Где ты летаешь, мой бизнес-ангел?
Придумал гениальную идею, но у тебя нет ни денег для осуществления проекта, ни достаточных знаний? В таком случае молодым и перспективным помогут бизнес-ангелы. Это, как правило, крупные бизнесмены, которые готовы вкладывать личные средства в интересные проекты на ранней стадии развития, когда инвестирование наиболее рискованно.
Во всем мире бизнес-ангелы достаточно популярны. В США, например, их более миллиона. Именно благодаря таким инициативным инвесторам начались истории известных всем компаний Apple, Google, Amazon. В нашей стране поддержкой стартапов занимается одна организация – «Бавин». О том, какие проекты готовы поддержать бизнес-ангелы, мы поговорили с директором этого сообщества Александрой Нестеровой.
– Мы собираем различные бизнес-идеи и каждую пятницу отправляем их на рецензию бизнес-ангелам. Если есть интерес хотя бы к одному проекту, над ним начинают работать наши волонтеры. Молодые и энергичные, они помогают заявителю в вопросах маркетинга, финансов, персонала, технологий. Затем с проектами работает один из бизнесменов. Он проводит мастер-классы. Рассказывает, какие вопросы потенциальные инвесторы могут задать заявителям. И заканчивается эта работа презентационной сессией, которая проходит обычно в конце каждого месяца. На такую встречу попадает около десяти проектов. И там уже решается, интересен проект или нет.
К такой презентационной работе мы добавили проведение конкурса START2GO. В этом году собрали 174 заявки, из которых всего пять попали в финал. Тройка победителей получила денежные призы на развитие проекта.
Куда податься молодому предпринимателю, чтобы не прогореть?
В потребительскую сферу. Это сейчас очень перспективно. Даже на конкурсе выиграли такие проекты. Первое место занял стартап Panaskin с дизайнерскими сумками премиум-класса. На третьем оказался проект «Насiць i несцi беларускае», авторы которого придумали дизайн одежды и бижутерии с национальным орнаментом. Еще одно выгодное направление – IT-индустрия. Но в сообществе мало бизнес-ангелов, которые поддерживают стартапы в этой области. Да, это тренд, он развивается, но по международным стандартам. И там совсем другие инвестиции. Обычно хорошие проекты из этой сферы просят до трех миллионов долларов.
Идеи бизнес-ангелам присылают разные. И финансово перспективные, в которые хочется вложить деньги. И так называемые идеи-«хотелки», никому особо не нужные. Недавно рассматривался проект по распространению приспособления, чтобы есть чипсы. И это не перчатка. Выдумали что-то похожее на лягушку из бумаги, которой вытаскиваешь чипсы из пачки. Просто сегодня человек горит задуманным, а завтра это уже никому не нужно.
Как привлечь инвестора
Как правило, бизнес-ангел обращает внимание на несколько моментов: на идею, финансовую выгоду и самого человека. В таком деле большую роль играют не только деньги, но и взаимопонимание. Ведь инвестор доверяет свои средства незнакомцу.
Нужно отметить и то, что инвестор поможет в осуществлении проекта, но не будет полностью им управлять. Не стоит надеяться, что придет совершенно чужой человек и помимо того, что даст денег, еще и будет вести ваше дело. Так не бывает. Задача бизнес-ангела – помогать, но не руководить.
И еще. Проект ни в коем случае не должен зависеть от конкретного человека. После всех соглашений обсуждаются вопросы о заключении договора, передачи долей. Бизнес-ангелы никогда не забирают контрольный пакет. 51 процент акций обязательно остается у заявителя. Рассматривается лишь вопрос о передаче от 10 до 49 процентов акций. И никак иначе.
Travel-стартапы стоят очень дорого?
Стартап в туризме – это выход на глобальный рынок, что подразумевает большие деньги и очень большую работу. В качестве успешного примера можно привести разработку карты, работающей в оффлайне. Молодые бизнесмены запустились, развиваются, отлично продают и зарабатывают неплохие деньги.
Так что начинать дело можно в любой сфере. Главное, гореть желанием и верить, что твой проект самый лучший.
Почему они это делают
Есть как минимум три причины, по которым успешные бизнесмены начинают помогать реализовать чьи-то идеи. Первая – финансовая: новый интересный стартап – это хорошая возможность заработать, если он выстрелит (а выстреливает примерно один из десяти проинвестированных проектов). Вторая – социальная. Бывают проекты, которые не принесут больших денег, но сделают что-то хорошее для общества и страны. И третья – это опыт общения.
Тебе помогут, если...
- Придумаешь гениальный проект.
- Поверишь, что он на самом деле гениальный.
- Заполнишь краткую анкету на сайте сообщества «Бавин».
- Дождешься ответа.
- Последуешь советам.
- Будешь готов довести дело до конца.
Виктория МИТЬКО, «ЗН»