Частный приют для животных «Суперкот» – под угрозой закрытия
Первый белорусский частный приют для животных из отлова «Суперкот» появился в Минске около пяти лет назад. Все это время приют существует за счет пожертвований. Каждый год волонтеры пристраивают около тысячи котов и кошек, однако этим летом приют оказался под угрозой закрытия.
Целый год в приюте копили деньги – собирали средства, чтобы начать ремонт в комнате №1. Именно в ней живут полностью здоровые коты, которые ищут хозяев, именно эту комнату можно видеть на страничке онлайн-трансляции. Собирались утеплить стены и пол, построить стеллажи по периметру комнаты.
Но летом в приют один за другим стали поступать тяжело больные коты. Волонтеры боролись за жизнь каждого, всеми силами старались не допустить, чтобы заболели уже живущие в приюте коты и кошки. На прививки, вакцины, капельницы, уколы и посещение ветеринаров волонтеры потратили 23 миллиона рублей. Хотя именно в эту сумму обошлись бы ремонт, корм и аренда помещения за сентябрь.
«Мы зависим только от пожертвований, — рассказывает Виталий Архипович, волонтер. — Но котов у нас 50, и этим летом мы потратили на них все, что у нас было. Работаем уже шестой год. Нельзя сказать, что белорусы совсем не готовы давать деньги на благотворительность. Но о нас забывают — после какой-нибудь акции или публикации в СМИ люди пишут и перечисляют деньги, а потом пропадают».
Нельзя сказать, что приют процветает — пожертвований хватает только на закупку кормов и минимума лекарств. Очень часто волонтеры тратят на животных и свои деньги. «У нас больше принято обращать внимание на проблемы детей или инвалидов, — размышляет Виталий. — Считается, что им помогать как-то правильней. Но ведь коты — это тоже живые существа. И если на руках у тебя кто-то умирает, то ты понимаешь, что совершенно без разницы, человек это или кот. А мнение о том, что котам нельзя помогать, пока у нас есть люди, нуждающиеся в помощи, — обычно оно как раз исходит от тех, кто ни людям, ни котам не помогает».
Только за первые два месяца лета волонтеры «Суперкота» пристроили 205 животных. Однако действия ребят — как капля в море. Ситуация с бездомными животными в Беларуси продолжает ухудшаться. «В этом году очень много котов люди сдали «Фауне города», да и отлов работает. И подвижек в этом направлении нет, — говорит Виталий. — Многие люди до сих пор не знают, что «Фауна» — это не приют, принести туда кота — это почти то же самое, что лично его убить. Или вопрос стерилизации — наши люди почему-то до сих пор думают, что это вредно, чуть ли не издевательство над животным. Хотя на самом деле это только увеличивает продолжительность и комфорт жизни котов и кошек. А то, что кастрация уменьшает активность, — тоже неправда. У меня дома все коты кастрированные, и все они стройные, активные, полноценные животные».
«Мы надеялись, что «Фауна» построит новое здание и расширит площади, на которых содержатся отловленные животные. Или разрешит волонтерам арендовать там помещения. Такие разговоры были, но, в конце концов, в новом здании решили сделать гостиницу для животных. Хотя я не очень понимаю, как можно отдать животное туда, где через дорогу «Фауна». Там гнетет даже просто находиться рядом», — подчеркивает Архипович.
Волонтеры мечтают построить свой приют — купить участок под Минском, возвести здание. Но это невозможно, пока пожертвований едва хватает на еду, лекарства и аренду.
Помочь приюту довольно просто — можно, например, взять там домашнего питомца. Или приходить раз в неделю, помогать с кормлением и уборкой. Можно перечислить деньги на расчетный счет или помогать с пиаром: размещать на сайтах объявления о тех котах, которых хотят пристроить «в добрые руки», писать тексты для объявлений. Но можно сделать и минимум: хотя бы внимательней следить за своим домашним котом, чтобы о нем потом не пришлось заботиться волонтерам.
«Летом большая проблема с форточками, — объясняет Виталий, — если пластиковое окно открывать на проветривание, кошка может в нем застрять. И это заканчивается либо гибелью, либо инвалидностью. Очень много котов выпадает из окон. Кто-то при этом получает травмы, кто-то погибает, кто-то теряется и попадает в «Фауну». А там никто не ищет хозяев, вам повезет, если вы успеете найти и забрать любимца до усыпления. Да и вообще у домашних котов иммунитет слабый, плюс новое страшное место – в таком стрессе «потеряшки» очень предрасположены к болезням».
Если вы нашли на улице бездомного кота или кошку, не стоит надеяться на то, что ее заберут волонтеры. Надо понимать, что, например, в приюте на 60 квадратных метрах живет 50 котов. Дома у каждого волонтера, кроме своего животного, находится от двух до двадцати временных «передержек», то есть животных, которым ищут хозяев. Поэтому, если вам действительно жалко животное — заберите его домой, отнесите к ветеринару, подержите пару недель в карантине и найдите хозяев для бродяжки. Если забрать домой возможности нет, хотя бы сфотографируйте кота на улице и попытайтесь найти ему временный дом сами.
Решить проблему бездомных котов на белорусских улицах в ближайшее время не получится. Но можно сделать хотя бы пару мелочей, которые зависят от каждого из нас. «Если у вас во дворе периодически появляются котята, найдите кошку, которая их рожает, отвезите к ветеринару, стерилизуйте, подержите дома 2-3 дня и потом выпустите назад на улицу, — советует Виталий. — Кот будет жить дальше, как и жил, но не сможет плодить все новых и новых котят».
Ксения ЦЫГАНОК