Компромисс полезней директивы
Не верь глазам своим
На сайте Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома есть информация о том, что в ОАО «Имени Жукова» Брагинского района «плановая модернизация животноводческих объектов, обновление оборудования позволяют увеличивать объемы производства животноводческой продукции и улучшать ее качество. Предприятие заинтересовано во взаимовыгодных партнерских отношениях по всем направлениям своей деятельности».
Прочитав эти строки, кто-то из инвесторов, возможно, захочет сотрудничать с хозяйством. Благо на сайте есть почтовый адрес предприятия: 247635, Гомельская область, Брагинский район, д. Микуличи. Однако вместо офиса ОАО «Имени Жукова» в этом населенном пункте, который давно стал агрогородком, но в облсельхозпроде почему-то все еще числится деревней, можно найти лишь заброшенное здание администрации КСУП имени Жукова.
О метаморфозах на Брагинщине в редакцию написал местный уроженец Михаил Воронец, проживающий сейчас в Слониме. Озабоченный проблемами земляков, вызванными укрупнением сельхозпредприятий и сельсоветов, он подробно рассказал о шестилетней эпопее микуличских реформ. Не обошлось без обвинений в адрес бывших и нынешних руководителей хозяйства и района. Чтобы проанализировать факты, изложенные в письме, корреспондент «СГ» выехал на место.
Записали агрогородок в неперспективные?
В последнее время многие руководители довольно крепких сельхозпредприятий боятся укрупнения, как черт ладана. Одно дело, когда мощные агрокомбинаты «Снов» и «Дзержинский» не в ущерб собственному производству прирастали другими хозяйствами, и совсем другое, когда директивно объединяют середнячков.
А именно так и случилось в мае 2008 года с СПК «Чырвоны Кастрычнік» и «Бурки» Брагинского района. В трудовых коллективах отнеслись к этому решению спокойно. Посчитали, что там, наверху, знают, что делают.
Встревожились жители агрогородка Микуличи, являвшегося центром укрупненного хозяйства лишь в декабре 2009 года, когда Гомельский областной Совет депутатов упразднил Микуличский сельсовет, включив его территорию в состав Бурковского сельсовета. Это предложение внес Брагинский райсовет, ссылаясь на протокольную запись коллегии Администрации Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года. В ней говорилось, что «наличие большого числа сельсоветов с численностью населения менее 2 тысяч человек неэффективно с точки зрения расширения их налоговой базы, транспортной и социальной сферы, демографического развития, создания на их территориях современных производств, бюджетной самообеспеченности сельсоветов».
По логике вещей центром укрупненной административно-территориальной единицы должен был стать агрогородок Микуличи, так как по своей равнодоступности ко всем населенным пунктам и транспортному обеспечению он занимал оптимальное местоположение. К тому же здесь находились центральная усадьба объединенного хозяйства, средняя школа на 392 ученика (в Бурках — на 196), просторное административное здание сельсовета с залом бракосочетаний, амбулатория врача общей практики с дневным стационаром (в Бурках — ФАП). Однако после того, как с подачи Брагинского райсовета Гомельский областной Совет депутатов принял решение об упразднении Микуличского сельсовета, административный центр автоматически переместился в Бурки.
Злого умысла местных властей, о котором сообщает в письме Михаил Воронец, как выяснилось, не было. Сегодня в Брагинском райисполкоме объясняют, что в 2009 году ставку на агрогородок Бурки сделали лишь потому, что после аварии на ЧАЭС Микуличи оказались в зоне повышенной радиации и подлежали первоочередному отселению. Многие жители покинули деревню. В более чистых Бурках не было массового оттока. На момент укрупнения они опережали соседей по количеству проживающих граждан.
Видимо, в таком подходе можно найти определенную долю формализма. Но, на наш взгляд, главная ошибка местных властей в том, что они внесли предложение в облисполком, не заручившись поддержкой жителей Микуличского сельсовета. А люди не стали молчать, не те нынче времена. Пошли коллективные жалобы в облисполком, Палату представителей, контролирующие органы и средства массовой информации.
