Две беды. Одна из них – сельские дороги
Финансовые возможности, которыми располагает сейчас департамент «Белавтодор», позволяют капитально отремонтировать дорогу раз в 150 лет. Между тем износ многих из них достиг критического уровня. За последние три года физические объемы работ по капитальному ремонту сократились в 15 раз, по текущему — в 2 раза. На 80 процентах республиканских дорог превышены межремонтные сроки, около 10 тысяч километров не ремонтировались четверть века. Еще более плачевная ситуация на местных автомобильных дорогах, эксплуатационное состояние которых постоянно снижается. В республике еще остается 11 тысяч километров грунтовых и 26,5 тысячи километров гравийных дорог. Больше всего их в Витебской и Могилевской областях.
Отмена единого дорожного фонда больше всего сказалась именно на местных и межхозяйственных трассах, подъездах ко многим сельским населенным пунктам. Финансирование их содержания значительно уменьшилось или прекратилось вовсе. Теперь многое, если не все, зависит на местах от руководителя сельхозпредприятия. Представители местных органов власти, ГАИ и департамента «Белавтодор» дважды в год проводят контрольные осмотры всей сети автотрасс общего пользования. Выводы вполне предсказуемые: эксплуатационное состояние местных дорог снижается, качество их содержания тоже.
Дорожный фонд позволял рассчитывать на четкие источники финансирования и целевое использование средств. Напомним, денежные ресурсы поступали, в частности, за счет акцизов с бензина, налогов при покупке автомобиля. Сейчас это могли бы быть те же акцизы, сборы за проезд по платным дорогам, система которых расширяется, введенный недавно сбор за допуск к движению транспортных средств.
Концепция новой программы может решить многие вопросы, но никак не общую проблему дорог. Предполагается, что основными источниками финансирования работ по возведению и реконструкции автомагистралей, в первую очередь тех, которые будут платными, станут кредитные средства иностранных и белорусских банков. Их размеры определит Минтранс и облисполкомы по результатам договоренностей с инвесторами.
В департаменте «Белавтодор» признают, что со строительством новых дорог проблем нет — кредиты всегда находятся. Так, на реконструкцию могилевской трассы выделил средства Беларусбанк, за счет кредита Всемирного банка модернизируется дорога М5 Минск—Гомель. Подписано генеральное соглашение между Эксимбанком Китая и белорусским Правительством о предоставлении льготного кредита на финансирование реконструкции дороги Бобруйск—Жлобин.
Конечно, строительство автомагистралей — это и инвестиции, и налоги, и занятость населения. Стоимость одного километра 4-полосной дороги сегодня от 2,5 до 4 миллионов долларов. Средний срок окупаемости белорусских дорог 7,2 года. Так что это достаточно эффективное вложение денег. Причем мы практически не используем импорт. Песок, цемент, щебень, битум — все белорусское.
Погашать взятые в кредит средства частично планируется за счет выручки от проезда международных перевозчиков. Но не пора ли пересмотреть приоритеты и обратить более пристальное внимание на местную сеть? Ведь в недалеком будущем и новым дорогам потребуется ремонт.
Александр ШЕВКО, «СГ»