"10 лет назад выстраивалась очередь за продукцией, сегодня за потребителя надо бороться". Чем живет лидская "литейка"
21.07.2014 18:03
—
Новости Общества
Как выглядит жизнь Лидского литейно-механического завода, где востребована его продукция, следует ли требованиям времени производство и как юрист по образованию стал начальником литейного цеха, узнавали корреспонденты "Лідскай газеты".
Если черная металлургия в широком смысле включает добычу и обогащение руд черных металлов, изготовление стали и чугуна и выпуск изделий из них, то производство, развернутое на литейно-механическом заводе в Лиде несколько десятилетий назад, как образно говорят сами заводчане, можно назвать малой металлургией. Этому есть объяснение: на лидском предприятии задача состоит в том, чтобы из уже имеющихся шихтовых материалов выплавить чугун определенного состава и отлить продукцию, обладающую необходимыми характеристиками.
Но главной особенностью лидского предприятия является то, что на нем, благодаря уникальным технологиям и профессионализму работающих, производится литье очень высокого качества, соответствующее международным стандартам. О том, что еще является залогом стабильной работы предприятия в непростых экономических условиях, мы побеседовали на днях с заместителем директора ОАО "Лидский литейно-механический завод" Владимиром Кашлеем.
- Рынок продукции, аналогичной той, которая выпускается на нашем заводе, сегодня насыщенный, - отметил вначале Владимир Рычардович, - конкуренция очень большая. И чтобы ее выдерживать, нам приходится не только на высоком уровне поддерживать качество продукции, но и постоянно заниматься поиском новых партнеров, заинтересованных в нашей традиционной продукции, выявлять вновь возникающие потребности в отливках, соответствующих нашему профилю.
- А можно проиллюстрировать это на конкретных примерах?
- В прошлом году мы освоили новые виды отливок - для сельхозмашин. Специально для этого был создан участок мелких серий в литейном цехе. Конечно, крупносерийное производство (сериями свыше тысячи штук деталей) - более выгодное. Но и ограниченные партии, выполненные под заказ, тоже приносят прибыль. Мы развиваем это направление целенаправленно для поставок в Российскую Федерацию, где эти отливки будут применять при производстве почвообрабатывающей техники. На сегодня мы уже освоили пять новых видов отливок, получили на них положительное заключение и уже начали поставки в Волгоградскую область. По мере необходимости (и в соответствии с возможностями нашего производства) мы планируем увеличить количество новых видов отливок для сельхозмашин до 36 наименований.
Внедрение новых видов продукции у нас осуществляется постоянно. Буквально в этом месяце нижегородское предприятие должно поставить нам новую модельную оснастку для карусельно-кокильной машины. Применяя данную оснастку, мы будем производить новые виды чугунных отливок специально под заказ для этого российского предприятия.
Вообще, если не диверсифицировать производство, не искать и не развивать новые направления, можно легко стать банкротом. Ведь рынок устроен так, что всегда что-то отпадает, а что-то становится особенно актуальным и востребованным. Еще лет 10 назад у завода выстраивалась очередь из машин за готовой продукцией, которую, кстати, мы делали по предоплате. Сегодня же за потребителя надо бороться. Наши маркетологи постоянно держат руку на пульсе рынка, изучают, что востребовано. И нам пока удается строить работу так, чтобы обеспечивать оптимальную загрузку предприятия - не менее 500 тонн литья в месяц.
- Вы уже сказали, что ваша продукция востребована в РФ. А куда еще она поставляется?
- Мы являемся основными поставщиками чугунного литья для Минского моторного завода. Кстати, наше предприятие входит в ОАО "Управляющая компания холдинга "Минский моторный завод". В 2014 году мы наладили выпуск четырех новых наименований отливок для освоенного недавно на моторном заводе нового двигателя. Всего же за пять лет сотрудничества с ММЗ освоили для него 48 новых видов отливок. В общем объеме производства продукция, которую мы производим для моторного завода, составляет около 50 процентов. Другая половина нашего литья идет на экспорт - в основном в РФ, а также на Украину.
- Ранее вы отметили, что рынок чугунного литья насыщен. Можете открыть некоторые из секретов: чем "берете" потребителя?
- Это и секретом не назовешь: при оптимальных ценах стараемся обеспечивать максимально высокое качество. Не всегда удается удержать цены на готовую продукцию: дорожают сырье, электроэнергия. Но высокое качество - это наш принцип, мы на этом не экономим. Не скрою, было и такое: наш давний клиент для производства своей продукции польстился на более дешевые отливки азиатского происхождения. Но когда на его продукцию посыпались рекламации, вновь вернулся к нам.
А вообще, в работе с потребителями очень много нюансов. Могу рассказать еще об одном. Вы заметили, что у нас отдел маркетинга находится не за проходной? В него можно запросто зайти с улицы без всяких пропусков, познакомиться с ассортиментом продукции, получить консультацию. А если требуется, например, заверить документ, встретиться с кем-то из руководства завода, посетить производство, то и здесь специалист отдела маркетинга всегда придет на помощь. Думаете, так везде? Кто ездит в командировки, знает: на ином предприятии надо убить уйму времени, чтобы преодолеть все "шлагбаумы", найти нужного человека и поставить подпись, согласовать мелкий вопрос. Мы от этого ушли.
- Литейное производство - это особые условия труда. Раскаленный металл, повышенные требования к безопасности, да и стерильными условия не назовешь. Наверное, не каждый может к ним привыкнуть… Насколько стабильный у вас коллектив?
- Да, производство сложное. Но мы заметили: кто привыкнуть не может - уходит довольно быстро. Если же человек проработал определенное время, прикипел к коллективу, то это уже надолго, порой - до пенсии. Всего у нас работает почти 400 человек. Коллектив дружный. И мы это ценим. На литейно-механическом заводе постоянно ведется работа по улучшению условий труда, регулярно выплачивается зарплата. И к нынешнему профессиональному празднику мы подошли как стабильно работающее предприятие.
Денис Куликов остался без работы, а у него уже была семья, рос сын. И кто знает, как бы сложился его дальнейший путь, если бы в "Лідскай газеце" он случайно не вычитал объявление о том, что на литейно-механический завод требуется заместитель начальника литейного цеха. Его приняли. По случайному совпадению в тот день у Дениса Александровича был день рождения, и с высоты сегодняшнего дня он понимает: судьба к этому дню приготовила ему настоящий подарок. Ему сразу понравился коллектив. И не пугало, что здесь круглосуточное и непростое горячее производство (температура расплавленного металла в печи достигает 1400-1500 С). Смущало одно: технологии были незнакомые.
"Я же был специалистом по сварке, а не по литью, - вспоминал Денис Александрович во время нашего недавнего знакомства. - Но постепенно вошел в курс и даже не ожидал, что литейное производство так затянет. Вскоре я знал многие его тонкости, за что очень благодарен своим учителям - начальнику производства Александру Шкету, бывшему начальнику литейного цеха Сергею Гайдуку.
Сегодня литейный цех возглавляет Денис Куликов. В его подчинении - 118 человек (а раньше было и до 250). Все отливки из чугуна, которые изготавливаются на заводе, делают именно в данном цехе. Это круглосуточное производство останавливается лишь раз в году (во время новогодних праздников), на неделю - для технического ремонта. Все остальное время (за исключением периода, когда он уходит в очередной отпуск) Денис Александрович несет ответственность за бесперебойность работы цеха. Он уже привык, что ему могут позвонить домой ночью, в выходные, если на заводе возникла нештатная ситуация. Привыкли к этому и в семье и относятся с пониманием.
Жена Елена Александровна, учитель музыки СШ №8, и 13-летний сын Александр, ученик шестой школы, - это его самые близкие люди. Вообще, он считает семью самым важным в своей жизни. Поэтому когда разговор зашел об отдыхе, Денис Александрович не задумываясь сказал, что самое любимое его занятие вне работы - проводить время с семьей. "Когда на предприятии организуются поездки, экскурсии, я всегда беру жену и сына", - говорит он. И уточняет при этом, что на литейно-механическом заводе очень приветствуется, когда в различных культурных мероприятиях работники участвуют вместе со своими семьями.
А еще в свободное время Денис Куликов любит, как говорит он сам, "потягать" штангу. Два раза в неделю посещает тренажерный зал в спорткомплексе "Олимпия", но не ради рекордов, а чтоб потренировать различные группы мышц. "Я к этому очень привык. Организм уже требует нагрузки, - говорит он. - И это не только помогает держать организм в тонусе. Я получаю от занятий большое моральное удовлетворение".
Затем мы снова говорим о производстве. И о том, что ему как начальнику цеха приходится решать не только производственные вопросы. Подчиненные обращаются по личному, по зарплате… Но главное для него, конечно, - обеспечение работы оборудования, наличие сырья, соблюдение технологий и техники безопасности, координация труда литейщиков, плавильщиков, наждачников, крановщиков, мастеров. При этом Денис Александрович особо отмечает старшего мастера Николая Павлюченко, которого называет своей правой рукой. А также - мастеров смены Виктора Игнатовича, Ивана Шинковича, Иосифа Хрищановича, молодого мастера Руслана Шкета, литейщиков (они же - бригадиры и его основная опора) Виктора Базылевича, Андрея Жалиса, Виктора Сургиневича, Евгения Рума. Впрочем, каждый из работников цеха на своем месте делает ту необходимую операцию, без которой процесс изготовления отливок нарушился бы и прервался. Здесь в каждой отливке, в прямом смысле, труд всего коллектива.
Если черная металлургия в широком смысле включает добычу и обогащение руд черных металлов, изготовление стали и чугуна и выпуск изделий из них, то производство, развернутое на литейно-механическом заводе в Лиде несколько десятилетий назад, как образно говорят сами заводчане, можно назвать малой металлургией. Этому есть объяснение: на лидском предприятии задача состоит в том, чтобы из уже имеющихся шихтовых материалов выплавить чугун определенного состава и отлить продукцию, обладающую необходимыми характеристиками.
Но главной особенностью лидского предприятия является то, что на нем, благодаря уникальным технологиям и профессионализму работающих, производится литье очень высокого качества, соответствующее международным стандартам. О том, что еще является залогом стабильной работы предприятия в непростых экономических условиях, мы побеседовали на днях с заместителем директора ОАО "Лидский литейно-механический завод" Владимиром Кашлеем.
- Рынок продукции, аналогичной той, которая выпускается на нашем заводе, сегодня насыщенный, - отметил вначале Владимир Рычардович, - конкуренция очень большая. И чтобы ее выдерживать, нам приходится не только на высоком уровне поддерживать качество продукции, но и постоянно заниматься поиском новых партнеров, заинтересованных в нашей традиционной продукции, выявлять вновь возникающие потребности в отливках, соответствующих нашему профилю.
- А можно проиллюстрировать это на конкретных примерах?
- В прошлом году мы освоили новые виды отливок - для сельхозмашин. Специально для этого был создан участок мелких серий в литейном цехе. Конечно, крупносерийное производство (сериями свыше тысячи штук деталей) - более выгодное. Но и ограниченные партии, выполненные под заказ, тоже приносят прибыль. Мы развиваем это направление целенаправленно для поставок в Российскую Федерацию, где эти отливки будут применять при производстве почвообрабатывающей техники. На сегодня мы уже освоили пять новых видов отливок, получили на них положительное заключение и уже начали поставки в Волгоградскую область. По мере необходимости (и в соответствии с возможностями нашего производства) мы планируем увеличить количество новых видов отливок для сельхозмашин до 36 наименований.
Внедрение новых видов продукции у нас осуществляется постоянно. Буквально в этом месяце нижегородское предприятие должно поставить нам новую модельную оснастку для карусельно-кокильной машины. Применяя данную оснастку, мы будем производить новые виды чугунных отливок специально под заказ для этого российского предприятия.
Вообще, если не диверсифицировать производство, не искать и не развивать новые направления, можно легко стать банкротом. Ведь рынок устроен так, что всегда что-то отпадает, а что-то становится особенно актуальным и востребованным. Еще лет 10 назад у завода выстраивалась очередь из машин за готовой продукцией, которую, кстати, мы делали по предоплате. Сегодня же за потребителя надо бороться. Наши маркетологи постоянно держат руку на пульсе рынка, изучают, что востребовано. И нам пока удается строить работу так, чтобы обеспечивать оптимальную загрузку предприятия - не менее 500 тонн литья в месяц.
- Вы уже сказали, что ваша продукция востребована в РФ. А куда еще она поставляется?
- Мы являемся основными поставщиками чугунного литья для Минского моторного завода. Кстати, наше предприятие входит в ОАО "Управляющая компания холдинга "Минский моторный завод". В 2014 году мы наладили выпуск четырех новых наименований отливок для освоенного недавно на моторном заводе нового двигателя. Всего же за пять лет сотрудничества с ММЗ освоили для него 48 новых видов отливок. В общем объеме производства продукция, которую мы производим для моторного завода, составляет около 50 процентов. Другая половина нашего литья идет на экспорт - в основном в РФ, а также на Украину.
- Ранее вы отметили, что рынок чугунного литья насыщен. Можете открыть некоторые из секретов: чем "берете" потребителя?
- Это и секретом не назовешь: при оптимальных ценах стараемся обеспечивать максимально высокое качество. Не всегда удается удержать цены на готовую продукцию: дорожают сырье, электроэнергия. Но высокое качество - это наш принцип, мы на этом не экономим. Не скрою, было и такое: наш давний клиент для производства своей продукции польстился на более дешевые отливки азиатского происхождения. Но когда на его продукцию посыпались рекламации, вновь вернулся к нам.
А вообще, в работе с потребителями очень много нюансов. Могу рассказать еще об одном. Вы заметили, что у нас отдел маркетинга находится не за проходной? В него можно запросто зайти с улицы без всяких пропусков, познакомиться с ассортиментом продукции, получить консультацию. А если требуется, например, заверить документ, встретиться с кем-то из руководства завода, посетить производство, то и здесь специалист отдела маркетинга всегда придет на помощь. Думаете, так везде? Кто ездит в командировки, знает: на ином предприятии надо убить уйму времени, чтобы преодолеть все "шлагбаумы", найти нужного человека и поставить подпись, согласовать мелкий вопрос. Мы от этого ушли.
- Литейное производство - это особые условия труда. Раскаленный металл, повышенные требования к безопасности, да и стерильными условия не назовешь. Наверное, не каждый может к ним привыкнуть… Насколько стабильный у вас коллектив?
- Да, производство сложное. Но мы заметили: кто привыкнуть не может - уходит довольно быстро. Если же человек проработал определенное время, прикипел к коллективу, то это уже надолго, порой - до пенсии. Всего у нас работает почти 400 человек. Коллектив дружный. И мы это ценим. На литейно-механическом заводе постоянно ведется работа по улучшению условий труда, регулярно выплачивается зарплата. И к нынешнему профессиональному празднику мы подошли как стабильно работающее предприятие.
