«Уродливо самобытное» образование в Беларуси. Учитель заинтересован в том, чтобы плохо учить

Источник материала:  
24.08.2014 19:50 — Новости Общества

 

В Беларуси учитель материально заинтересован в плохом преподавании своего предмета в школе, поскольку это дает возможность больше зарабатывать на репетиторстве, заявил в субботу, 23 августа, в Могилеве на общественных слушаниях о состоянии белорусского образования член Общественного Болонского комитета, бывший проректор Европейского гуманитарного университета профессор Владимир Дунаев. По его мнению, белорусское образование отличает самобытность, которая завела его в тупик…

«Уродливо самобытное» образование в Беларуси. Учитель заинтересован в том, чтобы плохо учить

Низкое качество образования — материальная заинтересованность

«Учитель материально заинтересован в том, чтобы плохо учить. Если он плохо учит, значит, его услуги в качестве репетитора будут востребованы. Нормальное грамотное экономическое поведение — надо учить плохо, чтобы получать больше за репетиторство», — сказал ученый.

Он отметил, что в Беларуси в средней школе учителей в два раза больше, чем в Европе. «Но у нас везде дефицит учителей. Восемь целых шесть десятых ученика приходится на одного учителя, в то время как в Европе средний показатель где-то 15», — сообщил Дунаев.

«Даже чиновники заявляют, что 15 лет назад у нас было 1,5 млн. учеников и 123 тысячи учителей, а сейчас меньше 900 тыс. учеников, но 132 тысячи учителей», — обратил внимание профессор, отметив, что белорусские педагогические университеты готовят 10 тыс. учителей в год, в то время как по нормам надо 3,5 тысячи.

Владимир Дунаев заявил, что при нынешней системе вряд ли имеет смысл говорить о необходимости повышения заработной платы учителям. «Если у нас на учительские специальности идут те, у кого по математике ниже двойки с минусом, а потом они математику преподают, то сколько им ни плати, они лучше учить не будут», — считает профессор.

«Если говорят, давайте учителя избавим от непрофильных занятий. А какие непрофильные занятия — обеспечивать выборы, подписку на государственную прессу, собирать коммунальные недоимки, организовывать сельхозработы? Получается, что обучение — это для них вообще третьестепенной важности задача», — отметил Дунаев.

Профессор также указал, что в Беларуси на самом деле отсутствует бесплатное высшее образование. «Государство, вопреки Конституции, создало систему, в которой нет бесплатного высшего образования из-за распределения, когда требуется: либо плати деньгами, либо отработкой», — сказал Дунаев, отметив, что нынешняя система государственного управления загнала образование в тупик.

По мнению зампредседателя кампании «Говори правду» Андрея Дмитриева, без встраивания белорусской системы образования в единое пространство европейского образования повысить его качество невозможно.


Политическая система и катастрофа образования

Белорусское образование отличает самобытность, которая завела его в тупик, отметил Владимир Дунаев.

«Это началось еще в 90-х, когда мы изобрели каких-то особенных белорусских бакалавров, не похожих ни на каких других. Но апофеозом в 2008 году стал еще один самобытный шаг, последствия которого мы сейчас начинаем осознавать, — когда вместо двенадцатилетки сделали одиннадцатилетку», — сказал ученый, отметив, что в мире можно по пальцам пересчитать страны, где в школе учатся 11 лет, во всех остальных — 12 и 13 лет.

По его словам, Беларусь отказывается придерживаться ценностей европейского образования, в частности не обеспечивает автономность учебных заведений. «Коллектив не в состоянии влиять на стратегию учебного заведения. Им управляет директор или ректор, назначенный сверху и который отвечает только перед начальством и так же бесправен, как коллектив», — сказал Дунаев.

Он отметил, что нынешняя политическая система управления привела белорусское образование к катастрофе. «Ощущение кризиса связано с тем, что впервые для общественности стало очевидно низкое качество среднего образования», — заявил профессор, указав, что это проявилось в невозможности сформировать «нормальный» контингент первокурсников.

«В прошлом году 30% абитуриентов не смогли набрать по математике 15 баллов из 100. Т.е. не смогли получить двойку с минусом, что было проходным баллом. Выяснилось, что даже на бюджетные места не хватает абитуриентов. Но как их может хватать, если в прошлом году у нас был заявлен план приема на 1-й курс 80 тыс. человек, а школу закончило 60 тыс.», — сказал Дунаев.

По его утверждению, в этом году ситуация еще хуже — не смогли сдать математику на 15 баллов уже 40% абитуриентов.

«По доступности образования мы чуть ли не опередили всю планету — на шестом месте в мире. У нас 85% всей молодежи поступает в вузы. Но если мы такие умные, почему мы такие бедные? Почему у нас ВВП на душу населения меньше, чем у Ботсваны?» — задался вопросом ученый.

Вместе с тем, напомним, что Беларусь является одной из немногих стран, которая уклоняется от международных систем мониторинга качества образования. «А они очень важные, потому что позволяют не только поставить диагноз и назначить лечение», — сказал Владимир Дунаев, заявив, что без изменения системы управления никакие реформы в образовании не принесут пользы.

Общественные слушания по проблемам образования в Могилеве прошли в рамках инициативы «Народный референдум», осуществляемой рядом оппозиционных организаций.



Владимир ЛАПЦЕВИЧ

←Эксперты СНГ обсудят проект конвенции об исполнении судебных решений в отношении лиц, приговоренных к наказаниям, не связанным с лишением свободы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика