История TUT: конспирация, стычки, аресты - как в Гомеле отмечали Первое мая больше века назад
01.05.2014 14:34
—
Новости Общества
В Гомеле день солидарности трудящихся отмечают уже больше столетия. Правда, не всегда это был тот самый праздник, который ассоциируется с торжественной демонстрацией, флажками, бантиками и шариками…
4 мая стачечников в Чикаго разогнала полиция. В результате столкновений шесть рабочих было убито. После устроенного провокаторами взрыва еще четверых активистов арестовали и казнили по сфабрикованному обвинению. В 1889 году, в память об этих событиях II Интернационал рабочих и социалистических партий принял решение проводить 1 мая всеобщие выступления за восьмичасовой рабочий день.
В конце XIX столетия Гомель был ближе к Западной Европе, чем принято считать. С европейскими странами его связывали не только вояжи Паскевичей или местных купцов первой гильдии на курорты в Ниццу или Карловы Вары. Трудовая миграция и разворачивающееся социал-демократическое движение служило мощным каналом международных связей. Кстати, один из районов Гомеля за улицей Кузнечной (ныне - Интернациональной), с легкой иронией так и называли - "Америка", а район рядом - "Швейцария".
Впервые рабочие Гомеля отметили 1 мая в 1897 году. В условиях конспирации на маевку собрались 75 человек. А уже год спустя они одними из первых в Беларуси провели ее открыто. Причем довольно оригинальным способом.
Проходило мероприятие на Соже. Не на берегу, что кажется наиболее логичным и очевидным. Около 50 человек сгруппировались, находясь в лодках посреди реки. С речью к "лодочникам" обратился Петр Карпович, один из организаторов социал-демократического движения в Гомеле и, по иронии судьбы, внебрачный потомок Екатерины II.
В районе Мельникова луга праздник от возможного нападения полиции и "несознательных" граждан охранял боевой отряд, вооруженный нагайками и даже парой револьверов. Полиция не решилась приблизиться, и собрание, после подобающих случаю речей, мирно разошлось.
В 1899 году гомельская маевка уже была разогнана полицией. А первое мая нового, XX столетия местные рабочие встретили крупной забастовкой. За Прудком прошла большая маевка, в которой участвовало около 600 человек. Полиция тоже не дремала - ходила по предприятиям и составляла списки бастующих. Требования тогдашних стачечников были экономические - сокращение рабочего дня с 12-18 часов до восьми, повышение заработной платы, страхование от болезней и несчастных случаев, соблюдение элементарной техники безопасности.
Маевки проходили, как правило, в живописных и в тоже время укромных местах за городом, или на частных квартирах. Участники пели песни, поднимали красные знамена, устраивали застолье. Правда, участие в такой "пати", как и в партии, грозило арестом, тюрьмой и ссылкой в Восточную Сибирь на несколько лет.
Вечером 18 апреля (1 мая) на углу улиц Румянцевской и Ирининской стал собираться народ. Когда собралось около двух сотен человек, рабочий Павел Митрофанов подал сигнал: "Пошли, ребята!". Красный флаг подняли столяры во главе с Живовым, организатором первого гомельского профсоюза строителей - Союза деревообделочников. Столяры считались физически самыми сильными.
Тут же демонстрантов атаковала конная и пешая полиция во главе с самим полицмейстером в бурке и обнаженной шашкой в руках. В завязавшейся потасовке кто-то умудрился срезать у него кобуру с револьвером.
В то же время другой отряд молодежи с песней прошел по улице Ирининской, переименованной в 1919 году в Первомайскую, до самого дровяного базара. Несмотря на многочисленные аресты участников, вечером состоялась традиционная вечеринка. Одним из лозунгов демонстрантов 1 мая в Гомеле и по всей Российской империи были требования отменить смертный приговор Петру Карповичу, пользовавшемуся большей популярностью у гомельских рабочих. (Его именем названа одна из улиц). Правительство было вынуждено пойти на это.
Также постепенно рабочий день в Гомеле сократился до 12, затем - до 10 и, наконец, до 8-9 часов. Еще один исторический факт - 1 мая 1901 года в Гомеле, наряду с Петербургом, Харьковом и Тбилиси, впервые был выдвинут известный лозунг: "Долой самодержавие!" Ну и совсем возмутительным для местного общества, не знавшего равных прав для женщин, стало то, что в демонстрации 1 мая 1901 года в Гомеле впервые участвовали даже девушки.
В следующем, 1902 году, году полиция уже не допустила первомайской демонстрации в Гомеле. А 1 мая 1903 года на Румянцевскую просто не пускали всех, кто был одет, как рабочий. За городом в засадах находились вооруженные войска. А накануне полицейские провели "профилактическую зачистку", задержав более сотни активистов.
