В Сенненском районе работникам закрывающейся школы предлагают попробовать себя в сельском хозяйстве

Источник материала:  
14.08.2014 10:54 — Новости Общества
С началом нового учебного года в деревне Алексиничи Сенненского района закроется средняя школа. В ней осталось менее 30 учеников. Сам факт, когда малокомплектные учебные заведения перестают существовать, не нов. В минувшем году на Витебщине их было 18. Но Алексиничи - отдельная история, рассказывает "Советская Белоруссия".

Здешняя школа - самая новая в районе. 1998 года постройки. Кроме того, люди, позвонившие в корреспондентский пункт "СБ" в Витебске, уверяли, что найти работу в деревне и без того архисложно: "Фермы закрыты. Правление колхоза давно уехало за 15 километров. Ходят слухи, что на почту скоро замок повесят".

Неужели на населенном пункте, где более 260 жителей, скоро можно будет поставить крест?

А ведь еще в середине 80-х Алексиничи напоминали настоящий город. Там был детский сад, два магазина, клуб, где кино крутили. Крепкий местный колхоз "Заветы Ильича", вспоминает председатель Студенковского сельсовета Олег Боритко, много жилья строил:

- Я прожил в Алексиничах около 30 лет. Я здесь женился и помню, что после свадьбы стоял в очереди на квартиру. Сейчас, наоборот, все стремятся отсюда уехать.

Поворотным моментом, полагают местные жители, стало объединение "Заветов Ильича" с сельхозпредприятием "Пурплево". Колхозная контора переехала в соседнюю деревню. Закрылись фермы. Лет 15 назад в школу ходили более сотни ребятишек.

К нынешнему году, по подсчетам Боритко, который в Алексиничской СШ директорствовал последние 7, их осталось 28:

- Молодежь уезжает. В прошлом году в школе уже не было 1, 7 и 9-го классов. Если бы учебный процесс продолжался, в учебное заведение записались бы всего 2 первоклассника.

Алексиничская школа - это кирпичное двухэтажное здание. Со спортзалом, стадионом. Вокруг растут хризантемы, гортензии, туи, яблони, лиственницы, канадская ель, можжевельник.

В пруду, уверяет Юлия Савлевич, исполняющая обязанности директора, водятся караси:

- Наши ребята углубленно изучали такие направления, как экология, энергосбережение. Участвовали в научных конференциях и конкурсах, места призовые занимали. Вопрос о закрытии поднимался еще в прошлом году. Тогда среди недовольных родителей настоящие страсти кипели! Сейчас, пожалуй, люди свыклись.

Для Юлии Михайловны, преподавателя белорусского языка и литературы, это первое место работы. Она признается, что воспоминания о нем останутся самые приятные. Живет она в Сенно. И уже нашла вакантное место в одном из банков.

А вот для технических работников, которых я встретил в осиротевших школьных коридорах, вопрос будущего трудоустройства стоит намного острее.

Техничка Наталия Рябушко призналась, что закрытие школы оставит без работы не только ее, но и мужа - школьного сторожа. Повар Татьяна Говорова жаловалась, что с ее профессией устроиться куда-либо практически невозможно:

- Понятно, что без детей школа существовать не может, но ведь другой работы в деревне нет! Поэтому мы за школу так держимся.

Обучение сельского школьника обходится государству сегодня раза в 4 дороже, нежели городского, приводит цифры начальник отдела образования, спорта и туризма Сенненского райисполкома Людмила Аниськович:

- Деньги сегодня все считают. Но самое грустное в Алексиничах - демография. Перспектив появления там учеников мы не видим. Поэтому школу закрываем, а оставшихся в деревне детей будем возить в Студенку. Для этого уже куплен новый школьный автобус.

Практически все 13 педагогов трудоустроены в другие учебные заведения. Техническим работникам, которых также 13, предлагаем попробовать себя в сельском хозяйстве. Кое-кто уже отправился на зерноток. В Алексиничах это единственное место, где кипит работа.

Когда я туда приехал, там чистили семенной горох. Правда, в голосе бывшего школьного библиотекаря Людмилы Миронько, переквалифицировавшейся в весовщика, оптимистических ноток я не услыхал:

- В школе я зарплату стабильно получала, а сельхозпредприятие с людьми еще за июнь не полностью расплатилось.

Школьные кочегары стали машинистами зерносушилки. Они и их коллеги тоже не в восторге от заработков в "Пурплево". Говорят, зимой за две недели там всего по 300 тысяч получали. На сушилке обещают более 2 миллионов в месяц. Но ведь работа эта - сезонная.

Люди из Алексиничей продолжают уезжать. Кто - в город. Кто - на заработки в Россию. Как остановить поток? Этот вопрос я адресовал председателю Сенненского райисполкома Василию Череднику:

- В ближайшее время на территории старой ремонтной мастерской в Алексиничах "Пурплево" откроет ферму по содержанию быков в загоне. Найдется хорошая работа для 4 человек. Других более крупных проектов в районе, который находится вдалеке от больших дорог, пока нет.

Местных бизнесменов мы ориентируем на развитие деревообработки, торговли. Наши ресурсы - торф, сапропель, озера.

Кстати, в трех километрах от закрывающейся школы в Алексиничах есть замечательное лесное озеро. Если найдется инвестор, желающий сделать там пансионат, туристическую или спортивную базу, готов отдать ему здание за одну базовую величину или даже бесплатно. Не потому что я такой добрый. А чтобы сохранить объект, который находится в идеальном состоянии.

Клуб в Алексиничах тоже когда-то был таким. Сегодня он пустует, разрушается. Школа не должна повторить его судьбу. По мнению Василия Анатольевича, его "не слишком раскрученный" район нуждается в хорошей рекламной кампании. Чтобы потенциальные инвесторы, белорусские или российские, узнали о его привлекательных сторонах. Для этого он готов сотрудничать с профессиональными пиарщиками, чтобы обсудить идеи и предложения по созданию позитивного имиджа региона.
←На обновленной Набережной в Бресте появятся фонтан и велодорожки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика