Воздух в Минске портят транспорт и заводы
Качество воздуха в Минске вполне приемлемое в сравнении с другими городами страны и хорошее в сравнении с европейскими столицами, утверждают специалисты. Однако проблемные районы в белорусской столице все же есть.
Фото Александр (sansh135)
По данным мониторинга качества атмосферного воздуха в столице за шесть месяцев 2014 года на примагистральных территориях, в парках и зеленых зонах, в зонах влияния промышленных предприятий было отобрано и исследовано более 8 тысяч проб атмосферного воздуха по 10 веществам.
Доля проб с концентрациями загрязняющих веществ выше максимально разовых предельно допустимых концентраций (ПДК) не превысила двух процентов.
Основной загрязнитель воздуха — формальдегид. Санслужба Минска отмечает, что стабильно низким в атмосферном воздухе остается содержание диоксида серы, бензола, бутадиена-1,3, ксилола, твердых частиц, акролеина. Отмечается тенденция к снижению содержания в атмосферном воздухе оксида углерода.
Мониторинг атмосферного воздуха проводят на 11 стационарных станциях, в том числе на четырех автоматических, установленных в районах проспекта Независимости, 110, улиц Тимирязева, Корженевского и Радиальная.
По результатам стационарных наблюдений, качество воздуха в большинстве контролируемых районов города оценивалось как стабильно хорошее. В единичных пробах воздуха, отобранных в районе ул. Судмалиса, отмечены концентрации формальдегида (1,1 ПДК), диоксида азота в районе ул. Бобруйская (1,3 ПДК). Кратковременные (в течение 20 минут) превышения норматива качества по оксиду азота зафиксированы в районах улиц Тимирязева и Корженевского.
Как отметила в комментарии для Naviny.by начальник информационно-аналитического сектора (мониторинг атмосферного воздуха) Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Богдана Козерук, наиболее проблемными точками на карте города являются улицы Тимирязева и Радиальная.
По данным Минского городского Центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, превышения норматива качества по формальдегиду в 1,1-1,2 раза зафиксированы в районах улиц Руссиянова, Калиновского, Кнорина, Уборевича, Красноармейская-Ульяновская и Рабочего переулка; в 1,3-1,4 раза — в районах улиц Острошицкая, В.Хоружей, Я.Коласа, 1-го Твердого переулка; в 1,5-1,7 раза — в районах улиц Сурганова, Корвата, Орловская и Богдановича.
Максимальная разовая концентрация формальдегида в районах улиц Кошевого и Захарова составляла 2,2 ПДК и 2,4 ПДК, соответственно. Незначительное превышение норматива качества по формальдегиду отмечено даже в парке Горького.
Одномоментные превышения ПДК загрязняющих веществ могут никак не проявляться в средних показателях за неделю, месяц, квартал. «Это связано с тем, что чаще всего случается кратковременное превышение ПДК, вызванное, например, тем, что проехала машина, выбросы которой не соответствовали нормативам. При этом на среднесуточные показатели это не влияет», — пояснила Богдана Козерук.
Вообще же в Минске ситуация с чистотой воздуха лучше, чем во многих столицах: «Это одна из самых благополучных столиц по состоянию воздуха в Европе, хотя проблемные районы есть. Отмечу также, что в странах ЕС требования к состоянию воздуха порой мягче, чем у нас».
Например, для регулирования выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды с неблагоприятными метеоусловиями крупным промышленным и автотранспортным предприятиям города направляется предупреждение о возможном увеличении уровня загрязнения воздуха.
Нарушители экологического законодательства, по вине которых загрязняется воздух, привлекаются к административной ответственности.
«Мы проводим плановые проверки и привлекаем при выявлении нарушений к ответственности по статьям особенной части КоАП. Диапазон штрафов различный. Если доказана вина юридического лица, минимальный порог штрафа — 10 базовых величин», — отметила в комментарии для Naviny.by заместитель начальника отдела государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и водных ресурсов Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Светлана Костян.
Если превышение ПДК вредных веществ выявляется на автоматической станции, установить источник не так просто. Предприятие не станет соглашаться с тем, что оно является виновником загрязнения, будет нарекать на транспортные средства, которые являются величиной переменной.
Например, в районе улицы Радиальной в Минске находится и Тракторный завод, и Моторный завод, а также много автотранспорта.
«Сказать однозначно, что какое-то превышение ПДК вредных веществ вызвано выбросами конкретного предприятия, нельзя. При этом предприятия работают над тем, чтобы снизить свое негативное влияние на окружающую среду. Например, сейчас на Тракторном заводе происходит реконструкция оборудования, что позволит сократить выбросы загрязняющих веществ», — пояснила Светлана Костян.
Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются работающие на улице Радиальной, часто бывающие там или проживающие поблизости — это не самый приятный «химический» запах.
«Нормативы в отношении запаха не устанавливаются, и его наличие чаще всего автоматически не означает превышение ПДК вредных веществ. Это доказывают наблюдения и проверки по фактам жалоб. Хотя понять недовольство людей, живущих в районе, где много предприятий, можно», — отметила специалист
И все же основным источником загрязнения воздуха в Минске остается транспорт — на его долю приходится 85% вредных выбросов.
В июне Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды и ГАИ проводили акцию «Чистый воздух», в ходе которой передвижные посты по проверке автомобильного транспорта на соответствие стандартам выясняли, соответствуют ли выбросы нормативам. Как выяснилось, в Минске 5% от числа проверенных автомобилей нарушали нормы по токсичности, а 6% — по дымности. Эти результаты практически не отличаются от прошлогодних.
Возникает вопрос, каким образом такие автомобили проходят технический осмотр?
«Не все понимают, что от того, проходим ли мы регулярный техосмотр автомобиля, отслеживаем ли состояние своей машины, пользуемся ли ею по необходимости или по привычке, зависит чистота воздуха, — говорит Светлана Костян. — Не зря люди в Западной Европе пересели на велосипеды и электромобили. Они исходят из соображений охраны окружающей среды и экономии: в европейских городах из-за ряда ограничений не так просто передвигаться на автомобилях по центру. Кроме того, все парковки в центре городов платные. Если у нас введут подобную систему, это будет только на пользу экологии».
Елена СПАСЮК