Однако рабочие обманули полицию: первомайская демонстрация все же состоялась, правда, неделей позже - 8 мая. Более 700 манифестантов неожиданно появились на Румянцевской, вышли на проезжую часть и прошествовали под охраной боевого отряда до городской управы (ныне - фабрика "Полеспечать"). По ходу пели песни и салютовали в воздух залпами из револьверов. Сзади шел одинокий городовой Прудников и тоже палил вверх из "смит-вессона". Полиции удалось арестовать лишь одну женщину-работницу.
После этих событий еврейские предприниматели города постановили собрать 4 000 рублей для усиления полиции, а казенные раввины призвали верующих иудеев выдавать властям всех революционеров.
Празднование Первомая в Гомеле проходило до 1908 года, после чего оно было прекращено из-за полицейских репрессий. Впрочем, уже с 1912 года первомайская традиция начала возобновляться…
На Крестьянском кладбище (ныне - Студенческий сквер), состоялся грандиозный митинг.
В первомайских демонстрациях 1917 года участвовали даже священнослужители. На митинге в Клинцах (Брянская область) рядом с красными знаменами реяли церковные хоругви. А выступавший с трибуны священник, вместо традиционного "Аминь", в завершение своей речи провозгласил: "Свобода, равенство, братство!"
После установления Советской власти 1 мая стало государственным праздником, который обыватели еще называли "Красной Пасхой". По воспоминаниям старожилов, помимо рабочих демонстраций, в 20-30-ые годы в этот день в Гомеле проходили и военные парады с участием кавалерии.
В послевоенные годы 1 мая стало одним из любимых праздников гомельчан, чему способствовало не только давняя традиция, но и теплая погода, музыка, всеобщий настрой и торговля по весьма доступным ценам.
А вечером, собравшись у телевизора "Горизонт" с салатом оливье и бокалом вина, можно было смотреть полные драматизма репортажи об инфляции и безработице, кризисе и стачечных боях. Происходило все это, конечно же, "у них" - там, за "железным занавесом"…
Откуда пошел "Первомай"
Краткий экскурс в историю самого праздника. Традиция отмечать его зародилась в США. 1 мая 1886 года американские рабочие, среди которых было немало мигрантов из Восточной Европы, в том числе из Беларуси, вышли на улицы с требованием о сокращении рабочего дня до 8 часов.4 мая стачечников в Чикаго разогнала полиция. В результате столкновений шесть рабочих было убито. После устроенного провокаторами взрыва еще четверых активистов арестовали и казнили по сфабрикованному обвинению. В 1889 году, в память об этих событиях II Интернационал рабочих и социалистических партий принял решение проводить 1 мая всеобщие выступления за восьмичасовой рабочий день.
В конце XIX столетия Гомель был ближе к Западной Европе, чем принято считать. С европейскими странами его связывали не только вояжи Паскевичей или местных купцов первой гильдии на курорты в Ниццу или Карловы Вары. Трудовая миграция и разворачивающееся социал-демократическое движение служило мощным каналом международных связей. Кстати, один из районов Гомеля за улицей Кузнечной (ныне - Интернациональной), с легкой иронией так и называли - "Америка", а район рядом - "Швейцария".
Впервые рабочие Гомеля отметили 1 мая в 1897 году. В условиях конспирации на маевку собрались 75 человек. А уже год спустя они одними из первых в Беларуси провели ее открыто. Причем довольно оригинальным способом.
Проходило мероприятие на Соже. Не на берегу, что кажется наиболее логичным и очевидным. Около 50 человек сгруппировались, находясь в лодках посреди реки. С речью к "лодочникам" обратился Петр Карпович, один из организаторов социал-демократического движения в Гомеле и, по иронии судьбы, внебрачный потомок Екатерины II.
В районе Мельникова луга праздник от возможного нападения полиции и "несознательных" граждан охранял боевой отряд, вооруженный нагайками и даже парой револьверов. Полиция не решилась приблизиться, и собрание, после подобающих случаю речей, мирно разошлось.
В 1899 году гомельская маевка уже была разогнана полицией. А первое мая нового, XX столетия местные рабочие встретили крупной забастовкой. За Прудком прошла большая маевка, в которой участвовало около 600 человек. Полиция тоже не дремала - ходила по предприятиям и составляла списки бастующих. Требования тогдашних стачечников были экономические - сокращение рабочего дня с 12-18 часов до восьми, повышение заработной платы, страхование от болезней и несчастных случаев, соблюдение элементарной техники безопасности.
Маевки проходили, как правило, в живописных и в тоже время укромных местах за городом, или на частных квартирах. Участники пели песни, поднимали красные знамена, устраивали застолье. Правда, участие в такой "пати", как и в партии, грозило арестом, тюрьмой и ссылкой в Восточную Сибирь на несколько лет.
