достигала 2,5 млн. рублей. В этом году в эксперимент будут вовлечены несколько школ в Гродно и Гомеле, а также все учреждения общего среднего образования Барановичского района Брестской области.
Анастасия Солонович, БелаПАН.