Где коммунальщики, там посредники. И затраты
Прозрачность тарифов на услуги ЖКХ волнует людей не меньше, чем их рост. Они повышаются постоянно, но коммунальщики упорно напоминают, что жильцы оплачивают не больше 30 процентов. Интересно, 30 процентов от чего? Ведь главного в этой системе — реальной цены ЖКУ — никто до сих пор не знает. По крайней мере, глава государства чехвостит именно за это. И не случайно вслед за деревообработкой пообещал «встряхнуть» Минжилкомхоз, признавая, что в формировании тарифов разобраться невозможно.
Казалось бы, чего проще — открыто опубликовать полный расклад по всем издержкам производства, по всем производителям, чтобы каждый видел, за что платит. Нет же, жэковские начальники возвели структуру затрат, свои собственные административные издержки в ранг государственной тайны. Ситуацию довели до того, что созданная по поручению Президента рабочая группа пересматривает нормы и нормативы затрат, которые относятся на себестоимость коммунальных услуг, оценивают структуру управления ЖКХ, выявляет и ловит посредников.
«Только первые шаги Комитета госконтроля показывают: там хлама наворочено, дальше не придумаешь, — начиная от завышения цен на вывоз мусора до посредников, которых быть не должно… Мы видим колоссальное завышение тарифов, которое покрывается бюджетом», — отметил в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко.
Оценки КГК подтверждают этот вывод. Скажем, еще десять лет назад Правительство решило: облисполкомам до 15 ноября 2004 года установить приборы и устройства регулирования, автоматизации и учета тепловой энергии внутренних систем теплопотребления жилых домов, административных и производственных зданий, тепловых пунктов. Но в постановлении о подготовке к работе в осенне-зимний период 2013—2014 года снова поручение… о выполнении этих работ. «Принимаем решение, а через 10 лет вновь принимаем его? Значит, никуда не движемся?» — возмущается глава Госконтроля Александр Якобсон и делает закономерный вывод: «Страдает карман граждан из-за того, что кто-то недисциплинированно выполняет свои непосредственные обязанности».
Проблема в том, что ЖКХ выступает как заказчик, подрядчик и исполнитель услуг в одном лице. Проще говоря, сам себе заказываю, исполняю, контролирую и, соответственно, отвечаю за показатели финансово-хозяйственной деятельности.
В структуру министерства входят 6 подчиненных госорганизаций, 2 открытых акционерных общества с долей государства, 503 организации коммунальной собственности. Добавьте сюда надстройки в виде городских организаций. Очевидно, что система управления ЖКХ — это дублирование функций, двойное подчинение, рост затрат из-за содержания дополнительного аппарата. И что предлагает Минжилкомхоз в лице первого заместителя министра Александра Терехова? Создание новой системы управления — единого госзаказчика. Независимый орган, который будет покупать услуги у предприятий, их оказывающих, и продавать населению. Вместо одного посредника навязать потребителю другого. Но и это не все. Для контроля новоиспеченного органа предлагается учредить жилнадзор.
А вот я предлагаю обойтись без посредников. Оптимальный с экономической точки зрения вариант: поставщик — потребитель. Минуя коммунальщиков. По принципу «прямых продаж» теплоэнергии, горячей воды, света. Разумеется, будет сразу непросто. Но результативные примеры уже есть. Нужно только предметно и открыто анализировать затраты.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»