Когда по Цельсию - тысяча пятьсот…
Начальник литейного цеха ОАО "Лидский литейно-механический завод" Денис Куликов в юности мечтал посвятить себя юриспруденции. Но сложилось так, что после окончания школы устроился работать на "Лидсельмаш" слесарем. Потом служил в армии и снова вернулся на то же предприятие, но уже - в качестве сварщика. Параллельно Денис заочно поступил в Минский торгово-экономический колледж, на юридическое отделение. Диплом юриста он получил, но с промышленным производством расстаться не смог. Вскоре ему предложили должность мастера, и постепенно он дорос до заместителя начальника цеха. Следующей ступенькой стала должность начальника цеха - уже на одном из частных промпредприятий. Возможно, молодой и достаточно опытный специалист работал бы там и сегодня. Но частное предприятие… развалилось.Денис Куликов остался без работы, а у него уже была семья, рос сын. И кто знает, как бы сложился его дальнейший путь, если бы в "Лідскай газеце" он случайно не вычитал объявление о том, что на литейно-механический завод требуется заместитель начальника литейного цеха. Его приняли. По случайному совпадению в тот день у Дениса Александровича был день рождения, и с высоты сегодняшнего дня он понимает: судьба к этому дню приготовила ему настоящий подарок. Ему сразу понравился коллектив. И не пугало, что здесь круглосуточное и непростое горячее производство (температура расплавленного металла в печи достигает 1400-1500 С). Смущало одно: технологии были незнакомые.
"Я же был специалистом по сварке, а не по литью, - вспоминал Денис Александрович во время нашего недавнего знакомства. - Но постепенно вошел в курс и даже не ожидал, что литейное производство так затянет. Вскоре я знал многие его тонкости, за что очень благодарен своим учителям - начальнику производства Александру Шкету, бывшему начальнику литейного цеха Сергею Гайдуку.
Сегодня литейный цех возглавляет Денис Куликов. В его подчинении - 118 человек (а раньше было и до 250). Все отливки из чугуна, которые изготавливаются на заводе, делают именно в данном цехе. Это круглосуточное производство останавливается лишь раз в году (во время новогодних праздников), на неделю - для технического ремонта. Все остальное время (за исключением периода, когда он уходит в очередной отпуск) Денис Александрович несет ответственность за бесперебойность работы цеха. Он уже привык, что ему могут позвонить домой ночью, в выходные, если на заводе возникла нештатная ситуация. Привыкли к этому и в семье и относятся с пониманием.
Жена Елена Александровна, учитель музыки СШ №8, и 13-летний сын Александр, ученик шестой школы, - это его самые близкие люди. Вообще, он считает семью самым важным в своей жизни. Поэтому когда разговор зашел об отдыхе, Денис Александрович не задумываясь сказал, что самое любимое его занятие вне работы - проводить время с семьей. "Когда на предприятии организуются поездки, экскурсии, я всегда беру жену и сына", - говорит он. И уточняет при этом, что на литейно-механическом заводе очень приветствуется, когда в различных культурных мероприятиях работники участвуют вместе со своими семьями.
А еще в свободное время Денис Куликов любит, как говорит он сам, "потягать" штангу. Два раза в неделю посещает тренажерный зал в спорткомплексе "Олимпия", но не ради рекордов, а чтоб потренировать различные группы мышц. "Я к этому очень привык. Организм уже требует нагрузки, - говорит он. - И это не только помогает держать организм в тонусе. Я получаю от занятий большое моральное удовлетворение".
Затем мы снова говорим о производстве. И о том, что ему как начальнику цеха приходится решать не только производственные вопросы. Подчиненные обращаются по личному, по зарплате… Но главное для него, конечно, - обеспечение работы оборудования, наличие сырья, соблюдение технологий и техники безопасности, координация труда литейщиков, плавильщиков, наждачников, крановщиков, мастеров. При этом Денис Александрович особо отмечает старшего мастера Николая Павлюченко, которого называет своей правой рукой. А также - мастеров смены Виктора Игнатовича, Ивана Шинковича, Иосифа Хрищановича, молодого мастера Руслана Шкета, литейщиков (они же - бригадиры и его основная опора) Виктора Базылевича, Андрея Жалиса, Виктора Сургиневича, Евгения Рума. Впрочем, каждый из работников цеха на своем месте делает ту необходимую операцию, без которой процесс изготовления отливок нарушился бы и прервался. Здесь в каждой отливке, в прямом смысле, труд всего коллектива.