«Беларусь без крайностей». 09.06.2014 — 14.06.2014
Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» будут анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Евгений Прейгерман
Неоднозначный форум
В Минске прошел 9-й Белорусский международный медиафорум «Партнерство во имя будущего: реалии глобального мира». Событие действительно неординарное и привлекающее к себе внимание.
По словам организаторов, они стремились создать дискуссионную площадку для обмена мнениями и выработки новых идей и концепций представителями экспертного и медиасообщества. И это как раз то, чего нам в Беларуси очень не хватает.
По словам первого замминистра информации Беларуси Лилии Ананич, «медиафорум — это не только эксперт-сессии…, но еще и серьезное обсуждение актуальных проблем развития современного мира».
Понимание важности таких обсуждений для Беларуси со стороны чиновников очень радует. Многие из них часто относятся к такого рода мероприятиям как к пустому и несерьезному «трепу языком». Потому, наверное, что, в отличие от серьезного и наполненного повышенным смыслом перекладывания бумажек в чиновничьих кабинетах, за публичный «треп языком» зарплату не платят.
А к медиафоруму отношение иное. И это хорошо.
Но, к сожалению, реализация этой хорошей идеи выглядит очередной крайностью. Если «серьезное обсуждение актуальных проблем развития современного мира» действительно является целью форума, то и участники на него должны приглашаться соответствующие. Смотря же на некоторых спикеров медиафорума, складывается впечатление, что либо цели у организаторов были на самом деле другие, либо они просто наплевательски подошли к выполнению своей работы.
Никому не в обиду, но большая часть (не все, конечно!) экспертов форума была представлена откровенными фриками и людьми, которым в приличных обществах не подают руки. Например, по причине открытых расистских или неонацистских взглядов.
Какой уровень дискуссии получается с такими экспертами, догадаться не сложно. В результате мероприятие действительно превращается в пустой «треп языком», который только засоряет наше информационное и интеллектуальное пространство и отдаляет нас от понимания реальных процессов в развитии мира и Беларуси.
Думаю, на будущее организаторам медиафорума это стоило бы учесть.
Антон Болточко
Инфлируем потиху
Инфляция остается одной из главных проблем белорусской экономики: за пять месяцев текущего года индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 108,9%, хотя официальный прогноз на этот год — 111,0%. С учетом наблюдаемой динамики, годовой план будет превышен уже по итогам первого полугодия.
Ранее глава Нацбанка Надежда Ермакова признала фиктивность действующего прогноза и сделала ставку на рост инфляции к концу года до 16-17% годовых (декабрь к декабрю).
Причинами ускорения темпов инфляции по итогам мая (+2,2% по сравнению с апрелем) стали два взаимосвязанных явления.
Во-первых, во время ЧМ по хоккею-2014 наблюдался повышенный спрос на отдельные продукты питания, что, соответственно, вызвало повышение цен на них. Цены на колбасные изделия и копчености за месяц выросли на 5,7%, на рыбу и морепродукты пищевые — на 3,2%.
Во-вторых, в связи с ростом спроса и низким предложением отдельных мясных продуктов (из-за снизившегося поголовья свиней после эпидемии африканской чумы в Беларуси в прошлом году) Минэкономики «отпустило» закупочные цены на свинину и курятину. Существующий диспаритет цен и повышенный спрос сыграл свою роль: цены на мясо и птицу за месяц выросли на 14,7%.
ИПЦ по итогам мая мог бы быть и выше, если бы не очередные два фактора:
• сезонное снижение цен на отдельные товары (например, овощи),
• воздержание экономических властей от административного повышения цен и тарифов (кроме мясных продуктов).
Подтверждением тому является базовый индекс инфляции, который игнорирует эти факторы и по итогам мая, по сравнению с прошлым месяцем, составил 102,9%, что на 0,7 процентного пункта больше, чем сводный индекс.
Картинка график
Никита Беляев
Выводы по указам об АПК
Уходящая неделя прошла под знаком разговоров о необходимости реформ. Об этом написал в своей статье помощник президента Кирилл Рудый, да и сам президент провел совещание, посвященное проекту указов о совершенствовании аграрной политики.
Причины для совершенствования действительно есть. Несмотря на некоторые достижения белорусского АПК (рост экспорта в последние годы, успехи молочной промышленности, высокая урожайность по сравнению с другими странами СНГ), аграрии до сих пор далеки от выхода на самоокупаемость. Согласно заявлениям первого вице-премьера Владимира Семашко, глубина госдотаций сельскому хозяйству составляет 49%.
Получается, несмотря на льготные цены на топливо и удобрения, а также миллиарды долларов, выделенные на модернизацию АПК, государство все равно вынуждено в большом объеме поддерживать аграриев.
О том, что конкретно поменяется в сельском хозяйстве с принятием указов, судить рано. Документы недоступны для общего пользования. К тому же, в любой момент в проекты могут быть внесены изменения. Однако анализ заявлений президента, сделанных на совещании, позволяет прийти к ряду выводов.
