Не исчерпать бы кредита доверия
С одной стороны, есть конкретная договоренность подписать договор об образовании ЕАЭС 29 мая в Астане. С другой, некоторые основополагающие вопросы так и не решены. В первую очередь это касается общего энергетического рынка. Его создание намечено только на далекий еще 2025-й год.
Для лидеров таможенной «тройки» 29 апреля стал непростым и напряженным переговорным днем. Как, впрочем, и для всех делегаций. Это те экспертные группы, которые прорабатывали все предложения. Конечно, делать это непросто, потому что в таком союзе каждое государство отстаивает свои национальные интересы. Да и сам проект договора — это документ из 600 страниц, где нужно четко прописать все моменты взаимодействия трех стран. А время поджимает.
Позиция Беларуси в вопросах интеграции известна. Наша страна настаивает на отмене всех изъятий и ограничений из режима свободной торговли внутри будущего союза. В том числе по нефти и нефтепродуктам, газу, алкоголю, табаку, рыбе и другим продуктам. Без этого будущий экономический союз лишится прочного фундамента. Таково твердое мнение Александра Лукашенко.
По словам белорусского лидера, высказываются опасения, что здесь могут быть сложности экономического и бюджетного характера. «Но мне кажется, тогда и говорить о Евразийском экономическом союзе надо лет через десять, если мы сегодня не готовы».
Самый главный принцип во всех интеграционных образованиях — это, прежде всего, предсказуемость и выполнение взятых на себя обещаний. Поэтому формирование общего рынка нефтепродуктов, доступ к национальным газотранспортным системам, общие правила субсидирования сельского хозяйства — лишь некоторые вопросы, которые требуют четкой и конкретной формулировки.
По мнению экспертов, Евразийский экономический союз до 2030 года даст трем странам-участницам рост внутреннего валового продукта на 25 процентов и годовой оборот в 600 миллиардов долларов. Так что найти взаимопонимание сегодня — значит, получить выгоду завтра.
Но эффективность проекта во многом будет зависеть от того, насколько действенным станет его механизм. Сейчас важнейший этапный момент, после подписания документа переиграть что-либо будет куда сложнее. Проект договора о ЕАЭС включает в себя большой объем не только документов Таможенного союза и Единого экономического пространства, но и около 70 международных актов и ряд новых норм.
Целый ряд чувствительных для нашей республики вопросов вынесен на переходный период — до 2025 года — на двухстороннюю основу. Сейчас эксперты должны в самый короткий срок проделать большую работу, чтобы определить принципы, на которых будут основываться отношения Беларусь — Россия.
Договор о создании ЕАЭС должен вступить в силу на пространстве Таможенного союза 1 января 2015 года. Что касается размещения наднационального органа, решено сохранить статус-кво, то есть комиссия продолжит свое функционирование в Москве. А вот финансовый регулятор к 2025 году, как ожидается, будет размещен в Алматы.
Александр ШЕВКО, «СГ»