Судебный эксперт: как злоумышленников находят по татуировкам, а фотороботы помогают раскрыть преступления
01.07.2014 17:38
—
Новости Общества
Вот кто-то в профиль и анфас…
Настоящим асом в этом нелегком деле является ведущий судебный эксперт управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Витебской области Александр Гудым. Он отвечает за ведение кримучетов с помощью автоматизированной системы портретной идентификации и портретно-субъективного изображения неустановленных преступников.
- Ранее в подразделениях розыска велась картотека лиц, представлявших интерес для следствия, и накопилась большая база данных, - рассказал Александр Гудым. - В 90-х годах для облегчения работы с данной картотекой тогда еще экспертом-криминалистом, а ныне ведущим судебным экспертом УГКСЭ по Витебской области Андреем Викторовичем Шайковым была разработана автоматизированная информационная система "Фейс" - программа по просмотру и выборке фотографий подозреваемых.
Появившиеся технические средства позволяли накапливать информацию. Это была уникальная разработка, но она имела недостаток - замыкалась в рамках области. С 2005 года МВД стало закупать унифицированные программы и внедрять их по всей республике. Они более гибкие, позволяют вести расширенный поиск по антропометрическим данным баз и региона, и всей Беларуси.
- Как это происходит?
- Потерпевший обращается к нам, мы составляем субъективный портрет человека, подозреваемого в совершении преступления. Затем с помощью автоматизированной системы портретной идентификации (АСПИ) "Портрет-2005" производим поиск с указанием определенных данных. В системе - около 70 тысяч учетных карт с фотографиями преступников, она выбирает несколько десятков, их затем предъявляют для опознания потерпевшим или свидетелям.
Кроме того, мы можем проверить, тот ли это человек, за которого он себя выдает. Делаем фотографию, помещаем ее в базу данных и получаем ответ. Также с помощью АСПИ производится поиск лица по особым приметам: татуировке, шраму, родинке.
- Александр Николаевич, сейчас все шире применяются камеры видеонаблюдения, видеорегистраторы. Данные с них используете?
- Безусловно. Зачастую именно видеозапись позволяет установить лицо, совершившее правонарушение. Камера зафиксировала незнакомца, мы поместили изображение в систему поиска, получили ответ.
В конце прошлого года к сотрудникам областного управления Госкомитета судебных экспертиз поступила видеозапись с банкомата. Человек снимал деньги с чужой карточки. Кто такой? Ответ нашли наши эксперты, используя имеющиеся технические возможности. Полученные данные были переданы следствию.
Другой случай. Опять-таки в Витебске неизвестный мошенник опустошал карманы доверчивых граждан и думать не думал, что попадется. Но одна из жертв смогла его сфотографировать, благо, сейчас для этого можно воспользоваться мобильным телефоном. По типажам схожести было установлено лицо, совершившее преступления.
У нас открытая граница с Россией, некоторые злоумышленники пытаются использовать это обстоятельство, чтобы скрыться. В этом году в наш город прибыл гражданин Российской Федерации, якобы житель Алтайского края, и попросил предоставить ему статус беженца. Когда его проверили по АСПИ, выяснилось, что имя и фамилия у него другие, и он уже ранее задерживался за совершение правонарушений на территории Республики Беларусь. Так что скрыть свою личность и выдать себя за лицо, нуждающееся в защите, ему не удалось.
А я милого узнаю по подбородку…
Всегда удивлялась, как некоторые люди умудряются, едва взглянув на незнакомца, запомнить его внешность и затем толково и обстоятельно описать ее сотрудникам правоохранительных органов. Это же высший пилотаж внимательности и наблюдательности! Или вспомните Шерлока Холмса, который спустя минуту после знакомства рассказывал удивленному собеседнику, как того зовут, откуда и зачем он приехал и даже какие цветы растут у него дома на клумбе. Может, и мне попробовать себя в роли свидетеля? Правда, для описания лучше взять человека хорошо знакомого, тогда уж точно не оплошаю!…Спустя час уже утирала пот со лба. Сложить из частей лицо, которое вижу ежедневно в течение 30 лет и, казалось бы, изучила до малейших подробностей, никак не удавалось.
- Начинаем с овала, - предлагает Александр Николаевич.
Да их, этих овалов с подбородками, в компьютерной базе сотни! Ага, кажется, вот этот немножко похож. Или все-таки тот? Совмещаем овал с формой головы и начинаем выбирать глаза: посаженные узко или широко, прищуренные или круглые - вариантов снова великое множество. Наконец, дело доходит до носа, и я окончательно теряюсь: "Прямой, без горбинки, узкий, похож на лисий…".
Эксперт улыбается и предлагает вариант за вариантом. В голове у меня каша, а на экране компьютера портрет юноши, лишь весьма отдаленно напоминающий значительно постаревшего человека. Я сдаюсь. Велик и могуч русский язык, много в нем эпитетов и сравнений, но, наверное, далеко не все годятся для составления фоторобота.
- Обычно на такую работу со свидетелем уходит от одного до нескольких часов, - замечает мой терпеливый наставник. - Все зависит от наблюдательности человека и его умения выражать свои мысли. Восприятие у каждого разное. Женщина обращает внимание на одни моменты, мужчина - на другие. Поэтому мы и говорим, что составляем субъективный портрет.
- А какой бы вы дали совет для развития наблюдательности?
- Вообще, наблюдательность развивается в течение жизни. Помочь в этом деле человек может только сам себе. А вот методики описания существуют, и мы ими пользуемся. Но не каждый свидетель и потерпевший склонен идти на сотрудничество с правоохранителями. Поэтому успех в составлении описания или фоторобота во многом зависит от умения сотрудника вести диалог, расположить к себе собеседника. Приходится быть в какой-то степени психологами, но не экстрасенсами, так как работаем с материальными вещественными доказательствами на научной основе, а не с ощущениями и предчувствиями.
Какой портрет, какой пассаж…
А вот описание серийного маньяка Чикатило одной из уцелевших жертв оказалось таким точным, что, используя фоторобот, сотрудники милиции его задержали. Но так как не было других доказательств, маньяка пришлось отпустить, и он продолжал свое страшное дело еще несколько лет.
В наше время
Компьютерная программа, разработанная в университете штата Пенсильвания (США) приблизительно определяет внешность человека, используя его геном. Таким образом, преступник, оставивший на месте преступления хотя бы волосок, в скором времени с ужасом увидит свой фоторобот в объявлениях о розыске.Для составления алгоритма ученые проделали гигантскую работу. Сделали съемки высокого разрешения 592 человек смешанного европеоидного и западноафриканского типа, живущих в США, Бразилии и ряде соседних стран. Использовали эти изображения для создания трехмерных моделей из более чем 7 тысяч точек, для каждой установили степень колебания признаков, оценили лицо по степени мужественности или женственности, узнаваемости этнических признаков. Но оно того стоит!