Во-первых, маловероятно, что указы привнесут кардинальные рыночные изменения. Об этом можно судить по заявлению Александра Лукашенко, сделанному им на фоне предостережений от чрезмерного увлечения свободным ценообразованием:
«Сельское хозяйство — та сфера, которая не любит революционных преобразований».
Во-вторых, одной из основных целей указов, по-видимому, является урегулирование существующих противоречий между различными группами интересов. Речь идет о противоречиях между экономическим блоком и аграриями как по поводу размера госдотаций и стоимости кредитных ресурсов, так и по вопросу реструктуризации задолженности последних.
Не зря президент неоднократно задавал присутствующим на совещании вопрос, устраивают ли предложения указов все заинтересованные стороны? Да и само совещание, на котором широкий круг участников обсуждает положения президентских указов, а глава государства де-факто выступает в роли арбитра, подтверждает это.
Вадим Можейко
Российские образцы
Громких культурных новостей в Беларуси на этой неделе не было, поэтому обратимся к интересному для нас событию из сферы культуры России. Не так давно там были приняты поправки в законодательство, запрещающие использовать мат в теле- и радиоэфире, в кинопрокате и при публичном исполнении произведений искусства.
Скоро последовала реакция: на концерте группы «Ленинград», известной нецензурными песнями, коллега Сергея Шнурова вокалистка Алиса Вокс-Бурмистрова в качестве «предупредительной акции» полностью разделась на сцене (судя по видео, исключительно прилично), а Шнуров это прокомментировал: «Если окончательно запретят мат, то что нам останется делать? Будем просто … на сцене».
Запрет мата — это по сути такая же недопустимая цензура, как и любая другая. Как метко заметил дизайнер Артемий Лебедев, «мат — это не латынь и не суахили. Мат — это и есть русский язык … он не нуждается в ханжеской опеке».
В Беларуси мат на концерте равен мату в общественном месте, и это административное правонарушение, однако на концерте того же Шнурова два года назад организаторы разумно заметили: «Время суток взрослое. Вы взрослые. Вы адекватны в своем желании услышать «Ленинград»?».
Многие здесь готовы поспорить и поддержать цензуру «плохих слов», однако вот как на практике реализуются такие законодательные нормы.
На Московском международном открытом книжном фестивале Минкульт запретил показ спектаклей от Colta.ru: «Душа подушки» (за якобы «пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних») и «Травоядные» (за мат в тексте). Причем запрет очевидно был связан, в первую очередь, с давлением на независимый культурный сайт и первоначально независимый фестиваль.
Для Беларуси здесь очень важен пример солидарности деятелей культуры, которые немедленно массово бойкотировали подцензурный фестиваль, а также слова галериста Марата Гельмана, которые Минкульту надо выучить назубок:
«Культурная институция принципиально не должна вмешиваться в культурную жизнь, художественная политика — это прерогатива художественных институций или художников».
Василий Корф
Белорусы — выросший подросток?
Почему белорусское общество в большинстве своем проявляет лояльность к действующей власти? Ответ на этот вопрос попытался найти Белорусский институт стратегических исследований, представивший результаты исследования «Социальные контракты в современной Беларуси: переменные и константы».
Вообще концепция «социального контракта» вызывает множество критики как в общетеоретическом плане, так и в белорусском контексте. Выводы последнего исследования BISS дают повод еще больше задуматься о том, соответствует ли теоретическая метафора «социальный контракт» общественно-политической реальности в Беларуси. Или же является лишь плодом «игр разума» исследователей. Но в любом случае исследование вызывает интерес.
Первая попытка объяснить стабильность белорусского политического режима была предпринята в 2009 г. Тогда социологи пришли к выводу, что сохранение статус-кво выгодно для большинства белорусов. Как оказалось, кризисные явления начала 2010-х гг. не пошатнули доверие белорусов к власти. Напротив, наши граждане стали выше оценивать предоставляемые государством услуги и выгоды. Но в то же время, они стали и меньше требовать от государства. Директор BISS Алексей Пикулик считает:
«Белорусов можно сравнить с выросшим подростком, который стал больше полагаться на себя, тем не менее, продолжает активно принимать помощь родителей».
Согласно новому социальному контракту, белорусы оправдывают ограничение некоторых своих свобод сохранностью гражданского мира и политической стабильностью в стране. И по всей видимости, в ближайшем будущем не стоит ожидать коренного изменения ситуации. Опросы общественного мнения показывают, что граждане Беларуси ратуют за сохранение статус-кво из-за страха потерь, которые в краткосрочной перспективе могут принести любые реформы. Несмотря на то, что около 75% белорусов считают необходимым проведение реформ, только 15% согласны нести издержки от изменений.
Получается, что в нынешней ситуации реформаторский потенциал, исходящий «снизу», попросту отсутствует. В таком случае какие-либо изменения могут произойти только, если на то будет политическая воля руководства страны.