Место прописки — поля и фермы
В народе говорят: дерни за ниточку, размотается весь клубок. Порой мы забываем, что все события в нашей жизни не только взаимосвязаны, но и имеют общую тенденцию передавать друг другу определенные импульсы. Не успели в районе решить вопрос с центром сельсовета, как появилась новая головная боль. В августе 2008 года укрупненное хозяйство было реорганизовано в КСУП и стало носить имя Героя Советского Союза Петра Жукова. Жители агрогородка Микуличи гордились, что память об их земляке увековечена. Но зимой 2010 года в конторе хозяйства случилась авария отопительной системы. Временно аграрный штаб переселился в пустующее здание правления бывшего СПК «Бурки». Весной микуличане ждали, что контору отремонтируют и все вернется на круги своя. Однако работавший в то время директор заявил, что в кабинете он не сидит, с утра до вечера колесит по полям и фермам, а для ремонта конторы нужны большие деньги. Поэтому пусть офис остается в Бурках. Преемник его также оказался равнодушным к пожеланиям микуличан. Так четвертый год и базируется хозяйство не по своему юридическому адресу.
Работа над ошибками и не только
В агрогородке Микуличи, который выпал из обоймы административных и хозяйственных «столиц», мы встретились с председателем Бурковского сельского Совета Надеждой Коробкиной. В этой должности женщина трудится 16 лет. Опыта работы с людьми, как говорится, не занимать. Именно благодаря ей напряженность, которая вначале была при укрупнении сельсовета, постепенно спала. Жалоб на труднодоступность к новому центру от жителей агрогородка и деревень упраздненного сельсовета корреспонденту «СГ» услышать не довелось. Раньше они боялись, что возникнут проблемы с дальнейшим развитием их территории. Однако уже после укрупнения в агрогородок и деревню Рыжков проведен природный газ. В Микуличах сдан в эксплуатацию современный сельский клуб, за счет местного бюджета в прошлом году поставлены заборы на центральной улице. Продолжают работать капитально отремонтированная средняя школа, амбулатория врача общей практики с дневным стационаром, комплексный приемный пункт КБО, магазин.
— Понять людей, которые и сегодня переживают, что агрогородок утратил статус сельского административного центра, можно, — говорит Надежда Владимировна. — Ведь даже количество машин, приезжающих в населенный пункт, сократилось в разы. Повседневная жизнь стала менее оживленной. Но люди не обделены вниманием. Каждый четверг я веду прием граждан в бывшем здании Микуличского сельсовета. В иные дни держу связь по рабочему и мобильному телефонам, при необходимости выезжаю в агрогородок и деревни. В каждом населенном пункте держат руку на пульсе мои общественные помощники, избранные местными жителями.
Как видим, ситуация с переносом центра сельсовета постепенно выравнивается. А вот вопрос о местонахождении центральной усадьбы ОАО «Имени Жукова» по своему юридическому адресу по-прежнему остается открытым. Сельчане не раз поднимали его в своих письмах. В район выезжали проверяющие и журналисты. Появлялись публикации в прессе. Местные власти обещали урегулировать ситуацию, но, видимо, руки так и не дошли.
Любые реформы всегда болезненны. Для одних они становятся локомотивом прогресса, другим вносят дискомфорт в привычный уклад жизни. Проблемы, возникающие при реорганизации сельхозпредприятий и изменении сельских территориально-административных границ, не раз поднимались на страницах нашей газеты. Конфликтные ситуации чаще всего носили локальный характер и зависели от человеческого фактора. Появлялись они прежде всего там, где местные чиновники, спеша выполнить очередную директиву, проводили реформирование без учета мнений и пожеланий людей.
Конечно же, это неправильно. Ведь именно их интересы они и призваны защищать. Поиск разумного компромисса, думается, всегда лучше командно-директивного решения проблемы.
Олег КАМИНСКИЙ, «СГ»