Беженец из Горловки: «Украину я вычеркнул из головы»
У наших соседей-украинцев продолжается война. Можно сказать и корректнее: антитеррористическая операция. А о беженцах «оттуда» можно написать как о «временно находящихся на территории Беларуси украинцах». Но сути это не изменит. На юго-востоке Украины гибнут военные и гражданские лица, а многие жители в страхе покидают свои дома. Хорватская писательница Славенка Дракулич говорит так: «Война начинается с момента, когда вы перестаёте запоминать имена жертв и считаете их цифрами»…
Она рассказывает о жизни последние месяцы в Донецке: «Прокуратуры нет, милиции нет, военкомата нет — есть только ДНР. Тем не менее, им можно позвонить было на горячую линию, и они помогали людям. Наркопритоны они прикрыли. Воды не было — восстановили, электричества не было — тоже появилось. Мужу зарплату не платили на предприятии, с ДНР пришли к директору и разобрались — зарплату выдали».
Женщина не устает благодарить белорусов за помощь: «На Юбилейной (Центр социального обслуживания населения – Naviny.by) продукты дали, одежду, прачечной сегодня воспользовалась. Очень хорошие люди у вас».
Сотрудники Центра туризма говорят, что помогают беженцам и общественные организации, Красный Крест, к примеру, и просто неравнодушные жители Гомеля. Беспокоятся за украинцев и в городском Центре социального обслуживания населения, звонят в центр туризма и спрашивают, нужны ли ещё продукты.
Председатель Гомельского облисполкома поручил подготовить распоряжение, согласно которому украинцы с юго-восточных областей Украины при поступлении на работу будут освобождаться от уплаты за прохождение медосмотра. Гомельский горисполком запланировал провести благотворительную акцию. Люди могут перечислить деньги или передать продукты и вещевые наборы в районные Центры социального обслуживания населения. Ряд общественных организаций уже собирают пожертвования для беженцев.
В Гомельской области первые беженцы из Донецкой и Луганской областей появились еще весной. Сейчас же ежедневно в миграционную службу региона обращается 20-30 украинцев. Только в Гомельский городской центр социального обслуживания населения с июня пришли за помощью более 800 граждан страны-соседки. В Гомеле есть пункт временного размещения, психологической и социальной адаптации беженцев, но он способен приютить только 26 человек.
В Гомельском городском центре туризма и краеведения выделили несколько комнат для проживания украинцев из Донецкой и Луганской областей. Перевести дух тут можно только несколько дней, пока не найдёшь работу и жильё, но украинцы благодарны за любую помощь.
Олег Артемов, житель Горловки, приехал в Гомель с женой брата и ее ребенком. Его 11-летний сын и жена пока в Украине у родственников. На родине мужчина 20 лет проработал шахтером. Пять лет ему оставалось до пенсии. До приезда в Беларусь Олег три недели жил в Крыму. «В Горловке осталась квартира, автомобиль, и даже собака. Но жить там больше невозможно. Работы никакой нет, всё разрушено. О Беларуси слышали много хорошего, видели по телевизору, читали в газетах, что это спокойная страна, поэтому и решили поехать сюда. Люди у вас хорошие, встретили нас по-доброму, помогали, вот комнату дали пока пожить в городском центре туризма, продуктами и одеждой помогли», - рассказывает украинец.
Олег Артемов с племянницей в Гомеле
По его словам, жена брата хоть успела забрать одежду, кое-какие вещи. «Я не стал рисковать, чтобы меня забрали в ряды украинской армии, и мне пришлось бы воевать против своих донбасских. Я шахтер, а не боец. Я не смог бы убить человека. Я ни с кем не воевал, ни на чьей стороне», - подчёркивает Олег. Он вспоминает, что когда уезжал на поезде в Крым, «ополченцы помогали всем желающим уехать, садили в поезда всех: и без билетов, и без денег, без документов, всем помогали уехать от боевых действий». Среди «ополченцев» он видел и своих знакомых, с кем вместе учились, работали или соседствовали.
Сейчас украинцу дали направление на работу в сельскохозяйственное предприятие в Могилевской области. Он согласен на переезд в деревню, так как там дают жилье. В Гомеле же снимать квартиру дорого, и трудно найти высокооплачиваемую работу. Вернётся ли Олег домой, когда там кончатся боевые действия? «Украину я вообще вычеркнул из головы! Я не буду там жить! Я видел, как убивали людей!», - не сдерживает эмоций мужчина? Собираясь на железнодорожный вокзал за билетами в Могилевскую область.
Кто виноват, что в Украине сейчас гибнут люди? «Майдан, однозначно. Он породил войну. Они первые начали бросать коктейли Молотова», - категоричен украинец. Олег не думает, что война скоро завершится. «Если Украина победит Донецк и Луганск — они пойдут дальше на Крым. Если пойдут на Крым — Путин им ответит. Если он им ответит — они НАТО позовут. И хоть бы не развязали Третью Мировую», - сокрушается шахтер.
В соседней комнате центра туризма живет 49-летняя Светлана Николаевна и ее 22-летний сын Дмитрий из Донецка. Решение бросить всё и бежать в Беларусь возникло у них 7 августа. «В этот день бомбили центр Донецка, а я там работала на главпочтамте. Уже вечером мы взяли билеты и 8 августа уехали, сначала в родственникам в Сумах, потом сюда, в Гомель. Мы там не могли оставаться, когда уже снаряды падали рядом, всё разгромлено, работать негде», - женщина не может сдержать слез. В Донецке у неё остался муж и свекор. Ее сын нашел работу в Минске, сейчас ждет звонка, чтобы уехать в столицу вместе с матерью. «Дима и до этих событий уже не планировал жить в Украине. Там у нас все тлело, тлело — и вот загорелось. Коррупция, олигархи, одни богатели, вторые нищали. Что сделано за двадцать три года независимости? Не знаю», - разводит руками Светлана Николаевна.
Алёна ГЕРМАНОВИЧ