Христианские ценности власти Беларуси исповедуют избирательно
Православная и католическая церкви Беларуси призывают отменить смертную казнь. Однако власти, которые при каждом удобном случае говорят о своей приверженности христианским ценностям, этот призыв не слышат.
«Православная и католическая церкви Беларуси выступают против смертной казни, мы в этом вопросе едины», — сказал митрополит-архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич 5 июня на пресс-конференции по итогам IV Европейского православно-католического форума, который проходил в Минске 2-5 июня.
Кондрусевич подчеркнул, что для отмены института смертной казни власти должны законодательно отменить ее применение.
«Мы против казни. Жизнь — великий дар Бога. Бог дает жизнь, и только он может ее забрать. Католическая и православная церкви выступают в защиту жизни — от зачатия до смерти», — сказал митрополит Кондрусевич.
Годом ранее в Минске также собирались представители православной и католической церквей — чтобы за круглым столом обсудить проблему смертной казни в Беларуси. В приветствии участникам дискуссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, являющийся теперь почетным патриаршим экзархом, отмечал:
«Белорусская Православная Церковь настойчиво обращала внимание общественности на проблему смертной казни еще в девяностых годах прошлого века. В 1996 году накануне всенародного референдума, на котором, среди прочего, обсуждался вопрос о смертной казни, мы призвали белорусский народ отказаться от такой меры наказания».
Митрополит Филарет подчеркивал, что христиане «не могут оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства…».
О важности и актуальности христианских ценностей говорил 3 июня на встрече с участниками IV Европейского православно-католического форума и Александр Лукашенко.
В частности, он выразил обеспокоенность моральной деформацией общества: «Во многих странах Запада отмечается нравственная деградация общества, отказ от христианских принципов морали, разрушение семейных устоев. Культ потребительства и погоня за удовольствиями становятся реальными угрозами духовного вырождения людей и ущербной трансформации государств».
Лукашенко выразил мнение, что перед белорусским обществом стоят такие же серьезные задачи, как и перед любой европейской страной: «нам необходимо укрепление нравственности и высокой духовности». «Пришла пора вспомнить, что именно христианское мировоззрение является главным культурообразующим фактором, формировавшим саму европейскую цивилизацию», — считает Лукашенко.
О проблеме смертной казни белорусский президент не говорил, тем самым еще раз подтвердив избирательный подход современной власти к христианским ценностям.
Последний раз публично на тему смертной казни Лукашенко говорил 11 октября 2013 года на пресс-конференции для российских региональных СМИ: «Мы не отменили смертную казнь. Я не считаю, что это хорошо, что у нас есть смертная казнь. Но ведь не я причина тому, что она сохраняется. Потому что есть в стране такие процессы, где нужно применять смертную казнь».
Тогда в качестве примера Лукашенко привел теракт в минском метро. «Какое они <виновные> имеют право на жизнь, если погибли люди в метро?» — отметил президент.
Очевидно, пока Лукашенко по тем или иным причинам сам не станет противником смертной казни, Беларусь будет оставаться единственной страной в Европе, где высшей мерой наказания является лишение жизни.
Елена СПАСЮК