Первомайская демонстрация на улице Первомайской
1 мая 1901 года Гомельский социал-демократический комитет решил отметить уличной демонстрацией. По этому поводу была издана листовка-призыв. В ответ, в ночь на 15 апреля (по старому стилю) по рабочим окраинам прокатилась волна обысков и арестов. Гомельский полицмейстер Фен-Раевский принял соответствующие меры и в день праздника на всех перекрестках были выставлены городовые с деревянными палками (резиновых тогда еще не изобрели), и полицейские кареты.Вечером 18 апреля (1 мая) на углу улиц Румянцевской и Ирининской стал собираться народ. Когда собралось около двух сотен человек, рабочий Павел Митрофанов подал сигнал: "Пошли, ребята!". Красный флаг подняли столяры во главе с Живовым, организатором первого гомельского профсоюза строителей - Союза деревообделочников. Столяры считались физически самыми сильными.
Тут же демонстрантов атаковала конная и пешая полиция во главе с самим полицмейстером в бурке и обнаженной шашкой в руках. В завязавшейся потасовке кто-то умудрился срезать у него кобуру с револьвером.
В то же время другой отряд молодежи с песней прошел по улице Ирининской, переименованной в 1919 году в Первомайскую, до самого дровяного базара. Несмотря на многочисленные аресты участников, вечером состоялась традиционная вечеринка. Одним из лозунгов демонстрантов 1 мая в Гомеле и по всей Российской империи были требования отменить смертный приговор Петру Карповичу, пользовавшемуся большей популярностью у гомельских рабочих. (Его именем названа одна из улиц). Правительство было вынуждено пойти на это.
Также постепенно рабочий день в Гомеле сократился до 12, затем - до 10 и, наконец, до 8-9 часов. Еще один исторический факт - 1 мая 1901 года в Гомеле, наряду с Петербургом, Харьковом и Тбилиси, впервые был выдвинут известный лозунг: "Долой самодержавие!" Ну и совсем возмутительным для местного общества, не знавшего равных прав для женщин, стало то, что в демонстрации 1 мая 1901 года в Гомеле впервые участвовали даже девушки.
В следующем, 1902 году, году полиция уже не допустила первомайской демонстрации в Гомеле. А 1 мая 1903 года на Румянцевскую просто не пускали всех, кто был одет, как рабочий. За городом в засадах находились вооруженные войска. А накануне полицейские провели "профилактическую зачистку", задержав более сотни активистов.
Однако рабочие обманули полицию: первомайская демонстрация все же состоялась, правда, неделей позже - 8 мая. Более 700 манифестантов неожиданно появились на Румянцевской, вышли на проезжую часть и прошествовали под охраной боевого отряда до городской управы (ныне - фабрика "Полеспечать"). По ходу пели песни и салютовали в воздух залпами из револьверов. Сзади шел одинокий городовой Прудников и тоже палил вверх из "смит-вессона". Полиции удалось арестовать лишь одну женщину-работницу.
После этих событий еврейские предприниматели города постановили собрать 4 000 рублей для усиления полиции, а казенные раввины призвали верующих иудеев выдавать властям всех революционеров.
Празднование Первомая в Гомеле проходило до 1908 года, после чего оно было прекращено из-за полицейских репрессий. Впрочем, уже с 1912 года первомайская традиция начала возобновляться…
Труд, мир, май - кого хочешь, выбирай…
1 мая 1917 года в Гомеле состоялась первая официально разрешенная первомайская демонстрация. По Румянцевской улице от Базарной площади к окраине города шла многотысячная колонна из представителей политических партий - большевиков, меньшевиков, эсеров, анархистов, бунда, польских социалистов, из профсоюзов печатников, деревообделочников, кожевников, щетинщиков, почтово-телеграфных служащих, железнодорожников, солдат и офицеров многочисленных воинских частей.На Крестьянском кладбище (ныне - Студенческий сквер), состоялся грандиозный митинг.
В первомайских демонстрациях 1917 года участвовали даже священнослужители. На митинге в Клинцах (Брянская область) рядом с красными знаменами реяли церковные хоругви. А выступавший с трибуны священник, вместо традиционного "Аминь", в завершение своей речи провозгласил: "Свобода, равенство, братство!"
После установления Советской власти 1 мая стало государственным праздником, который обыватели еще называли "Красной Пасхой". По воспоминаниям старожилов, помимо рабочих демонстраций, в 20-30-ые годы в этот день в Гомеле проходили и военные парады с участием кавалерии.
В послевоенные годы 1 мая стало одним из любимых праздников гомельчан, чему способствовало не только давняя традиция, но и теплая погода, музыка, всеобщий настрой и торговля по весьма доступным ценам.
А вечером, собравшись у телевизора "Горизонт" с салатом оливье и бокалом вина, можно было смотреть полные драматизма репортажи об инфляции и безработице, кризисе и стачечных боях. Происходило все это, конечно же, "у них" - там, за "железным занавесом"…